В Суоми повезет отель на колесах

Карелия и Финляндия разрабатывают новые международные проекты для развития приграничной инфраструктуры

Карелия и Финляндия разрабатывают новые международные проекты для развития приграничной инфраструктуры

«Добро пожаловат» – в объявлении на входе в один из магазинов финского города Йоэнсуу, расположенного на границе с Карелией, не хватает мягкого знака. Но, судя по всему, освоение непростой русской орфографии владельцами здешних торговых точек – дело наживное. Ведь еще лет десять назад в Йоэнсуу практически не было вывесок или реклам на русском языке. Зато сейчас супермаркеты, бутики и отели пестрят зазывными надписями на кириллице. 

И это не удивляет: теперь границу между Россией и Финляндией ежегодно пересекают около 10 миллионов человек. Финскими консульствами и посольством в РФ выдано более 1,5 миллиона виз. Немалая часть из них приходится на жителей Карелии. До Суоми сегодня они добираются либо на личном автотранспорте, либо на микроавтобусах, принадлежащих частным перевозчикам. Проезд из Петрозаводска до Йоэнсуу стоит 30–35 евро, до Хельсинки – 50.

Но, похоже, у частных перевозчиков скоро может появиться серьезный конкурент в лице Российских железных дорог. На днях в Петрозаводске прошло большое совещание, на котором обсуждалась возможность организации международных пассажирских перевозок совместно с ОАО «РЖД», финским транспортным концерном VR-Group и правительством республики.

Идею связать Карелию и Финляндию прямым железнодорожным сообщением активно продвигает нынешний глава региона Александр Худилайнен. Эту тему он поднимал во время недавней встречи с президентом соседней страны, получил положительный отзыв, и вот теперь она обрела документальное оформление: по итогам совещания был подписан меморандум об организации пассажирских перевозок между Костомукшей, Петрозаводском и Сортавалой с карельской стороны, Йоэнсуу, Оулу и Иматрой – с финской.

Уже к Новому году из Карелии в Финляндию может отправиться первый туристический поезд. Такое пожелание высказал вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов. Что же касается регулярного пассажирского сообщения, то оно может быть организовано уже через год. А его открытие обойдется значительно дешевле, чем запуск скоростного поезда «Аллегро», который связал Петербург и Хельсинки. Такими прогнозами поделился начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов:

– С нашей стороны в ходе реализации проекта «Аллегро» мы освоили более 2 миллиардов долларов. Открытие пассажирского сообщения с Йоэнсуу и Оулу, по предварительным оценкам, потребует около 10 процентов от суммы, которую мы осваивали на том направлении.

По словам Виктора Степова, сообщение между карельской столицей и финскими городами можно открывать поэтапно. Первым этапом, который потребует вложения средств, должно стать оборудование железнодорожных пунктов пропуска. Кроме того, потребуется изменение нормативной базы на федеральном уровне, в частности российско-финляндского соглашения о прямом железнодорожном сообщении. В нем необходимо будет прописать статус пунктов пропуска Вяртсиля в Сортавальском районе и Кивиярви около Костомукши как международных.

Конечно, возникает вопрос, откуда взять средства. Надежду инициаторы проекта возлагают в том числе на федеральную целевую программу по развитию госграницы. При этом не исключено, что проект будет реализован по той же схеме, что и «Аллегро», то есть появится совместное российско-финляндское предприятие, обе стороны инвестируют средства, закупят подвижной состав и будут использовать его совместно, также совместно продавать билеты. 

Но пассажиров интересуют не законодательные формальности и объем инвестиций, а стоимость подобного путешествия. По словам заместителя генерального директора «Федеральной пассажирской компании» Олега Никитина, проезд может обойтись в сумму от 60 до 100 евро в обе стороны.

За эти деньги клиентам будут предоставлены услуги «отеля на колесах». То есть, например, поезд будет отправляться из Петрозаводска в пятницу вечером и прибывать в Йоэнсуу в субботу утром, а вечером в тот же день возвращаться в карельскую столицу. Пассажир сможет выйти, пройтись по магазинам, потом вернуться, оставить покупки в своем купе и отправиться просто погулять по городу. Рассматривается и вариант встречного поезда из Йоэнсуу для финских туристов, которые по такой же схеме могли бы посещать Кижи и достопримечательности вблизи карельской столицы.

Сможет ли железнодорожное сообщение конкурировать с развитым рынком автоперевозок через границу? Михаил Акулов ответил, что такой же вопрос руководителям ОАО «РЖД» уже задавали перед открытием регулярных рейсов «Аллегро».

– Дескать, у вас на поезде будет вот такая цена, а на автобусе это дешевле. Что ж, можно сказать, что на велосипеде выйдет еще дешевле. Все зависит от желания и уровня потребностей пассажиров, – пояснил вице-президент ОАО «РЖД».

Глава Карелии Александр Худилайнен уверен, что перспективы развития железнодорожных перевозок означают не только увеличение интенсивности культурного и туристического обмена, но и укрепление экономических связей – как с Финляндией, так и с Евросоюзом в целом. «Вслед за туристами к нам приедут инвесторы. После налаживания культурного обмена в дело вступит экономика», – считает карельский губернатор.

прямая речь:

Михаил Акулов, вице-президент ОАО «РЖД» по пассажирским перевозкам:

– Мы видим те возможности, которые открываются в сотрудничестве между Республикой Карелия и Восточной и Северной Финляндией. Мы сегодня нацелены на то, чтобы найти наилучшие предложения для населения двух стран по доступности посещений исторических мест, родных и близких, для совершения бизнес-туров. 

 

Антти Тийтола, старший вице-президент концерна VR-Group:

– Мы приветствуем идею совершенствования возможностей движения пассажиров и туристов между Россией и Финляндией. Наглядным примером этого служат ежедневные четыре рейса из Хельсинки в Петербург и ночной поезд Хельсинки – Москва. Сообщение между Россией и Финляндией важно для VR-Group.

 

между тем…

Из Петрозаводска полетят «Ласточки»?

ОАО «РЖД рассматривает возможность организации высокоскоростного сообщения между Петербургом и Петрозаводском. Предполагается, что на этом направлении смогут курсировать современные электропоезда «Ласточка». Недавно РЖД и немецкий концерн «Сименс» подписали соглашение о производстве этих электропоездов в России. На северо-западном направлении «Ласточки», возможно, заменят электрички выходного дня, которые сейчас ходят между карельской столицей и Петербургом. Время в пути на новом электропоезде составит всего четыре часа

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.