Бог не может быть источником зла

Архимандрит Александр (Федоров), настоятель Императорского Петропавловского собора и церкви Св. Екатерины в Академии художеств, рассказал «НВ» об отношении христианства к опасностям этого мира

Архимандрит Александр (Федоров), настоятель Императорского Петропавловского собора и церкви Св. Екатерины в Академии художеств, рассказал «НВ» об отношении христианства к опасностям этого мира

– Отец Александр, перед грозными проявлениями природы человек чаще всего бессилен, но огромное число опасностей создаются самими людьми. Если христианство не опасно и другие вероучения тоже стремятся к доброте и любви, то где рождаются опасности? 

– Если говорить о нашей стране, то опасность в безответственности, воспитанной в наших соотечественниках не в каком-то историческом прошлом, а в ХХ столетии. 

Думается, что ответственному и грамотному человеку легче стать «безопасным» христианином, чем опасным атеистом. 

– Бог, создатель всего живого, добр и всемогущ. Почему некоторые люди, искренне верующие в Бога, боятся Его? 

– В святоотеческой традиции принято отмечать три стадии духовного роста в отношениях личности к Богу: как раба, как наемника и как сына. На первой стадии доминирует страх наказания, на второй – желание получения благ, на третьей – истинная любовь к Богу, которая искореняет страх. 

– Представим такую ситуацию – интеллигентный православный молодой человек (или девушка) в темном дворе натыкаются на пьяную хулиганствующую толпу, приближающуюся к нему (к ней) с явно агрессивными намерениями. Что делать в такой ситуации? Молитвенно взывать о помощи к Богу, позорно убежать или сжать кулаки и зубы и приготовиться дать бой, который еще неизвестно, чем закончится? 

– Отвечу пересказом слов митрополита Сурожского Антония, возглавлявшего епархию Русской православной церкви в Англии. Владыка рассказывал, что однажды проводил занятия в одном колледже и некий студент демонстративно хотел покинуть аудиторию. На вопрос о причине, тот ответил: «Вы не христианин... Вы не пацифист». Владыка Антоний спросил этого «пацифиста»: «А если на твою невесту нападут хулиганы?» «Буду молиться, – ответил студент». «А если за это время насилие все же осуществится?» «Буду молиться, чтобы из плохого Господь сделал что-то положительное». «Это, конечно, последовательный подход, – заключил владыка, – но я не хотел бы быть твоей невестой». И тут же митрополит Антоний привел мысль нашего известного богослова, жившего в ХХ веке во Франции, Владимира Николаевича Лосского, о том, что бороться за свои права, может быть, низко, но не бороться за права другого, нуждающегося в этом, подло. 

Подлинная верность Богу предполагает память о том, что Он благ и не может быть источником зла. Зло и порождаемая им опасность источаются демонической волей, провоцирующей человека на грех. Господь может в некоторых случаях лишь попустить зло, чтобы не нарушать богоданную свободу человека. 

Однако есть такое правило: если человек не допускает глупостей и остается верен Богу, то сколь бы трудные испытания в жизни он ни имел, они не будут выше его сил. То есть свободная личность всегда имеет возможность остаться верной Богу. Если же надвигается опасность выше человеческих сил – Господь помогает Сам. 

– А в других случаях?

– Он и в других случаях помогает, но мы не всегда видим это и порой считаем, что в чем-то хорошем есть наши собственные заслуги. Нужно всегда помнить, что «это хорошее» совершается не без Божьей помощи. В благих делах сопротивление темных сил особо велико, так что без помощи Бога, без поддержки ангела-хранителя, молитв святых, а также молитв, живых близких людей и своих молитв, бывает, не обойтись. 

Мы просим Господа о том, чтобы «была Его воля», – и она в итоге совершается, но в конкретных сиюминутных ситуациях взаимодействуют разные вышеназванные воли. Мы же верим, что под водительством Божиим не должно быть случайностей. Если же трудно – надо претерпеть. Даже что-то, по видимости не сложившееся в этом мире, не есть обязательно признак поражения, ибо итоги подводятся после, а окончательные – на Страшном суде. Что же касается «частностей» – тут несметное количество примеров чудесной помощи в самых острых ситуациях. Думаю, у каждого человека в его собственной жизни такие примеры есть.

– Есть ли преимущества у верующего человека перед атеистом в вопросах жизнеустройства, творчества, защиты от опасных воздействий «безумного, безумного мира»? 

– Его преимущество в том, что он знает смысл своего бытия. Смысл бытия – в обретении полной связи с Богом, возможность которой была утрачена человечеством в лице праотцев на заре нашей истории и обретена во Христе через Его смерть и воскресение. 

Вера в жизнь с Богом в Его Царстве подразумевает не только взгляд вперед, но и осуществление Царства Божия в настоящем. Такая перспектива в корне меняет отношение человека к жизни, ведь настоящее окрашивается присутствием вечности. 

Обычно человек не умеет переживать настоящее, он в рабстве у завтрашнего дня. 

Умение пережить данный момент «здесь и сейчас» – это освобождение от излишней озабоченности и воспитание в себе гражданина Царства Божия, в котором нет мучительного разрыва на прошлое, настоящее и будущее. Следовательно, земные дела можно преобразить в служение Богу так, чтобы профессиональные труды, семейные, дружественные и общественные отношения стали гранями церковного служения по завету апостола Петра, называющего христиан народом Божиим и царственным священством. Все это помогает определить степень активности в каждом конкретном деле. 

Что касается творчества, то важно знать, что осознание в личности творческого начала как весьма значимой части образа Божия, по которому человек создан, – это итог христианизации мира. В дохристианских культурах искусство воспринималось как ремесло. Христианство помогло понять человека как личность, созданную по образу Творца и способную этот потенциал (образ) обратить в действие. 

– Как сделать, чтобы неверующие, которых после засилья советского атеизма в России еще много, обрели веру? 

– Вы говорите о проповеди христианства. Если человек совсем ничего не знает о Боге, с ним нужно говорить о мире. О всеобщей смертности физического мира. Человек рождается и умирает, цветок распускается и вянет, даже город, построенный людьми, через века засыпается песком. Все видимое глазом смертно. Но если смертность – закон физического мира, то какой тогда в нем смысл? Задавая этот вопрос, мы подвигнем думающего и ответственного человека к началу поиска. И пусть он не сразу придет к истинной вере, пусть «потыкается» в разные учения и теории. Но если Бог увидит, что человек искренне хочет понять жизнь, Он откроет ему ее смысл. И красоту не видимого глазами нефизического мира, который окружает человека всю его земную жизнь.

Если это произойдет, то человек обретет веру и назад к навязанному ему отрицанию Бога уже не вернется. 

– История христианства знает много примеров помощи Бога человеку, в том числе и в, казалось бы, безысходных, катастрофических ситуациях. Зачем Бог это делает? И что должен делать человек, получивший такую мощную поддержку?

– Господь помогает человеку либо просто потому, что это справедливо, либо сверх справедливости – по милости и любви. Ответом человека Богу должно было бы быть желание благодарить. К сожалению, очень часто великие блага, полученные от Бога, в том числе и саму свою жизнь, человек воспринимает как должное и благодарить Бога не умеет. Не случайно центральное таинство, совершаемое Церковью, – таинство Тела и Крови Господних – именуется евхаристией, в переводе с греческого – благодарением.

О факте поддержки Богом – в целях свидетельства о Боге – человек должен рассказать другим людям. В мире много людей, стремящихся к Богу и сомневающихся. Подобные чудесные случаи помогают обрести веру. 

– В каких случаях, обеспечивая свою безопасность, мы должны не подставлять другую щеку, а отвечать силой на силу?

– Оказавшись на переднем крае фронта борьбы с разрушительными силами, важно различать зло и носителей зла. Бороться следует с первым. Там, где можно претерпеть, тем самым угашая зло, нужно претерпеть. Но в разумных пределах. 

– Во все эпохи Церковь призывала своих чад любить земное отечество и не щадить жизни для его защиты. Получается, что жизнь человека имеет меньшую ценность, чем безопасность отечества. 

– Церковь традиционно всегда присутствовала и в армии, и на флоте. Однако истинной причиной этому является не одобрение войн и убийства, а желание не оставить своих чад в трудной и неблагоприятной обстановке, в вынужденном и жестоком деле – в войне. 

Не дело Церкви, а дело мира сего – война. Для военного духовенства было и есть место подвигу самопожертвования «за други своя».Теряя земную жизнь за жизнь других людей и за свою родину, человек обретает жизнь в Вечности. 

– Какое отношение к богатству, к деньгам безопасно для человека? 

– Богатому спастись труднее, потому что наличие большего состояния предполагает и большую ответственность за его использование. А с ответственностью у среднестатистического советского и постсоветского человека дело обстоит слабо. Однако не сказано в Евангелии, что невозможно спастись богатому, сказано, что очень трудно. 

«Рецепт» же сегодня такой: воспитание ответственности и всецелая преданность Богу.

– В свое время преподобный Иосиф Волоцкий выиграл исторический спор у преподобного Нила Сорского в вопросах приращения материального состояния монастырей. Успешные в этом смысле монастыри и приходы, по мысли подвижника, должны были обеспечивать дополнительную славу вере, Церкви и ее основателю – самому Богу. Может ли этот тезис быть применим к успешному, воцерковленному мирянину-бизнесмену? 

– Изначально это скорее ветхозаветная позиция, но она уже в древности опровергается Книгой Иова. А в Новом Завете постоянно говорится о различии мирской и духовной иерархии ценностей. Притча о неверном управителе из 16-й главы Евангелия от Луки вообще указывает на то, что богатство не есть наше, оно Божие и дается нам только в управление. Это касается и материальных, и духовных даров. Церковь и мир все равно разнородны. Церкви «мир сей» сопротивляется все время. Самые внешне благоприятные периоды жизни Церкви в мире были чреваты своими немалыми проблемами. 

В интересах здравого государства – дать возможность для Церкви и даже для ее чад добиться торжества позиции преподобного Иосифа Волоцкого. Интересно, что оба преподобных оппонента были учениками в нескольких поколениях преподобного Сергия Радонежского, у которого обе позиции удивительным образом были соединены.

– «Основы социальной концепции Русской православной церкви» утверждают, что «главным источником преступления является помраченное состояние человеческой души». Прокомментируйте, пожалуйста. 

– Преступник не только причинят ущерб окружающим, он разрушает самого себя. И в том и в другом случае он в разладе со своим Создателем, он мешает Богу спасти себя для вечной жизни.

– Отделенность Церкви от государства досталась нам в наследство от воинственно-атеистического советского строя. В некоторых странах, таких как Греция, Финляндия, Кипр, Православная церковь имеет статус государственной религии. Есть ли подобные перспективы у России? 

– Есть альтернатива в заключении договора между главой Российского государства и главой Русской православной церкви по типу конкордатов, заключаемых Ватиканом с некоторыми вполне «светскими» странами. Такой договор мог бы решить большинство проблем, не решаемых в нашем нынешнем положении.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.