Похоронная церемония

Снос старинных зданий в Петербурге проходит согласно ритуалу, все участники которого четко знают свои роли

 

Снос старинных зданий в Петербурге проходит согласно ритуалу, все участники которого четко знают свои роли

В Петербурге приключился очередной градостроительный скандал с летальным исходом: в воскресенье средь бела дня на углу Щербакова переулка и Загородного проспекта «скончался» старинный дом купца Рогова. Он умирал долго и мучительно. Последние годы здание не радовало глаз, и было понятно, что «пациент» скорее мертв, чем жив. Но за жизнь его боролись. Или делали вид, что боролись…

И вот в выходной день спецтехника сровняла здание с землей. С «покойным», как полагается, попрощались и чиновники, и градозащитники, и депутаты. Они поплакали над развалинами, произнесли душещипательные речи о том, каким замечательным был этот дом при жизни, и потребовали наказать виновных в кончине «пациента».

Так выглядит эта история, если не вдаваться в детали. А продолжение ее предсказуемо: расследования, штрафы, бумаги, поиски виноватых... В конце концов губернатор вернется из отпуска и, наверное, заставит ответить всех причастных. Но толку-то? Похороненное здание уже не воскресить. И через пару лет на месте, где стоял дом Рогова, вырастет очередной бизнес-центр класса «А». Видели – знаем.

С точно таким же рвением те же градозащитники и чиновники пытались разобраться с застройщиком, который в прошлом году в разгар майских праздников стер с лица земли казармы Преображенского полка. Стер тихо, когда все нормальные люди отдыхали. А власти делали большие глаза и удивлялись: как это, мол, без нашего ведома?! И чем дело кончилось? Покричали и забыли. А инвестор, которому очень нужен был этот лакомый кусок земли, остался доволен.

Вспомним и Литературный дом на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки. В какой-то момент даже показалось, что этого «пациента» еще можно будет спасти. Но пока градозащитники рядились с застройщиками, от здания не оставили камня на камне. Ну да – и там были штрафы, споры о статусе, поиски разрешений на демонтаж… И через год с небольшим – каркас нового здания на месте снесенного. 

Еще один небезызвестный пример – торговый центр «Стокманн» на углу Невского проспекта и улицы Восстания. Уж сколько там было скандалов! А результат все равно один – финский инвестор построил новый дом, под предлогом аварийности похоронив старый.

И наконец, пожалуй, самый вопиющий случай – Летний сад, который под тем же самым предлогом лишили его чудесного облика. Спорили вокруг него столько, что ни одному другому памятнику архитектуры не снилось. А потом все равно закрыли на реконструкцию… Теперь снова скандалим: вернуть прежний облик! Только поздно уже.

 

Мы перечислили только самые громкие случаи. А сколько их было всего? Сколько домов снесли, сколько скверов вырубили без широкой огласки? В случае с зелеными насаждениями, кстати, история точно такая же. Все спохватываются, когда уже щепки летят. Чиновники изображают крайнюю степень удивления, а жители ложатся под экскаваторы и становятся в живую цепочку на пути строительных машин. Не поедут же они по людям! Примерно так и развивались события вокруг зеленой зоны на Комендантском, 40, когда участок земли, на котором еще утром играли дети, днем окружили синим забором. Почти сразу яростное противостояние жителей и строителей стало достоянием общественности и несколько недель не сходило с телеэкранов. В итоге люди победили, и этого больного удалось спасти. А сколько скверов Петербург уже похоронил? Десятки? Сотни?

Но отвлечемся от градостроительной тематики и посмотрим по сторонам. Нашли, к примеру, в универсаме гнилые овощи или в детском лагере – просроченные продукты. Или прогулочный катер потерпел крушение. Или лепнина рухнула на асфальт… Что всегда за этим следует? Знакомая картина: удивленные глаза местных властей, которые фактически признаются в том, что не ведают о происходящем на их территориях, и, разумеется, призывы общественников найти и покарать виновных. К слову, результаты этих поисков очень редко становятся достоянием общественности.

История почившего в воскресенье дома Рогова в очередной раз наглядно это продемонстрировала. На место событий прибыла глава района Мария Щербакова, которая, судя по всему, и не подозревала, что в воскресенье здесь развернутся такие боевые действия. А когда от старинного здания практически ничего не осталось, явился и специалист Госстройнадзора с предписанием остановить все работы. Градозащитникам чиновники пообещали, что инвестора накажут за самоуправство. Что ж, подождем. Не исключено, кстати, что сумма на выплату штрафа у компании была заранее подготовлена.

…Хороший врач знает, как лечить пациента, предлагая ему четкую последовательность действий, чтобы избежать летального исхода. Наша же власть раз за разом демонстрирует полное отсутствие этой самой стратегии, при которой оплакивают и хоронят только в самом крайнем случае, делая все для того, чтобы предотвратить гибель здания, сквера или человека.

 

 

прямая речь

«Вы отдаете Петербург на растерзание?»

 

Александр Сокуров, режиссер:

– Уважаемые жители Петербурга! В нашем городе произошло значимое событие, которое, возможно, большая часть из вас и не заметила.

В Центральном районе города был убит старый житель  Петербурга – Дом Номер Три, проживавший на углу Загородного проспекта и Щербакова переулка. 

«Доктора»-градостроители и чиновники-«терапевты» решили публично применить метод эвтаназии к этому вполне крепкому старику, который еще даже не успел всего рассказать о событиях в жизни людей и города, свидетелем которых он был в течение полутора столетий. И уже ничего не расскажет…

 

 

подробности

Казалось, что дом удалось спасти…

 

Уничтожить дом Рогова впервые инвесторы попытались в 2004 году. Собственник здания (на тот момент оно принадлежало компании ЗАО «ДК Порт») заказал техническую экспертизу его состояния, главной целью которой было объявить об аварийном состоянии дома. На его месте застройщик намеревался возвести бизнес-центр. Инвестор даже на свои средства расселил жильцов, превратив здание в нежилое. Но вскоре после этого интерес к проекту у фирмы резко пропал. Дом Рогова перешел к новому инвестору – компании «Престиж».

Застройщик, опираясь на выводы об аварийности здания, снес все флигели и корпус, выходящий фасадом в Щербаков переулок. Строение, фасадная часть которого выходила на Загородный проспект (именно этот корпус представлял серьезную историко-архитектурную ценность), предлагалось разобрать, а затем на его месте поставить точно такой же новодел. Но петербургские градозащитники выступил резко против и заказали независимую экспертизу здания. Ее результаты показали: выводы об аварийном состоянии стен и перекрытий дома сильно преувеличены.

Утверждение представителей инвестора о том, что дом Рогова серьезно пострадал во время строительства наклонного хода станции метро «Достоевская» тоже оказались опровергнуты. Еще до начала работ «Ленметрогипротранс» специально разработал проект усиления несущих конструкций здания. В 2007 году руководство «Метростроя» официально подтвердило, что его реализовали в полном объеме и здание может спокойно простоять еще несколько десятков лет.

В конце ноября 2007-го это заключение легло на стол тогдашнего председателя КГИОПа Веры Дементьевой, а уже в начале декабря она распорядилась отозвать согласование технического заключения, выданного экспертами комитета в 2004 году, и запретить разборку дома Рогова. Вместо этого ООО «Престиж» обязали разработать проект усиления перекрытий.

Но этот проект на свет так и не появился. Уже в 2010 году те же самые чиновники КГИОПа пришли к выводу, что здание уже не спасти. Поэтому его решили просто вывести из списка вновь выявленных объектов культурного наследия и лишили охранного статуса. Инвестор на радостях начал разбирать фасад, но из-за вмешательства журналистов, деятелей культуры и градозащитников разрушение объекта приостановили до решения суда. Куйбышевский районный суд в конце февраля 2011-го вынес решение о возвращении дому Рогова статуса объекта культурного наследия.

Летом 2011 года казалось, что памятник удалось спасти. КГИОП и ООО «Престиж» подписали мировое соглашение, по которому инвестор обязался провести ряд восстановительных мероприятий на объекте и компенсировать городскому бюджету все затраты на противоаварийные работы в здании, которые велись на государственные деньги в течение нескольких лет. После этого застройщик должен был передать объект другому инвестору – ООО «Вектор», – входящему в крупный холдинг «Атлас Груп». Его представители неоднократно заявляли, что дом Рогова ждет реставрация.

 

 

Сегодня мне стыдно. Мне стыдно, что в Петербурге подавляющему числу жителей абсолютно безразлична судьба Петербурга. Миллионы жителей города с удовольствием, в полную меру берут у города все, что хотят, пожирая его, используя его, но так мало тех, кто пытается бескорыстной любовью защитить его. Миллионы урожденных в этом городе молодых людей забыли или не думали никогда о великой своей ответственности перед ним. Вы отдаете Петербург на растерзание, неужели это – ваше окончательное решение?

 

 

 

 

 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.