«Россию каждый любит по-своему»
Юбилей Изборска стал поводом для обсуждения проблем всей страны
Юбилей Изборска стал поводом для обсуждения проблем всей страны
В минувшие выходные на Псковщине отметили 1150-летие со дня упоминания Изборска в «Повести временных лет». При этом торжества, задуманные как грандиозное социально значимое действо, проходили в рамках юбилея российской государственности. На это обстоятельство организаторы праздника обращали особое внимание, чтобы лишний раз подчеркнуть преемственность прежних традиций, их связь с сегодняшним днем. В этом смысле поистине знаковым стало открытие на второй день юбилея так называемого «Изборского клуба» – экспертного сообщества, куда вошли философы, политологи, ученые, объединенные одной целью: осмыслить то, что сейчас происходит с Россией, и попытаться предложить сценарии ее дальнейшего развития.
Поэтому когда в Приказных палатах Псковского кремля собрались не нуждающийся в представлениях писатель Александр Проханов, экономист Михаил Делягин, президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, социолог Андрей Фурсов, руководитель Института динамического консерватизма Виталий Аверьянов и другие не менее значимые в масштабах страны личности, то сразу стало понятно: балалаек и популярных арий из опер великодержавных композиторов здесь не будет. Будет серьезный разговор о том, как сохранить страну от дальнейшего распада.
Общий тон разговору задал губернатор Псковской области Андрей Турчак, сказав в своем вступительном слове, что «намеченные для обсуждения вопросы крайне актуальны».
– Именно экспертное сообщество сможет найти ответы на поступающие «болотные провокации» и другие вызовы современного мира, – подчеркнул губернатор.
Поддержал главу региона и министр культуры России Владимир Мединский. Кстати, в плане его пребывания в Пскове не значилось посещение открытия клуба, тем не менее, прежде чем отправиться в Изборск на священный Холм, он нашел возможность на пару минут заехать в кремль и напутствовать экспертов словом далеко не радостным:
– Ненавидят Россию одинаково, но любит ее каждый по-своему. Давайте в рамках этой площадки искать точки соприкосновения.
Продолжением этой реплики можно было считать и вступительное слово редактора газеты «Завтра» Александра Проханова, который без обиняков заявил, что «наша главная задача – сплочение русских государственников ради спасения государства». Ему вторил Шамиль Салтанов, руководитель Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир», который высказал предположение, что сейчас у России есть четыре более-менее реалистичных сценария развития:
– При этом три из них катастрофичны и только один может считаться позитивным.
В этой связи гость города назвал сам факт создания «Изборского клуба» не чем иным, как «мобилизационным проектом», который должен помочь преодолеть растущее день ото дня отчуждение между обществом и властью. При этом главную проблему страны он увидел в отсутствии «живой идеологии».
– Это такая идеология, которую поддерживают миллионы людей и за которую можно пожертвовать жизнью, – эмоционально пояснил свой термин Шамиль Салтанов, призвав коллег направить свои усилия именно на поиск новой идейной концепции.
Более прагматичным был экономист Михаил Делягин, который не стал себя утруждать поиском ответов на проклятые русские вопросы: кто виноват и что делать? И от почти богословских рассуждений по поводу современного противостояния «красных» и «белых» сразу перешел к конкретным задачам, решив которые мы сумеем не только отсрочить приближение кризиса, но и сделаем значительный шаг вперед.
– Первое – это решительная борьба с коррупцией (если уж Саакашвили смог победить у себя это зло, то мы ничуть не хуже его). Второе – ограничение господства монополий, что в течение месяца приведет к падению цен на товары потребительского спроса как минимум на 30 процентов. Третьим шагом может стать введение протекционистских мер по защите российского рынка труда. Еще одним не менее важным пунктом должно стать кардинальное повышение жизненного уровня жителей России – если заработная плата учителя в Псковской области составляет 5350 рублей, то ни о какой «реальной идеологии» речи быть не может, – уверен Михаил Делягин.
Не меньше споров вызвал и базис, который должен будет сплотить общество. По убеждению генерала Леонида Ивашова, такой основой должно стать создание Евразийского союза, который способен будет заменить все прежние идеологические штампы.
Как же намерен работать клуб? На второй сессии, которая прошла в тот же день, но уже в приграничных Печорах, эксперты сошлись во мнении, что, прежде чем делать какие-то выводы, следует сформировать общую картину сегодняшней России. По словам социолога Андрея Фурсова, в этом смысле знаменитый в 1960-х годах «Римский клуб» должен стать своеобразным примером:
– Чтобы делать какие-то прогнозы в той или иной области, следует понимать суть происходящего, и тут нам от слов нужно переходить к делу.
Завершая свою первую организационную сессию, участники «Изборского клуба» договорились о том, что уже в течение ближайшего месяца будут определены темы докладов. Однако чтобы не замыкаться только на себя, участники встречи единогласно приняли предложение Александра Проханова в дальнейшей работе активно опираться на провинцию, ее интеллигенцию, которая истосковалась по живому общению. Насколько будут успешными интеллектуальные изыскания клуба, сумеет ли он реализовать свой творческий потенциал – вопросы далеко не праздные. Тем не менее в одном участники встречи были единодушны: в дни празднования 1150-летия Изборска на Псковской земле родился проект, который позволит определить принципиально иные векторы для развития нашей страны, ставит задачу защиты российской государственности и ее традиционных ценностей.
из первых уст
Владимир Аракчеев: «История учит нас оптимизму»Как считают официальные историки, небольшой поселок Изборск, что в 30 километрах от Пскова, в свое время стал центром зарождающихся общественно-политических отношений славян. Между тем есть и другая точка зрения: в юбилейной дате больше вымысла, чем реальности. А что по этому поводу думают серьезные ученые? Помочь разобраться в толковании исторических фактов корреспондент «НВ» попросил доктора исторических наук, заведующего кафедрой отечественной истории и музеологии Псковского государственного университета Владимира АРАКЧЕЕВА.
– Владимир Анатольевич, подмечено, что официальная идеология не нуждается в реальной истории. Для внутреннего пользования более востребованы мифы. Не является ли в этом смысле дата первого упоминания Изборска в «Повести временных лет» таким же мифом, как и многое другое?
– Принято считать, что 862 год связан с упоминанием в «Повести временных лет» появления на северо-западе Руси трех варяжских князей: Рюрика, Трувора и Синеуса, которые были призваны на княжение ильменскими славянами, чудью и другими племенными группировками, населявшими наш край. Их приход оказался синхронен дате возникновения Российского государства – таково мнение летописца. В контексте этого события впервые упоминается и Изборск – место, где сел на княжение легендарный князь Трувор. Между тем русские историки (в том числе академик Шахматов, Гедеонов и др.) еще в конце XIX века называли это событие «варяжской легендой», считая упоминание о трех братьях не более чем древнерусской калькой с древне-скандинавского языка. По их мнению, в первоначальной летописной записи шла речь о появлении в Новгороде Рюрика со своим домом («сине хус») и верной дружиной («тру-вард»).
– Выходит, что Трувора на самом деле не было?
– Окончательную точку в этом вопросе ставит археология. Так называемое «Труворово городище» в Изборске – один из самых изученных памятников России. В течение 12 лет там работала экспедиция под руководством академика Валентина Васильевича Седова, результаты которой оказались совершенно сокрушительными для варяжской легенды: на «Труворовом городище» практически не было найдено скандинавских вещей. Даже предметов импорта! Поэтому трудно говорить о том, что скандинавские князья вообще находились в Изборске. Поскольку Изборск не стоял на крупной реке, нельзя также утверждать, что он поддерживал какие-то торговые отношения со странами Скандинавии.
– Пришествие варягов в Изборск под большим вопросом, но торжества прошли именно там…
– Посмотрим на этот вопрос несколько шире: пример Изборска наглядно показывает механизм образования единого государства, а это не какое-то разовое событие – все это время (я имею в виду конец IX – начало X века) шел сложнейший процесс создания государства. В «Повести временных лет» содержится характеристика 12 племенных союзов, которые возникли на территории Восточной Европы. Один из них, объединивший ильменских славян, занимал пространство современных Новгородской, Ленинградской, части Псковской и Тверской областей. Чтобы такой союз мог возникнуть, необходимы были какие-то протогосударственные структуры. Например, совет старейшин, дружина во главе с князем и так далее. В этой связи появление в Новгороде Рюрика стало своего рода катализатором, который ускорил процесс создания единого государства.
– Так что же мы празднуем?
– Мы отмечаем условную дату первого упоминания в летописи Изборска – одного из племенных центров древних славян.
– Почему условную?
– До начала XI века многие даты «Повести временных лет» носят приблизительный характер. Это хорошо видно даже по тексту летописи, где можно найти немало пропусков. Объясняется все просто: летописцы начала XII века имели перед собой недатированный перечень событий, который они накладывали на достаточно произвольную хронологическую сетку. Поэтому современные историки считают условными не только дату первого упоминания Изборска – 862 год, но и 882-й, когда Олег захватил Киев, а также дорогой псковичам 903 год. Видимо, первой точной датой, на которую можно положиться, следует считать 911 год – время похода Олега на Константинополь и заключение договора с греками. И то потому, что Нестор и Сильвестр имели перед глазами перевод этого договора.
– Как же должно поступать государство, когда нет точных дат?
– Видимо, довольствоваться мифами. В этой связи 862 год и есть тот паллиатив, который символизирует начальную точку нашей государственности, но в этом нет ничего плохого. Тем более что Изборск на самом деле был одним из центров наряду с другими городками формирования русской государственности. Нужно понять еще и такой момент: исторический процесс носит кумулятивный характер. Изменения в обществе могут накапливаться десятилетиями, а потом в одночасье выстрелить каким-либо качественным скачком. Однако я решительно не согласен с тем, что история не точная наука.
– В этой связи мы можем как-то прогнозировать развитие страны? Например, отталкиваясь от теории пассионарности Льва Гумилева…
– Да, с оглядкой на нее мы можем фиксировать некий упадок пассионарности у русских во второй половине XX – ХХI веке. Мы стали рожать меньше детей, что является четким критерием такого падения, мы стали уменьшаться в численности (было 145 миллионов – сейчас 132), мы постепенно утрачиваем инстинкт сохранения государственности и самой цивилизации. К такому выводу приходишь, когда пытаешься анализировать, что же произошло со страной за последние 20 лет. Увы, но факт, как мне кажется, неоспоримый: после революции 1989–1993 годов мы больше потеряли, чем приобрели. И тут я согласен со многими историками, которые считают, что распад СССР можно уподобить коллапсу Римской империи. Тем не менее, несмотря на мрачные эпизоды, история учит нас оптимизму. Даже когда некие формы государственности подходят к своему логическому концу, на их месте возникает нечто новое. Как говорится, «ничто на земле не проходит бесследно...». История человечества в этом смысле бесконечна, во всяком случае, пока живо человечество.