«Белый медведь» – сказка про белого бычка?
Амбициозный проект не стал реальностью, зато позволил вывести в офшоры десятки миллиардов рублей
Амбициозный проект не стал реальностью, зато позволил вывести в офшоры десятки миллиардов рублей
Амбициозный проект масштабной реконструкции Сегежского ЦБК в Карелии под названием «Белый медведь», о котором говорится вот уже больше десяти лет, похоже, никогда не воплотится в жизнь. Собственник комбината, холдинг «Инвестлеспром», засомневался в перспективах этого начинания. А значит, надежды на лучшее жителей крупного карельского города откладываются на необозримое время, зато хуже им может стать уже в ближайшей перспективе.
Сейчас назвать точную дату, когда родилась идея создать в Сегеже современное производство по выпуску товарной целлюлозы из хвойных и лиственных пород, наверное, невозможно. Но если заглянуть на сайт Сегежского ЦБК в раздел, посвященный проекту «Белый медведь», то несложно убедиться, что хронология ведется с 2001 года. Именно тогда комбинат начал разрабатывать стратегический план развития, одно из направлений которого и легло в основу проекта, впоследствии получившего это название.
В итоге «Белый медведь» стал для Сегежского ЦБК своеобразным брендом, о котором упоминали исключительно в будущем времени, презентуя на различных встречах и выставках. Понятно, что в России от идеи до ее воплощения не один шаг, а долгий и извилистый путь через горы бумажных согласований и овраги экономических преобразований. Но даже в этих условиях «Белый медведь» может считаться долгожителем.
Дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки в апреле 2011 года. «Белый медведь» наконец-то получил положительное заключение госэкспертизы и даже был включен в общероссийский список приоритетных проектов в области освоения лесов. Но все опять застопорилось. Главный акционер и кредитор «Инвестлеспрома», Банк Москвы, вошел в финансовую группу ВТБ. И тут вскрылись многочисленные неприятные факты. Например, оказалось, что холдинг накопил долгов в общей сложности на 40 миллиардов рублей, а 80 процентов его акций находится в собственности офшорных компаний, так что и концов не найти.
Как известно, в отношении бывших руководителей Банка Москвы, в том числе экс-президента Андрея Бородина, находящегося в международном розыске, было возбуждено уголовное дело. И «игры» с акциями «Инвестлеспрома» стали в нем лишь одним из эпизодов. Но для Сегежского ЦБК этот эпизод аукнулся крайне болезненно: в начале этого года комбинат вынужден был остановить работу из-за нехватки оборотных средств для покупки сырья. Президент ВТБ Андрей Костин тогда лично приезжал в Сегежу, чтобы разобраться в ситуации.
– Они (бывшие собственники. – Прим. авт.) вымыли, вывели за границу средства, сначала те, которые предназначались для инвестиций, потом те, которые предназначались для «оборотки», – заявил он тогда.
В итоге комбинату предоставили кредит, чтобы он мог снова запустить производство. А в «Инвестлеспроме» сменили менеджмент. Новые руководители изучили проекты, которые были запущены или планировались их предшественниками, и отнеслись к их перспективам с изрядной долей сомнения. На днях во время визита на Сегежский ЦБК генеральный директор «Инвестлеспрома» Антон Завалковский заявил, что «Белый медведь» в том виде, в котором был презентован, не кажется руководителям холдинга эффективным, и провел параллель с ЦБК «Кама» в Пермской области. Там планировалось запустить первое в России производство легкомелованной бумаги. Причем дошло до практической реализации проекта, объем инвестиций составил 6 миллиардов рублей. В ноябре прошлого года производство было даже запущено в тестовом режиме, но уже спустя пару месяцев ЦБК был остановлен.
– У нас сейчас огромная проблема с ЦБК «Кама», который мы пытаемся запустить, и пока, к сожалению, это не удается, – заявил Антон Завалковский. – Были сделаны очень большие погрешности в расчетах по проекту, слишком оптимистичные предположения по рынку и по сырью. Примерно то же самое мы увидели, когда провели экспертизу «Белого медведя».
Следует учитывать, что карельский проект – гораздо более дорогостоящий. Инвестиции в него оцениваются в объеме 1 миллиарда евро.
– Для того чтобы сделать грамотную экспертизу проекта столь большой финансовой емкости, нам необходимо определенное время. Возможно, потребуется около года, чтобы оценить все плюсы, минусы и риски, – подчеркнул гендиректор. По его словам, для того, чтобы проект действительно заработал, а не стал просто «возможностью для освоения денег», его необходимо привести «в соответствие с реалиями». В общем, реконструкция Сегежского ЦБК, похоже, опять откладывается. И уже больше напоминает сказку не про «Белого медведя», а про белого бычка.
Местные власти давно уже говорят о необходимости диверсифицировать экономику района. И даже подготовили комплексный инвестиционный план в надежде поучаствовать в федеральной программе поддержки моногородов. Но основан он во многом как раз на проекте реконструкции комбината «Белый медведь», будущее которого оказалось под вопросом.
Никита Куликов, Петербург – Карелия
справка «нв»
Проект «Белый медведь» предусматривает строительство на территории Сегежского ЦБК нового завода по производству хвойной и лиственной товарной целлюлозы мощностью до 700 тысяч тонн в год. Предполагается, что реализация проекта обеспечит в перспективе увеличение мощности комбината по производству мешочной бумаги до 300 тысяч тонн в год и позволит выпускать белую мешочную бумагу.
Кроме того, применение самых современных технологий в ЦБК должно до минимума снизить воздействие на окружающую среду. В том числе, как предполагается, исчезнет даже актуальная для Сегежи проблема неприятного запаха от комбината, неизбежного при сегодняшних технологиях варки целлюлозы: предусмотрена система улавливания и сжигания выделяемых газов. Также среди показателей эффективности проекта – повышение в 7,5 раза производительности труда, увеличение заработной платы.
между тем…
Надвоицам не грозит судьба Пикалево
Правительство России и компания «Русал» договорились не закрывать Надвоицкий алюминиевый завод в Сегежском районе Карелии. Таким образом поселку, где НАЗ является градообразующим предприятием, не будет грозить печальная судьба Пикалево.
Последнее время поселок Надвоицы жил в тревожных ожиданиях. Не так давно «Русал» объявил, что намерен закрыть нерентабельные предприятия в европейской части России и сосредоточить основное производство алюминия в Сибири. С точки зрения экономики решение, очевидно, оправданное. Спрос на алюминий высокими темпами растет в Китае, куда продукцию, конечно же, выгоднее возить из Сибири, чем из Карелии или Ленобласти. Кроме того, в Сибири строится мощная Богучанская ГЭС, которая должна стать энергетической базой для нового современного алюминиевого завода «Русала» и снизить затраты на электроэнергию.
Но для небольшого поселка Надвоицы закрытие завода обернулось бы социальной катастрофой. Поэтому республиканские власти, обеспокоенные ситуацией, обратились в федеральный центр. Проблема решалась, судя по всему, нелегко, но в итоге выход был найден.
Как сообщил глава республики Александр Худилайнен, планируется подписание соглашения между правительством России и компанией «Русал», в котором будут оговорены экономические меры, направленные на поддержку предприятия.
– Уверен, что консенсус, который найден устно, будут закреплен в этом документе, – сказал глава Карелии.
Директор по алюминиевому бизнесу «Запад» компании «Русал» Алексей Арнаутов эту убежденность разделяет и ожидает, что соглашение будет подписано уже в октябре, потому что вопрос находится «на контроле у президента России».
– Мы ждем, что в соглашении будут прописаны дополнительные скидки по действующему договору с ТГК-1 и изменения тарифа на передачу электроэнергии, потому что сегодня он самый высокий по сравнению со всеми остальными предприятиями «Русала», – сказал он.
Также Алексей Арнаутов уверяет, что ситуация на предприятии достаточно стабильная:
– Производство мы не сокращаем, людей тоже, все находятся на рабочих местах.
Наталья Александрова, собкор «НВ» в Карелии