Наследники апостола Луки
Один из моих детских друзей в начале 1980-х поступил в медицинский институт. Проучившись первый курс, он как-то сказал мне, что знание медицины и вера в Бога несовместимы. Я тогда медленно и мучительно шел к православию, но возражений у меня не нашлось – я же не студент-медик, не знаю, чему их там учат... Сейчас мы с другом уже не наивные юноши, разъехались по разным городам, изредка общаемся в интернете. Все хочу спросить, изменилось ли его отношение к религии, да не представляется случая
Один из моих детских друзей в начале 1980-х поступил в медицинский институт. Проучившись первый курс, он как-то сказал мне, что знание медицины и вера в Бога несовместимы. Я тогда медленно и мучительно шел к православию, но возражений у меня не нашлось – я же не студент-медик, не знаю, чему их там учат... Сейчас мы с другом уже не наивные юноши, разъехались по разным городам, изредка общаемся в интернете. Все хочу спросить, изменилось ли его отношение к религии, да не представляется случая.
Что до меня, то теперь я твердо знаю, что вера и медицина очень даже совместимы. Более того, мне кажется, что для умного и непредвзятого человека изучение, скажем, анатомии не может не стать свидетельством бытия Божьего. А кто еще способен создать чудо человеческого тела, в котором все соразмерно, гармонично и функционально, которое работает, как тончайший механизм?.. Слепые силы природы? Да не смешите меня.
Прикоснуться к одному из аспектов Божества можно через любую профессию – если она созидает, а не разрушает. Но именно врачи более других приближены к великой тайне жизни. Любой врач видел и слышал от коллег десятки историй о необъяснимых исцелениях, о рассказах людей, в клинической смерти побывавших за чертой, отделяющей мир материальный от духовного. Каждый врач знает, что «в медицине возможно все». А если так, значит, существует некая сила, не зависящая от природных закономерностей, открытых наукой. У тех, чья душа затемнена, это может стать поводом для цинизма. Но души чистые это приводит в храм.
Есть такой средневековый арабский роман «Повесть о Хайе, сыне Якзана», герой которого, самозародившись на необитаемом острове, растет, наблюдая за бытованием природы, постепенно приходя к убеждению о бытии Бога. Автор романа, ибн Туфайль, был врачом – он знал, что, проникая в природные тайны, неизбежно доходишь до мысли о существовании ее Творца.
И о повреждении природы вследствие греха врач тоже способен засвидетельствовать – он знает, как может быть искорежено болезнью человеческое тело. А это приводит к выводу или об изначальной несправедливости мироустройства, или о существовании высшей справедливости – тут опять же все зависит от духовного состояния. Если человеческая боль, с которой врач имеет дело постоянно, не ожесточила его, он станет искать источник, способный эту боль уничтожить.
Именно поэтому среди апостолов Христа не могло не быть врача – ведь Христос пришел исправить зло этого мира, исцелить его раны, победить смерть. И такой врач был – апостол и евангелист Лука. А за ним христианство принимало множество врачей, десятки из которых пострадали во время гонений, и имена их теперь в святцах. Этот список можно продолжать до святителя Луки (Войно-Ясенецкого), профессора медицины и выдающегося хирурга, и дальше – вплоть до героя нашего очерка и его православных коллег.