Чему может научить смерть
Из доклада профессора, доктора медицинских наук протоиерея Сергия Филимонова:
Из доклада профессора, доктора медицинских наук протоиерея Сергия Филимонова:
– Врач может столкнуться с искажением некоторыми умирающими больными понимания церковных таинств, суеверием и мнительностью.
Больному П., 70 лет, незадолго до смерти было предложено исповедоваться, причаститься и собороваться. Больной выразил согласие. Сестра милосердия приготовила пациента к таинствам. В день, когда со священником было договорено совершение таинств, родственники больного отказали в проведении таинств со следующей мотивировкой: «Соборование и причастие совершается, как мы слышали, для умирающих людей, а мы надеемся на выздоровление».
– Из-за отчаяния и безысходности («искушение отчаянием») некоторые умирающие больные, цепляясь за последний шанс, обращаются за помощью к колдунам и «целителям».
Больная М., 35 лет, вышла замуж за мусульманина, под давлением мужа отреклась от христианства и приняла ислам. Тяжело заболела. Имела разговор с крестной матерью о возвращении в православие. Около полугода не могла принять решения по причине угроз со стороны мужа физической расправой. Через полгода заболела раком гортани. Была прооперирована, прошла курс лучевой и химиотерапии. Через некоторое время были обнаружены метастазы. Решилась на тайное возвращение в православие. Прошла краткий курс подготовки, катехизации по обращению к православной вере от магометанства. Тайно прошла чин присоединения к Православной церкви, исповедовалась и причастилась. Через некоторое время в связи с отсутствием улучшения состояния обратилась за помощью к экстрасенсам и колдунам. Спустя два месяца скончалась без покаяния.
– Ряд больных, предчувствуя скорую смерть, быстрее задумываются и принимают решение, влияющее на спасение души.
Больная К., 57 лет, находилась на гинекологическом отделении больницы по поводу неоперабельной опухоли матки. Около 15 лет назад отошла от православия и стала ходить к протестантам. После беседы с сестрой милосердия и священником изъявила желание вернуться в Православную церковь. Прошла чин присоединения к православию, исповедовалась, причастилась. Через три дня больная с умиротворенной совестью неожиданно умерла.
– Врач не всегда может способствовать христианскому приготовлению к смерти больного.
Больной Н., врач, 30 лет, поступил на проктологическое отделение городской больницы с диагнозом «рак прямой кишки». Родственниками жены больного был приглашен священник. После разговора со священником больной согласился первый раз в жизни исповедоваться и причаститься. К больному была направлена сестра милосердия, которая подготовила больного к исповеди. Вскоре к сестре поступил звонок от отца больного, что в услугах священника его сын не нуждается. Сестра доложила священнику, и тот благословил услышать отказ от таинства непосредственно из уст пациента. Сестра позвонила, но трубку сына поднял отец и повторно в жесткой форме отказал в предсмертном христианском напутствии сына, взяв ответственность на себя. Через два дня больной умер без христианского напутствия.
– Цепляясь за последнюю соломинку, некоторые больные соглашаются на предложение врача вызвать священника. Однако врачу надо быть готовым к тому, что это согласие не всегда будет искренним.
Больной Х., 53 лет, заведующий хирургическим отделением одной из больниц, невоцерковленный, находясь в тяжелом состоянии, согласился на уговоры верующего медперсонала исповедоваться и помолиться. После исповеди, молитв и помазания елеем согласился подготовиться к причастию. Вскоре наступило резкое улучшение состояния. Когда священник повторно пришел, чтобы причастить больного, тот не пустил его в палату и, замахав руками, восклицал: «Идите, идите, ничего больше не надо». Через три недели пациент скончался.
– Врачу необходимо помнить, что если больной не потерян для Бога в плане спасения души до последних секунд жизни, значит, он не потерян и для врача, для его терпения и молитв.
Больная Г., 59 лет, бывшая главная сестра терапевтического отделения больницы, невоцерковленная, периодически находилась в стационаре для поддерживающей терапии по поводу рака матки, с метастазами в тела позвонков, была обездвижена. Во время встречи со священником больная заявила, что пока она сама не побывает на том свете и не пообщается с умершими, не уверует. Через три недели больная сама вызвала священника и попросила научить ее молиться, исповедовать и причастить. При этом она рассказала следующее: в ночь на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы она временно умерла и попала на тот свет. Там она действительно встретилась со своими умершими родственниками и общалась с ними, ей был показан вход в рай и вход в ад, но к райским дверям она не смогла даже приблизиться, так как не знала ни одной молитвы, и мост через огненную реку был для нее закрыт. Она просила у Бога помощи, так как испытывала сильный болевой синдром в спине. Ей дали небольшое молитвенное правило в виде самых простых молитв. Затем она была отправлена обратно на землю с благословением совершать это правило утром и вечером. Когда она пришла в себя, то почувствовала, что боли прошли, и в течение последующих трех дней больная обходилась без наркотических анальгетиков, хотя до этого использовала их около трех раз в день. Очнувшись, она кричала из палаты на все отделение: «Верьте, люди, Бог есть!» Больная скончалась примерно через три месяца после события. За это время она исповедовалась, неоднократно причащалась Святых Тайн, соборовалась. Умерла она глубоко верующим человеком.
– Врачу следует помнить, что «там, где вмешивается Господь, нарушается естества чин», и относиться к своим медицинским знаниям с этой поправкой. Даже в состоянии комы больной еще не потерян в духовной перспективе.
Священника пригласили к больной в состоянии комы. В момент прихода священника в палату больная вышла из комы, совершенно сознательно исповедовалась, причастилась, собеседовала. К вечеру она опять впала в кому и через несколько дней умерла.