Самурайский кодекс помогает понять христианство

Продолжается пастырский визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Японию. Эту поездку следует скорее называть азиатской. Святейший посетил Красноярск, Енисейск и Лесосибирск, потом отправился во Владивосток, что многозначительно выглядит в свете принятого президентом курса на развитие дальневосточного региона. Только после этого патриарх отправился в Японию

 

Продолжается пастырский визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Японию. Эту поездку следует скорее называть азиатской. Святейший посетил Красноярск, Енисейск и Лесосибирск, потом отправился во Владивосток, что многозначительно выглядит в свете принятого президентом курса на развитие дальневосточного региона. Только после этого патриарх отправился в Японию.

В этом году отмечается столетие преставления святителя Николая Японского, первого архиепископа Японской православной церкви. Она остается в Русской православной церкви, хотя в 1970 году получила автономию. В том же году архиепископ Японский Николай (Касаткин) был причислен к лику святых. Интересно, что службу святителю написал тогдашний митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), наставник патриарха Кирилла.

В общем, Святейшего связывает со страной Ямато достаточно нитей. Например, как выяснилось вчера, Кирилл, будучи еще митрополитом Калининградским, выступил соавтором книги о первом русском мастере дзюдо, создателе системы самбо Василии Ощепкове, который был духовным чадом Николая Японского. Эту свою книгу, а также другую – «Свобода и ответственность» – патриарх представил в воскресенье в Токио. 

– Эти две книги имеют отношение, казалось бы, к разным и нестыкующимся сферам человеческой жизни. С одной стороны, рассуждение о свободе человека, достоинстве личности, человеческой ответственности, а с другой стороны, рукопашный бой. Но для меня книга о Василии Ощепкове является иллюстрацией теоретических рассуждений о свободе и ответственности и о достоинстве человека, – сказал патриарх.

Но первое, что сделал Святейший в Японии, – еще в субботу побывал на острове Хонсю в Сендае, городе, наиболее сильно пострадавшем от прошлогоднего цунами. Патриарх встретился с жителями, которые принесли с собой фотографии погибших родных, и возложил цветы к памятнику жертвам катастрофы. Здесь, у памятника, предстоятель Русской церкви процитировал хокку японского поэта Мацуо Басё, передающее горе отца, потерявшего сына.

– Весь мир сочувствовал и восхищался японцами, проявившими самопожертвование, смелость, дисциплину в борьбе со стихией, – сказал Святейший.

Сендай еще и один из центров японского православия. Таким образом, общение с паствой происходило во время поездки патриарха постоянно. В воскресенье, отслужив литургию в Воскресенском кафедральном соборе Токио, который построил святитель Николай в конце XIX века (японцы называют этот храм Николай-до), Святейший Кирилл в проповеди вновь связал православие с японской культурой. По его мысли, причина успеха миссии святителя – в приверженности самураев своему кодексу бусидо.

– Путь самурая – это путь смерти, – сказал патриарх Кирилл. – Он должен жить так, как будто его тело мертво. Тогда он себя освободит, сделает сильным и независимым и у него исчезнет страх за собственную жизнь... Именно через самопожертвование открывается нам тайна любви человека к Богу и к другому человеку.

В это можно поверить, если вспомнить, что первым учеником архиепископа Николая и первым православным священником-японцем стал бывший жрец синто Такума Савабэ, пришедший убить будущего святителя, но оказавшийся обращенным им. 

Сегодня, в последний день визита, состоятся встречи патриарха Кирилла с императором Японии Акихито и премьер-министром Ёсихико Нода.

 

справка «нв»

Японская автономная православная церковь насчитывает три епархии (Токийская, Киотосская и Западно-Японская, а также Сендайская и Восточно-Японская), около 70 приходов и примерно столько же священнослужителей. С 1879 года действует Токийская духовная семинария. Возглавляет Церковь митрополит Токийский и всея Японии Даниил (Икио Нуширо). Всего в православной церкви Японии зарегистрировано более 10 тысяч прихожан (из них в Западной епархии – более 2,2 тысячи, в Токийской – свыше 4,7 тысячи, в Восточной – около 3,1 тысячи). Общее число верующих, включая членов семей, оценивается в 36 тысяч человек. Это вторая по численности христианская конфессия в стране. 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.