Медицина свидетельствует о Боге
Врач и священник – две вещи несовместные?
Врач и священник – две вещи несовместные?
Нет, наверное, такого человека, кто хотя бы раз не услышал от врачей: «Медик не может верить в Бога!» Одна из моих знакомых, врач-терапевт, в свое время создала целую теорию о том, что верующими могут быть только не знающие никаких проблем и горя люди, никогда не сталкивающиеся со смертью, тяжелыми болезнями и другими несчастьями. А врач, постоянно видящий боль, смерть и слезы родственников умерших пациентов, даже если не был материалистом изначально, обязательно становится им через несколько лет работы. Потому что понимает, что никакой «высшей справедливости» в мире быть не может. И переубедить ее при всем желании было невозможно.
Можно было бы сказать, что верить или не верить в Бога – это личное дело каждого медика. Вот только разуверившись в том, что в мире есть какие-либо высшее добро и высшая справедливость, слишком многие врачи сами становятся несправедливыми и недобрыми по отношению к пациентам.
Сложно назвать «представителем самой гуманной профессии» кардиолога, пишущего в своем сетевом дневнике о том, что он готов проявить сострадание только к тем пациентам, которые «сумеют это заслужить». Или врача, работающего на «скорой помощи», который хвастается хамством в адрес родственников умершего у него на руках больного и насмешками над их слезами.
Отсюда и сложившееся в обществе неблагоприятное мнение обо всех медиках вообще, и страх перед ними, и нежелание идти к врачу. В результате – запущенные болезни, которые иногда уже поздно пытаться вылечить, и новые обиды на врачей. И новые разочарования и обиды у самих медиков.
Выход из этого замкнутого круга нашли те медики, которые не лишились веры во время учебы и практики, и те, кто пришел к вере после того, как стал врачом. Вопреки распространенному мнению, которое поддерживают неверующие врачи, такое бывает, и не так уж редко. Существует целое Всероссийское общество православных врачей, в котором состоят сотни медицинских работников. Все они – не просто верующие, но и воцерковленные люди. И это не только не мешает им лечить людей, но и помогает самим оставаться людьми во всех смыслах этого слова.
В Санкт-Петербургском обществе православных врачей имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского, сейчас числятся 136 человек. Его руководитель, профессор, доктор медицинских наук лор-хирург и священник протоиерей Сергий Филимонов, считает, что заниматься только лечением болезней, которыми люди страдают из-за легкомысленного отношения к жизни, добросовестному врачу не пристало.
– Еще в прошлом веке в медицине появился призыв в первую очередь предупреждать болезни, а не только лечить тех, кто уже заболел, – говорит отец Сергий. – Уже тогда было ясно, насколько важна профилактика. Но многие болезни и травмы возникают из-за того, что люди ведут неправильный образ жизни, грешат. Алкоголизм, наркомания, случайные любовные связи приводят к самым разным болезням и осложнениям, часто очень тяжелым. А ведь их могло бы не быть, если бы люди не пили, не употребляли наркотики и не заводили романы на стороне. Значит, предотвратить такие заболевания можно, если научить людей не поддаваться соблазнам, – а это уже работа священника.
При этом православные врачи не поддерживают «модное» в последние годы мнение психологов, гласящее, что человек виновен во всех обрушившихся на него болезнях. Эту точку зрения часто можно услышать от неверующих медиков: больных раком они обвиняют в «злобном и желчном характере», хроников – в том, что им подсознательно нравится болеть и изводить капризами своих близких, и даже о тех, кто случайно получил травму, говорят, что они «сами этого хотели».
– Разумеется, так относиться к пациентам нельзя, – уверен глава Общества православных врачей. – Как человек может быть виноват, если он, например, заразился какой-нибудь инфекционной болезнью, постояв в автобусе рядом с больным ею? Или если он попал в автокатастрофу, причем машиной управлял кто-то другой? Люди, которые получают удовольствие от болезни и от того, что все вокруг о них заботятся, существуют – к этому может привести определенный склад характера, эгоистический. Им приятно привлекать к себе внимание таким образом. Однако таких людей очень мало.
Но, несмотря на разногласия, непонимание между петербургскими православными врачами и их коллегами случается редко. Во всяком случае, протоиерей Сергий почти никогда с этим не сталкивался и не слышал такого от других членов общества.
– Коллективы больниц и поликлиник чаще всего состоят из людей разной национальности и разного вероисповедания, но обычно врачи все-таки стараются жить дружно, чтобы никакие различия не мешали их работе. На первом месте для них больной, все остальное – второстепенно.
Негативное отношение к верующим врачам, по словам отца Сергия, бывает в двух случаях. Иногда в этом виноват сам врач, если он навязывает свою веру другим. Таких людей, строго говоря, нельзя считать православными – они пока еще не до конца понимают, что такое вера, не понимают, что серьезно верующий христианин так делать не должен. А еще бывает, что в коллективе принято слишком бурно отмечать праздники, с выпивкой и буйным весельем, от участия в чем верующие врачи уклоняются – тогда коллеги обижаются на них и считают их высокомерными.
Что же касается профессионального выгорания, от которого так сильно страдают не только сами медики, но и их пациенты, то врачи-христиане от него тоже не застрахованы. Однако им справляться с этой проблемой помогает церковная жизнь, таинство исповеди и причастия.
– Выгорание происходит, если врач полагается только на себя, считает, что все зависит только от него, – уверен отец Сергий. – И когда он обнаруживает, что это не так, когда, несмотря на все его старания, кто-то из пациентов умирает, такой врач разочаровывается в жизни, становится равнодушным и циничным. Но верующий человек знает, что полагаться надо не только на себя, но и на Бога. А если он на время забудет об этом, то вспомнит, придя в церковь на службу или на исповедь, где ему напомнит обо всем его духовник. Нередко бывает, что и далекие от веры врачи в глубине души понимают это – такие тоже не становятся равнодушными.
Более ста петербургских врачей разделяют эти взгляды и тоже никогда не нагрубят пациенту, никогда не нагрузят его чувством вины за то, что он заболел, никогда не скажут, что на него зря тратятся лекарства, потому что он все равно скоро умрет.
Сто с небольшим человек – это так мало для огромного города! Но главное – они есть, и с каждым годом число вступающих в общество медиков растет.
кстати
Некоторые священники РПЦ, работающие по светским профессиямИерей Михаил Богатырев, юрист
Протоиерей Владимир Вигилянский, журналист, литературный критик
Протоиерей Виктор Иванов, живописец
Иерей Константин Камышанов, архитектор
Иерей Кирилл Копейкин, физик
Протоиерей Александр Леонов, системный администратор
Иерей Анатолий Нагорный, математик
Иерей Иоанн Охлобыстин, актер
Игумен Сергий (Юрий Рыбко), рок-музыкант
Митрофорный протоиерей Димитрий Сидор, политик, председатель Сойма подкарпатских русинов
Протоиерей Александр Шимбалев, астроном