От нас есть прок?
Корреспондент «НВ» выяснила, для чего в социальных сетях создают необычные группы и кто в них вступает
Корреспондент «НВ» выяснила, для чего в социальных сетях создают необычные группы и кто в них вступает
Порой удивляешься, до чего странные и несерьезные группы существуют в социальных сетях. Например, я состою в группе однофамильцев «Мы Прокошевы – от нас есть прок!». Правда, каюсь, ни разу не переписывалась с ее участниками. Да и мне никто не написал. Но группа людей с фамилией Прокошев(а) – цветочки по сравнению с интернет-сообществами, которые объединяют тысячи людей со всей страны. Захотелось рассказать о наиболее многочисленных и популярных из них. В мой шорт-лист попали пять групп: клуб тех, кто постоянно мочит зубную щетку перед тем, как почистить зубы (45 536 человек); группа тех, кто все время берет у промоутеров всякие флаеры из жалости и тут же выкидывает их (19 398 человек); клуб любителей ходить по поребрикам на улице, причем не наступая на границу между плитами (4245 человек); клуб тех, кто ненавидит переполненные маршрутки (8065 человек), и клуб любителей передвигаться по офису в кресле на колесиках (2080 человек).
Группа «Клуб тех, кто постоянно мочит зубную щетку перед тем, как почистить зубы»
Любопытно, что эту самую многочисленную из нашего списка группу, впрочем как и клуб любителей ходить по поребрикам и брать флаеры, придумал и создал один и тот же человек – Арсений Смирнов. Веселый и остроумный парень в этом году успешно окончил факультет социологии СПбГУ. Кстати, около десятка подобных сообществ он открыл четыре года назад. Они понадобились студенту при учебе – ответы участников он использовал при написании курсовиков и контрольных. Но когда клубы выполнили свою миссию, студент их передал другому модератору – Илье Касаткину. Последний следил за ними еще два года – чистил группы от спама, добавлял в них материал, но потом отказался от них. Парадоксально, но факт: сейчас эти популярные сообщества не имеют хозяина, но число их участников растет.
Итак, вернемся к «Клубу тех, кто постоянно мочит зубную щетку перед тем, как почистить зубы». Вопреки своему названию многочисленные члены сообщества обсуждают любые темы по чистке зубов. Благо зубные щетки дают предостаточно пищи для разговоров. Например, участники группы считают, что зубной щеткой удобно чистить кроссовки, а ее щетинки лучше мочить в горячей воде, при этом зубы лучше чистить до, а не после завтрака и обязательно перед зеркалом... На вопрос, зачем вступать в столь легкомысленную группу, одна из участниц, Анастасия Трофимова, ответила так:
– Просто привлекло название, да и сама я, признаюсь, помешана на чистоте зубов, чищу их при возможности после каждого приема пищи. Коллеги уже привыкли к тому, что я после обеденного перерыва беру пасту с зубной щеткой и отправляюсь в уборную. Группа «Клуб тех, кто ненавидит переполненные маршрутки»
На самом деле название этой группы звучит брутальнее: «Я ненавижу маршрутки с пятыми точками!» Создатели поясняют, что маршрутка с пятыми точками – это когда в такси набивается много народу, последние вошедшие вынуждены упираться в стекло на двери. Отсюда и название: маршрутка проезжает, а в окне – пятые точки. Клуб содержит массу фотографий с такими маршрутками, причем из разных городов. Кроме того, члены этого сообщества объединяются в подгруппы. Например: «Мы ненавидим передавать деньги в маршрутке!», «Бесит, когда несколько человек просят остановить на одной и той же остановке!» Впрочем, несмотря на несерьезное название группы, темы для обсуждения здесь самые актуальные – от стоимости проезда в маршрутных такси до нелегальных мигрантов, работающих водителями в маршрутках.
Клуб появился пять лет назад, когда в качестве маршруток курсировали в основном «Газели». Как удалось выяснить, его создателем стал, кстати, сам водитель маршрутки Анатолий Курочкин, который никогда не набивал салон до отказа и не заставлял пассажиров толкаться, чтобы часть выручки потом забрать к себе в карман. Создав группу с неприличным названием, он привлек в нее много участников. Сейчас Анатолий Курочкин уже не трудится водителем, а группа существует по сей день. Группа «Клуб любителей передвигаться по офису в кресле на колесиках»
Ее создатель – офисный работник 31-летний Антон Колпаков. К созданию клуба молодого человека подтолкнул собственный опыт езды по помещениям офиса в кресле.
– Наука и медицина доказали, что такое катание поднимает тонус, служит неплохой гимнастикой и улучшает рабочий настрой, – считает Антон.
Проведенный среди участников клуба опрос показал, что большинство катаются в кресле в пределах своего рабочего стола или максимум соседнего. На соседний же этаж не рискнул отправиться никто. Правда, были смельчаки, которые доезжали в кресле домой и на работу, и даже в кабинет начальника. Что подвигло их к такому поступку – неизвестно. Тем для обсуждений у этой группы немного. Например, на вопрос: «Что для вас самое интересное в офисной работе?» – нередки такие ответы, как «премии», «обед» и «корпоративы». Группа «Клуб любителей ходить по поребрикам на улице (причем не наступая на границу между плитами), на мостах по границе с дорогой (особенно на Троицком), по краю фонтана и прочим местам, разграничивающим дорогу или тротуар»
Как признается сам создатель Арсений Смирнов, этот клуб, в отличие от предыдущих, создан просто потому, что «это очень прикольно».
– Единственное, обломно, когда тебе на поребрике встречаются дети и ты, как старший, должен уступить и проиграть, – делится молодой человек. – А вообще люди любят ходить по поребрику, потому что представляют себя цирковыми канатоходцами и создают правила: если три раза наступишь на границу между плитами, то проиграл или сорвался….
Пару лет назад участники группы даже проводили флешмоб – собирались толпой и покоряли поребрики и мосты северной столицы. Причем побродить по ним приехали люди из Москвы, Саратова, Улан-Удэ, Ставрополя, Североуральска. В группе участники делятся советами, что можно делать, пока идешь по поребрику. Кто-то считает шаги, кто-то пинает камушек, кто-то смотрит в глаза прохожим и улыбается. Члены этого клуба испытывают общую неприязнь к тем, кто заставляет их спрыгивать с поребрика: к людям, которые на них сидят, к дворникам…
Группа «Группа тех, кто все время берет у промоутеров всякие флаеры с мыслью: «Ну чего, мне сложно, что ли, надо же помочь людям?» – а потом выкидывает их в ближайшую мусорку»
Напомним, что ее создатель – тот же студент-социолог Арсений Смирнов. В списке тем, обсуждаемых участниками, много предложений поработать промоутерами. «Требуются промоутеры», «Консультанты 400 рублей в час на алкоголь», «Работа для активных» – такими объявлениями пестрит лента. И все же, как показал опрос, проведенный среди участников группы, большинство никогда не работали промоутерами.
– Я постоянно беру флаеры из жалости к людям, которые их раздают, ведь в основном это, конечно, студенты, хотя встречаются и пожилые люди, – рассказывает участница группы Ольга Никитина. – Сама я никогда не работала промоутером.
А вот другой участник сообщества, студент Роман Измайлов, наоборот, каждый год летом подрабатывает промоутером во всевозможных агентствах. С целью поиска новых предложений молодой человек и вступил в группу.
– Но я сам всегда беру флаеры, потому что знаю, как тяжело их раздавать, – признался Роман Измайлов. – И пусть добрая половина листовок потом направляется в ведро, но люди, беря листовку даже из жалости, помогают нам заработать на хлеб.
комментарий
Евгения Шестакова, психолог:
– Из всех искусств важнейшим является сеть. Сейчас, в эпоху социальных сетей, мы наблюдаем новый феномен – интернет-организованные группы или сообщества, порой странные и даже вызывающие. Если вспомнить историю, то мы увидим, что пещерному человеку было не под силу загнать в одиночку наиболее привлекательную по количеству пищи добычу, поэтому произошла самоорганизация людей в группы для совместной охоты. С развитием технологий и интернета начинает происходить стихийная организация в малые и большие группы. Социальные сети – это мода. Несколько лет назад были сериалы, потом ток-шоу, сейчас – социальные сети. В современном проявлении социальной активности есть несколько особенностей. Во-первых, весьма привлекательна технологическая возможность публиковать онлайн все, что только можно и нельзя представить, плюс заветная кнопочка «лайк», которая покажет, скольким людям ваш пост приглянулся. Во-вторых, это легкость и избирательность диалога. Я сам выбираю место и время вхождения в сеть, я сам выбираю, кому и что отвечать, я сам выбираю форму ответа. Социальная сеть уже по определению выполняет социальные функции: социальное общение и признание. Затем идет самореализация. К сожалению, пока большинство сообществ просто формально объединено – без значимых смыслов в этих связях. То есть для исторического процесса они не представляют особого интереса, а вот в качестве самореализации отдельных личностей – это значимый фактор.