«Наш потенциал выше, чем у Ленобласти»

Подводя итоги первых 100 дней своей работы на посту главы Карелии, Александр Худилайнен отмечает, что главные беды региона – энергетическая зависимость и слабая транспортная инфраструктура

 

Подводя итоги первых 100 дней своей работы на посту главы Карелии, Александр Худилайнен отмечает, что главные беды региона – энергетическая зависимость и слабая транспортная инфраструктура

 

– Александр Петрович, вы уже успели глубоко вникнуть в проблемы Карелии? Какие задачи по развитию региона считаете главными?

– Первое – необходимо преодолеть энергозависимость региона. Сегодня Карелия до 40 процентов электроэнергии получает из Мурманской и Ленинградской областей. Сейчас в республике реализуется проект по восстановлению старых, построенных еще финнами малых ГЭС. На днях были на открытии строительства очередной гидроэлектростанции в Сортавальском районе. В планах инвесторов – возведение еще нескольких малых ГЭС в регионе. На стадии завершения – переговоры с руководством «Газпрома», который намерен вложить более 

6 миллиардов рублей в газификацию Северного Приладожья. А дочерняя компания «Петербургтеплоэнерго» готова взять на себя реконструкцию 78 котельных, чтобы в перспективе перевести их с дорогого мазута на более экономичные виды топлива.

Второе – это дороги и транспортная инфраструктура. В частности, до конца 2014 года будет реконструирована автомобильная дорога, обеспечивающая сообщение с Финляндией через пункт пропуска «Сювяоро – Париккала». В 2015–2016 гг. планируется завершить реконструкцию федеральной трассы на участках в Лахденпохском и Сортавальском районах.

– Не планируется ли привлечение финских подрядчиков на строительство карельских дорог?

– Очень хорошая идея. В этом году уже все конкурсы проведены, но в следующем обязательно предложим финским партнерам поучаствовать. При одинаковых климатических условиях в Финляндии дороги стоят минимум 15 лет, а у нас разваливаются через 5.

В то же время энергетика и дороги – это как раз то главное, на что смотрят инвесторы. Появится инфраструктура – появятся и новые производства.

– О привлечении инвестиций в Карелию говорится уже много лет, но, к сожалению, пока результаты не особенно впечатляют…

– Мы разработали целый пакет новых мер по поддержке инвесторов в приоритетных отраслях экономики. Например, создание Инвестиционного фонда ориентировочно в объеме 100 миллионов рублей для финансирования участия республики в совместных с частным капиталом проектах. Ряд льгот по арендным земельным платежам, налоговых льгот, которые будут предоставляться не на пять лет, как сейчас, а на период окупаемости вложенных средств. Законодательно пропишем гарантии, что в течение пяти лет, что бы ни случилось, пусть хоть небо на землю упадет, никакие новые решения на республиканском уровне не будут ухудшать условия для инвесторов, уже заключивших соглашения. Уверен, что новая инвестиционная политика достаточно скоро даст свои плоды.

– Вы сказали «приоритетные отрасли» – это традиционные лесной и горный комплексы?

– Не только, хотя, конечно, они останутся основой экономики. Тем более что в соседней Финляндии горный комплекс сегодня переживает настоящий бум. Даже те карьеры, которые были брошены полвека назад, возрождаются, приходят шведские инвесторы. В Карелии недра богатейшие, 27 видов полезных ископаемых! Как у нас говорят, все есть, даже нефть, только ее пока не нашли.

Но, конечно, не только на лес и щебень будем делать ставку. Например, сельское хозяйство – многие молочные фермы, птицефабрики погибли лет 15–20 назад. Нужно все это возрождать. Уже сейчас есть инвестор из Ленобласти, пришел под наше слово, намерен построить крупную молочную ферму на 1200 голов. Он же купил брошенную птицефабрику недалеко от Петрозаводска. Ведем аналогичные переговоры с зарубежными инвесторами. Так что перспективы у сельского хозяйства Карелии есть. 

– А переработка сельхозпродукции? Например, рыбы – Карелия ведь российский лидер по выращиванию форели?

– Действительно, объемы выращивания форели постоянно растут, только в этом году, по прогнозам, будет произведено 57 тысяч тонн. И еще 90 тысяч тонн рыбы, как ожидается, будет выловлено в Белом и Баренцевом морях. А на переработку рыбу возим в Петербург или Мурманск. Необходимо строить свои перерабатывающие заводы, ведь это, кроме всего прочего, множество новых рабочих мест.

– Для карельских моногородов, которые полностью зависят от градообразующих предприятий, это выход. Тем более что вести приходят тревожные: к примеру, «Русал» вроде бы собирается закрывать Надвоицкий алюминиевый завод…

– Да, такая информация появилась в СМИ после недавнего заседания совета директоров «Русала», на котором шла речь о переводе мощностей по производству алюминия из европейской части в Сибирь. На НАЗе работают порядка 1300 человек. Для поселка Надвоицы с населением около 8900 жителей это очень много. Я общался по этому поводу с генеральным директором компании Олегом Владимировичем Дерипаской. По его устному заявлению, завод закрыт не будет, предполагается его перепрофилировать на производство иного вида продукции. Какое бы решение ни приняло руководство «Русала», перемены на предприятии будут происходить не завтра, это длительный поэтапный процесс. Так что время принять меры совместно с «Русалом», чтобы жители поселка не пострадали, у нас есть. Конечно, ситуация с НАЗом – еще одно доказательство, что нужны срочные шаги по диверсификации экономики.

– Какой вы видите Карелию через несколько лет?

– Я никогда не обещаю невыполнимого. Считаю, что через 2–3 года нам удастся изменить ситуацию к лучшему. Постепенно Карелия сможет превратиться из дотационной территории в регион-донор. Сколько времени для этого потребуется? Может быть, пять лет, может быть, десять. Но это цель, к которой мы должны идти. Все возможности для этого у республики есть. Потенциал у Карелии колоссальный – выше, чем у Ленинградской области.

Беседовала Наталья Овсянникова

 

 

между тем…

Финн Худилайнен хочет открыть границу для финнов

 

На встрече с Владимиром Путиным, которая запланирована на конец сентября, глава Карелии Александр Худилайнен намерен обсудить вопрос о безвизовом проезде для финских туристов, пересекающих российскую границу в Карелии,

Как пояснил губернатор, в Карелии может быть использован опыт Санкт-Петербурга: туристы, прибывающие в северную столицу на поезде «Аллегро», могут в течение 72 часов находиться на территории России без виз. Подобное соглашение действует и в Мурманской области, на переходе в Киркинесе, добавил Александр Худилайнен.

Добиться такого же режима для Карелии было бы справедливо, считает губернатор. Тем более что сейчас совместно с РЖД и финским руководством рассматривается возможность организации пассажирского железнодорожного сообщения по маршрутам Петрозаводск – Сортавала – Йоэнсуу и Петрозаводск – Костомукша – Каяни – Оулу. Александр Худилайнен не исключил возможности того, что при благоприятных условиях регулярные рейсы могут начаться уже в следующем году.

Глава Карелии также добавил, что предложит рассмотреть этот вопрос и президенту Финляндии Саули Ниинисте, встреча с которым запланирована на первую декаду сентября.

На встречах с первыми лицами обеих государств губернатор намерен поднять и вопрос о придании международного статуса пункту пропуска «Сювяоро-Париккала», что позволило бы наладить на этом участке российско-финской границы не только грузовые, но и пассажирские перевозки.

– Сювяоро смог мы разгрузить пункты пропуска в Ленобласти, – добавил Александр Худилайнен. По его словам, власти приграничных финских регионов тоже очень заинтересованы в этом проекте.

 

 

С политикой разобрался. С экономикой будет сложнее

 

Наталья Овсянникова, собкор «НВ» в Карелии

Первые сто дней Александра Худилайнена на посту губернатора Карелии прошли без политических потрясений. И это уже достижение для региона, который в последние год-полтора лихорадило от так называемой 

войны элит. Политическое спокойствие – очевидный тактический успех нового главы республики, который сумел, не обостряя отношений с местными политическими группами, довольно жестко обозначить свою позицию и получить время для формирования своей команды. Но уже вскоре эта команда рискует столкнуться с серьезными вызовами в сфере экономики.

Александру Худилайнену по сравнению с его предшественником Андреем Нелидовым на первых порах руководства республикой пришлось, с одной стороны, проще: далеко не столь сильно проявился эффект завышенных ожиданий. Когда Нелидов сменил на посту «несменяемого» Сергея Катанандова, в общей сложности почти двадцать лет находившегося на вершинах власти в регионе, это воспринималось как новая страница в жизни республики. К Худилайнену после правления его предшественника, продержавшегося всего два года, отнеслись скорее настороженно и чудес точно не ждали.

С другой стороны, во многом благодаря сформированному оппонентами Нелидова в ходе информационной войны негативному имиджу региональной власти в целом новый губернатор столкнулся с кризисом доверия со стороны общества. Даже о ближайших планах губернатору пришлось говорить в крайне осторожных и взвешенных выражениях, чтобы не прослыть прожектером. 

И надо отметить, что новый губернатор извлек уроки из ошибок своего предшественника. Во-первых, сразу же принялся изучать обстановку на местах: отправился в районы, причем самые депрессивные, которые ранее своим вниманием первые лица республики не особенно баловали. Во-вторых, восстановил упраздненный Нелидовым госкомитет по местному самоуправлению. Здесь, безусловно, сказался богатый управленческий опыт Худилайнена, который сам прошел все ступени муниципальной службы и понимает, насколько важна для руководителя региона поддержка муниципалитетов. Особенно такого региона, как Карелия, с ее пестрой политической палитрой и весьма разношерстным в партийном смысле Законодательным собранием.

С парламентом новый руководитель региона также принялся выстраивать, как принято говорить, конструктивные отношения. Напомним, что до того, как возглавить республику, Худилайнен некоторое время был председателем ЗС Ленобласти с его «ершистыми», по выражению самого губернатора, депутатами. Карельские народные избранники «ершистостью» своим коллегам из соседнего региона точно не уступают, чему доказательством был затяжной конфликт с парламентом предыдущего руководства республики во главе с Нелидовым. Причем сложность состояла в том, что третьей стороной в этом противостоянии были власти Петрозаводска. Ситуация стала практически патовой: парламент, несмотря на противодействие правительства, встал на сторону городского руководства. Худилайнен смог предложить компромисс, устроивший всех: средства, которые республиканские власти планировали изъять из бюджета Петрозаводска, остались в городской казне. Зато деление дохода с НДФЛ было по обоюдному согласию выстроено в пользу республиканского бюджета.

Стабилизация политической обстановки дала главе Карелии время и возможность спокойно сформировать структуру правительства. Самым ярким нововведением стало появление двух должностей первых заместителей – по региональной и по экономической политике. На первую из них был назначен Александр Чаженгин – весьма известный в республике политик, причем с оппозиционным прошлым (некогда возглавлял местное отделение партии «Яблоко»). На вторую – Олег Громов, «варяг» из Лен-области. Таким образом, губернатор уравновесил «баланс сил» в новом правительстве.

Созданная структура должна помочь в решении главной беды Карелии: вот уже много лет республика не может вырваться из разряда экономически депрессивных регионов, несмотря на свое приграничное положение с Финляндией. Именно на финские инвестиции в том числе делает ставку губернатор – в ходе недавней деловой поездки в Суоми удалось заключить ряд соглашений о сотрудничестве. При этом плюс Худилайнена в том, что он не только сам является финном по национальности и свободно владеет финским языком, но уже успел наработать хорошие деловые связи с инвесторами из Суоми за годы руководства Гатчинским районом Ленобласти.

Но и риски тоже велики. Оставленное Худилайнену наследство слишком непростое. Понятно, что от губернатора не ждут невозможного: того, что в одночасье в Карелии появятся новые заводы и рабочие места, а вместо старых полуразрушенных котельных – современные станции на биотопливе. Но многое будет зависеть от того, сможет ли республиканская власть ответить на эти вызовы конкретными предложениями. Александр Худилайнен обещает, что уже в сентябре будет представлена новая социально-экономическая концепция развития региона. Это будет первым серьезным тестом для новой команды.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.