«Геройских поступков не совершаю»
Актер Евгений Дятлов рассказал «НВ», почему сыграл народного героя Валерия Чкалова, хотя совершенно на него не похож
Актер Евгений Дятлов рассказал «НВ», почему сыграл народного героя Валерия Чкалова, хотя совершенно на него не похож
На экраны вышел восьмисерийный фильм «Чкалов». По словам исполнителя заглавной роли Евгения Дятлова, они снимали балладу о герое. О том человеке, в честь которого названы планета, остров, две горы в Антарктиде, город, улицы, рестораны, кинотеатры, летные школы, минерал чкаловит. И которого трижды сажали в тюрьму за «воздушное хулиганство». Мы говорили с Дятловым о героях прошлого и нынешнего времени. Говорили в преддверии его творческого вечера – 7 октября актер выйдет на сцену Капеллы со своей любимой гитарой, чтобы исполнить песни и романсы. Кстати, знаменитый летчик-испытатель любил не только небо и самолеты, но и «буржуазные» романсы Глинки и Чайковского. Впрочем, он во всем выпадал из системы.
– Евгений, я слышала, что вы долго сомневались, стоит ли вам «становиться» Чкаловым. Что вас смущало?
– То, что я очень не похож на Чкалова. Но режиссер меня переубедил, сказав, что он нашел объяснение моему участию в проекте.
– Какое?
– Дело в том, что мы снимали не документальный фильм, в котором стремились восстановить какие-то попранные или искаженные, заретушированные факты из биографии Чкалова. Безусловно, художественное кино должно учитывать факты биографии, но при этом важнее иные задачи, включающие личностные взгляды и режиссера, и сценариста. Концепция режиссера звучит следующим образом: это баллада. Помните песню про Чапаева: «Гулял по Уралу Чапаев-герой, он соколом рвался с полками на бой...»? Из этих слов невозможно почерпнуть какие-то биографические данные, и вообще, слушая ее, можно представить себе Чапаева высоким блондином с голубыми глазами и развевающимися кудрями. И ведь мы не погрешим против правды песни – она передает наш пафос, наше благоговение перед героем. Естественно, до таких очевидных искажений в пользу былины мы не дошли, сценарист свое повествование построил, исходя из определенных биографических данных, и все же это «песня» о героях того времени. Потому что независимо от того, что мы знаем больше о Чкалове, мифы или правду, он был примером для мальчишек и объектом гордости для большинства – за весь наш советский народ, за наши подвиги. Вот это мы и хотели передать в нашем фильме.
– Бурный и дерзкий характер летчика, его воздушное хулиганство (как сам Чкалов называл) постоянно приводили к дисциплинарным взысканиям, причем нешуточным – от отстранения от полетов до тюремного заключения, которое заменили на условное.
– Да, из Чкалова всегда делали народного героя, любимца властей, а на самом деле он был очень индивидуалистичен и даже в какой-то степени асоциален по отношению, допустим, к комсомольским организациям. Ему действительно постоянно вменялось нарушение дисциплины. А ведь тогда следование дисциплине подтверждало лояльность и правильность человека. Чкалов был иным – он был талантливым, отважным до нарушения допустимых пределов. Но иначе он не мог ощутить полноту жизни. Он говорил, что лишь в борьбе чувствует жизнь, а иначе теряет чувство ее величия.
– Нужен обществу такой «неудобный герой»?
– Существуют некие правила общежития, которые мы соблюдаем, стремясь к самосохранению как биологический вид, как род. И в то же время с помощью этих же правил обществом легко управлять. Хорошо, если вся общественная система работает правильно. В противном случае, образно говоря, это стадо, бездумно идущее за козлом, который прыгает со скалы или ведет свое стадо туда, где его ждет погибель. Поэтому необходимо появление таких бунтарей-одиночек, которые, сопротивляясь общим установкам, не дают людям превратиться в безмозглое стадо. Но парадокс заключается в том, что обществу нужны и те люди, которые отстаивают правила социума, иначе говоря, традиции, и те, кто взламывает эти традиции. Нельзя одних называть героями, а других каким-то компостом.
– Чкалов – рисковый человек. А вы такой?
– Нет, я не такой. Жизнь у меня больше ленная, праздная. И никаких геройских поступков не совершаю.
– Но в одном вы точно совпадаете – вы, как и Чкалов, не любите скрываться за эвфемизмами, предпочитая называть вещи своими именами. Вы можете высказаться, что вам не нравится в нашем государстве, в нашем городе и в нашем телевидении?
– А почему нет? Я что, как обыватель, должен только сетовать на то, что мне не нравятся грязные тапки моего соседа? Нет, мне не нравится больше, чем грязные тапки моего соседа. Я тут недавно прочел статью о наших правах и обязанностях. Ну, прекрасно – теперь я знаю все о своих правах и обязанностях. А что толку, если все упирается в наше вечное – в «откат»? И ведь что особенно противно, все эти «откатчики» находят такое трогательное оправдание: ну как же, я не о себе, я о детях-внуках-правнуках забочусь. Это как в анекдоте: «Ты где был? Я у тебя штрафы месяц брал, и вдруг ты исчез!» – «А я на Канарах отдыхал». – «Как! За мои деньги?!» Ты хочешь, чтобы дорога к дому была ровная, без ям и выбоин, а тебе говорят: «А в чем проблемы? Вы ж до дому доезжаете? По ямам? Но ведь доехали? И хорошо! Что вы выделываетесь?» Почему я не могу желать, чтобы подъезд к моему дому был ровным, без ям, с бордюрами – все как полагается? Почему желание нормального комфортного существования в нашей стране превращается в какую-то недостижимую мечту? Та же история с Петербургом, кстати. Ну почему он не убран, не ухожен, почему с домов падает штукатурка, почему раздолбаны тротуары, всюду эти граффити? Петербург достоин быть в ряду таких городов, как Париж, Венеция. И вы знаете, какая у меня ассоциация возникает в связи с Питером?
Помню, в школе негодяйство такое бывало – проходит учитель, а у него пиджак сзади заплеван, ученики-гопники постарались. Вот точно такие же плевки на нашем городе. Да, его благосостояние зависит от власти, но ведь и от самих горожан. Что ж мы так относимся к родному дому? Я хоть и родился не в Питере, но очень переживаю за него. За те годы, что здесь живу, проникся к нему настолько, что теперь, когда долго снимаюсь в другом городе, начинаю реально тосковать.
– А что вас раздражает в нашем телевидении?
– Во-первых, то, что на телевидении свобода ограничивается форматом. Во-вторых, не понимаю этот принцип «не нравится – не смотри». Ведь это же вранье – телевидение так устроено, что оно тебя цепляет как часть социума и ты поневоле включаешься в его пространство. Телевидение умело манипулирует теми, кто почему-то предпочитает жить чужой жизнью, а не своей, строит отношения не со своими близкими, а подсматривает в замочную скважину: как там у других? Эти люди не знают, чем себя занять, а тут телевидение им предлагает: «Влюбленные вместе», «Счастливы втроем», «10 детей домохозяйки», сериалы типа «Убит, но ожил». Вот я снялся в замечательном фильме «Жизнь и судьба» по Василию Гроссману…
– Он, кстати, буквально на днях выйдет на телеэкраны…
– Да, но вы знаете, как трудно он пробивался на экран? Редактура канала говорила: «Ой, наш зритель не готов к такому материалу». Это что?! То есть, по мнению этих телевизионщиков, зрители – это всего лишь безмозглые кролики, которых разводят на шкурки? А ведь сегодня не времена Хрущева. Мама мне рассказывала, как все эти руководители колхозов или предприятий разговаривали: «Шо? Шо ты за такэ? Шо ты не понял? Иди отсюда!» Сейчас ведь вокруг нас не такие хозяйственники. Нет, ребята, которые работают на телеканалах, успели в Лондоне поучиться, но они поневоле встроены в определенную цепочку и, если не хотят потерять место, должны «соответствовать». Та же самая история с нашим шоу-бизнесом…
– Могу себе представить, как вы не любите попсу…
– Конечно! И знаете, в чем главная беда? В том, что композитор, который сочиняет все эти ужасные песни, реально понимает, что он делает. Он просто идет по пути наименьшего сопротивления и думает об одном: сколько он получит «баблосов». Причем что характерно – те песни, которые так сексуально поют девушки, их ведь пишут мужчины. Это чувствуется по идиотским словам: «Я твоя королева, я заберу тебя у другой!» И понятно, что эти убогие композитор и поэт думают примерно так: «Надо же написать от лица девушки, к тому же восемнадцатилетней. О чем она там думает?» А когда эти композиторы и поэты-песенники чувствуют себя в полном порядке в нашем шоу-бизнесе, они в своих блогах позволяют себе написать: «Не могу смотреть, падение нравов страшное! Вокруг одно быдло, мурло!» И этот цинизм просто отвратителен! У нас все ангажированные – на телевидении, в шоу-бизнесе, и все подчинено давлению рубля, доллара. Раньше кто был героем? Чкалов. А сегодня это место заняли звезды и их проблемы – кто с кем переспал, кто напился, кто был замечен в обществе мужчин, хотя сам мужчина. Как вырваться из этого круга, я не знаю…