Ирина Апексимова: «Голливуд разочаровать не может»
Известная российская актриса не захотела, чтобы фабрика грез проглотила ее «всю, без остатка»
Известная российская актриса не захотела, чтобы фабрика грез проглотила ее «всю, без остатка»
В кино она приобрела имидж решительной, деловой, современной женщины, которая не льет слез и надеется только на саму себя. Хотя в жизни Ирина не совсем такая, притом что, да, стремительная, резкая, самостоятельная, но бывает иногда и растерявшейся перед обстоятельствами, ранимой, ждущей утешения. Эти слабости она прячет глубоко в себе. А на поверхность выходит перфекционизм – желание сделать все на самом высшем уровне. Апексимова терпеть не может сидеть на одном месте и ждать долгих разрешений проблем и вопросов. Вот и сейчас, когда Ирину назначили директором Театра Романа Виктюка, в кабинете ее не застать. Зато она может праздновать первую ощутимую победу – с ее приходом на новую должность наконец-то начинается реконструкция знаменитого здания 1920-х годов на улице Стромынка, 6, которую не могли начать несколько лет. Пока же театр вынужден кочевать со спектаклями по разным площадкам Москвы.
– Ирина, должность директора для актрисы дело необычное...
– Почему? У Олега Табакова же получается сочетать и административную работу, и актерскую профессию. И у Татьяны Дорониной тоже все отлично выходит.
– Но вы-то о подобном предложении и не мечтали, наверное?
– Почему не мечтала? Очень даже. Когда мне позвонил глава департамента культуры Москвы Сергей Капков, я и минуты не раздумывала – сразу согласилась. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что не молодею, ролей предлагают все меньше, и потому занять себя новой кипучей деятельностью – это как раз по мне. Тем более что имею подобный опыт – открывала и уже четыре года назад закрыла свой продюсерский центр, шишек себе изрядно набила.
– Вы что-то репетируете у Виктюка?
– Пока не найден для меня материал, нет яркой, необычной роли. Мы оба с Романом Григорьевичем понимаем, что в какой-то проходной вещи меня занимать не стоит. А репетирую я сейчас пьесу, которая была очень популярной в 1980-е годы, – Александра Гельмана «Скамейка» – о встрече мужчины и женщины, о возникшем чувстве между ними – идея моя, я же являюсь продюсером. Моим партнером стал Гоша Куценко. Я очень люблю с ним работать – мы шесть лет уже играем в антрепризном спектакле «Игра в правду». Гоша необыкновенно чуткий актер и открытый, добрый, близкий мне человек.
– Как директор, вы занимаетесь гастролями? Спектакли, которые приедут в Петербург в сентябре, чей выбор?
– В круг моих дел входит обязанность как можно лучше, выигрышнее представить афишу Театра Виктюка. Но вообще, Роман Григорьевич сам определяет, какие спектакли он повезет. Честно признаюсь, два спектакля из пяти, которые отобраны для показа в Петербурге, я еще не видела, – «Путаны» и «Король Арлекин». А другие – «Служанки», «Саломея», «Мастер и Маргарита» – мои любимые. Это удивительные по пластике, режиссерскому решению постановки.
– Зритель вас знает прежде всего как актрису сериалов, а вы так преданы театру...
– Я считаю для себя театр приоритетным. И с ролями, и с режиссерами мне в театре повезло больше, чем в кино. Какие образы у меня на экране? Деловая леди, предводительница мафии, телохранительница, девушка-боец… Сейчас в Питере снимаюсь в сериале «Разведчица» в главной роли. Я борюсь с этим имиджем решительной и волевой женщины, но вижу, что бесполезно. Надо принимать, что тебе дает судьба. Когда я начинала сниматься в сериалах в 1990-х годах, вообще ничего не было в кино. Мой однокурсник Женя Миронов говорил: «Надо сидеть и ждать хороших ролей, ты ведь замечательная актриса, сериалы тебя испортят». Но это, во-первых, было все равно интересно, и, как ни говори, это работа, без которой я не могу существовать. Во-вторых, здесь финансовая составляющая. Мы с бывшим мужем (актер Валерий Николаев. – Прим. ред.) были тогда голые и босые. И Дашу надо было растить.
– Вы считаете себя счастливой актрисой?
– Да, конечно. У меня были потрясающие десять лет во МХАТе, где я играла ведущие роли в «Дяде Ване», «Горе от ума», «Маленьких трагедиях», «Борисе Годунове»... И сегодня моя жизнь наполнена событиями. Я счастливый человек. А завтра посмотрим, как сложится.
– Из театральных постановщиков кто вам близок?
– То, что я сейчас скажу, вовсе не связано с тем, что я стала директором в Театре Романа Виктюка. Но как раз Виктюк – это абсолютно мой режиссер. Все, что мы с ним делали, а я играла у него в двух спектаклях – «Наш Декамерон XXI» и «Кармен», – это были очень глубокие, серьезные работы. Мне интересен Никита Гриншпун, с которым мы ставим «Скамейку». Очень нравится Константин Богомолов, хотя далеко не все, что он поставил за последнее время, я приняла, включая «Лира». Но у него был совершенно гениальный «Старший сын». И «Турандот» в Театре Пушкина. Мы начали репетировать с ним спектакль к юбилею Табакова, но по разного рода причинам постановка сорвалась. Жаль.
– Не жалеете, что не остались в Америке? Вы ведь там снимались не в одном фильме. Или вас Голливуд чем-то разочаровал?
– Голливуд разочаровать не может. Но мне казалось, что я там никому не нужна. Было ощущение, что я теряю все. Здесь я была ведущей актрисой МХАТа, а в Голливуде... Думаю, он бы меня проглотил без остатка и никто бы меня не заметил. Посмотрите, ни у кого из русских актеров ничего не получилось в Америке. Менталитет другой. Может быть, если бы я была москвичкой, то, очутившись в Голливуде, я бы захотела его завоевать. А я и так уже преодолела столько всего, чтобы добиться признания в Москве. Приехала из Одессы, один выговор столько времени пришлось выправлять. Я сделала огромный рывок, которому и сейчас радуюсь. Я люблю Москву, ее ритм, ее темп.
– Есть то, что сегодня увлекает не менее актерства и директорства?
– Я сделала год назад сольную программу, которая называется «Одесситка», – пою песни одесские блатные, уже многими забытые. А я жила в этой среде, я знала эти песни с детства. Набралась целая коллекция, в том числе из репертуара Леонида Утесова, Клавдии Шульженко, Петра Лещенко, Изабеллы Юрьевой. Однажды с дочкой вместе пели, была такая проба.
– Даша определилась в выборе профессии?
– Да, она студентка второго курса Школы-студии МХАТ. Мне нравится, что она пошла по той же стезе, что и я. И я рада, что сегодня у нас установились товарищеские творческие отношения. Мы как подруги, у нас похожие увлечения, нам интересно друг с другом.
– В Петербург приезжаете с удовольствием?
– Петербург потрясающий город. Я иду по улице и восхищаюсь безумно красивой архитектурой. И все равно это еще не повод, чтобы сказать: да, это мое, я отсюда никуда не хочу уезжать. Мне уже не так грустно и депрессивно в Питере, как было во время моего предполагаемого поступления к педагогу, который первый заметил во мне актерский талант еще в Одессе, Аркадию Кацману. Я уже не испытываю жути от страшной общаги, куда меня поселили студенткой первого курса Школы-студии МХАТ, когда я снималась у Трегубовича в картине «Башня». И все же я не могу представить себя в Питере. Но надо отдать должное: здесь зрители принимают спектакли как нигде – с благодарностью, доверием.
– Вы не раз называли себя авантюристкой. Любите в себе это качество?
– Да, мне это очень нравится. В этом смысле я в своего папу. Он был удивительным авантюристом. Много всего придумывал, и у него все всегда получалось. Вот мама другой человек. Хотя далеко ли она ушла от него? Бросить все – поменять квартиру в Одессе на какую-то вонючую коммуналку в Москве только для того, чтобы дочь могла здесь жить и учиться! У нее в молодости не получилось уехать в Москву, стать актрисой. Но она сделала все, чтобы это получилось у меня. Я ей очень благодарна.
– Вы часто плачете?
– Плачу, но не часто. Сдерживаюсь, чтобы близких не ранить, чтобы они не переживали. И не хочу, чтобы мои слезы видели чужие люди, которым на меня наплевать.
– А роли проецируются на вашу жизнь?
– Нет, нет, это же работа. Я не смешиваю жизнь с работой. Конечно, у меня развит этот инструмент актерский – умею мгновенно включить какую-то кнопочку, вызвать нужную эмоцию. Но я не позволяю себе актерствовать в жизни. И не могу сказать, что у меня психика расшатанная, чем любят бравировать некоторые актрисы. Я могу рассчитать свои эмоции.