Дыхните!

Российские законодатели подготовили ряд поправок в автомобильный раздел Административного кодекса

 

Российские законодатели подготовили ряд поправок в автомобильный раздел Административного кодекса

В минувшую пятницу депутаты Госдумы закончили корректировку «пьяных» статей автомобильного раздела Административного кодекса России. Одним из важнейших пунктов стало предложение упразднить правило «ноль промилле» как способа определения трезвости за рулем. Пограничной шкалой депутаты определили уровень в 0,2 промилле.

Впрочем, премьер-министр Дмитрий Медведев дал понять, что с депутатами не согласен. Реакция премьера понятна: именно он в бытность свою президентом был инициатором законопроекта об абсолютной трезвости за рулем. В то же время Минздрав предлагает вернуться к советской норме в 0,5 промилле.

Синхронизация правительственных и депутатских поправок должна закончиться к 16 октября 2012 года. В этот день парламентарии собираются рассмотреть законопроект на пленарном заседании.

Возвращение презумпции невиновности водителей стало единственным законодательным «пряником», все остальное – «кнуты». Авторы подготовили взвешенные, хотя и суровые даже по европейским меркам поправки. Например, в судебную практику вводится не административная, а уголовная ответственность для автомобилистов, лишенных прав за езду под градусом, но внаглую севших за руль, и снова подшофе. Увеличиваются тюремные сроки для пьяных водителей, виновных в гибели людей. За гибель одного человека – 10 лет (вместо прежних семи), двух и более – 20 лет (сейчас – девять). Важным новшеством станет и дифференциация ответственности в зависимости от степени опьянения.

Дмитрий Медведев согласился со всеми новыми поправками профильного комитета Госдумы, но за нулевой алкогольный рубеж, похоже, будет стоять горой. Аргументируя введение сверхжесткой безалкогольной нормы, тогда еще президент Медведев говорил: «Сегодня позволишь водителю выпить стакан пива, а завтра он примет на грудь стакан водки. Русскому человеку попросту нельзя давать ни одного шанса выпить перед тем, как завести мотор своего автомобиля».

Логика понятна. Но и у тех, кто выступает за отмену нулевого рубежа, свои веские аргументы. 

 

наказания

Пьяный пьяному – рознь

В России что за легкую, что за тяжелую степень опьянения за рулем, если не произошло ДТП с жертвами, пока существует единая санкция: 18–24 месяца лишения прав и никаких штрафов. В новых же поправках, которые Государственная дума намерена утвердить до конца 2012 года, авторы прописали три уровня, причем двойной ответственности.

За алкогольную дозу в крови от 0,2 до 0,5 промилле водитель перей-дет в разряд пешеходов на срок от полутора до двух лет и заплатит штраф в 20 тысяч рублей. Опьянение от 0,5 до 0,8 обойдется нарушителю в три года без любимого автомобиля и 30 тысяч рублей. А за 0,8 промилле и более нарушителю светит пять лет на общественном транспорте и 50 тысяч дополнительного штрафа.

Водители без прав, отобранных за пьянку, которые демонстративно садятся за руль в состоянии опьянения, вскоре заплачут горькими слезами. Для таких рецидивистов впервые в истории страны вводится уголовная ответственность в виде трех лет реального лишения свободы. Ведь действующая норма – арест на 15 суток – на самых злостных рецидивистов уже не действует. Некоторые злоумышленники попадались по пьянке десятки раз, демонстративно куражатся без документов, а один алкоголик с Урала задерживался уже 33 раза!

Справедливости ради отметим, что такие безбашенные упрямцы живут не только в России. Американец из Кентукки Генри Эрл, например, в прошлом году был остановлен за пьяную езду в… тысячный раз! Такой сомнительный мировой «рекорд» он поставил всего за 20 лет, 11 из которых провел за решеткой. Самое удивительное, что Эрл никого не убил на дороге.

Новые российские санкции за пьяную езду без жертв, особенно повторную, будут (если не брать Китай и Таиланд с их выборочной смертной казнью) самыми жесткими в мире. В любящей пиво Германии, например, при превышении допустимой алкогольной нормы в 0,5 промилле водитель заплатит в первый раз 500 евро, а во второй – тысячу. Однако вместо тюрьмы за рецидив нарушитель проходит медико-психологическую экспертизу, которую сами немцы называют «идиотентест».

В законах США тем временем – полный разнобой. В штате Колорадо, например, не отбирают прав ни за первый, ни за второй пьяный прихват – любитель выпить и прокатиться заплатит штраф в 500 и 1000 долларов соответственно. Зато за третий случай рецидивист расплачивается сполна: получает 5 лет тюрьмы и на 10 лет остается без прав. Стандартный тариф за первую пьянку за рулем в Англии составляет 500 фунтов стерлингов (25 тысяч рублей), но если содержание алкоголя в крови нарушителя превышает 1,5 промилле, размер штрафа увеличивается сразу в десять раз. Более высокие штрафы за серьезные дозы алкоголя (свыше 1,5 промилле) приняты также в странах Бенилюкса, Германии, Норвегии, Дании и ряде других стран.

А Россия, как всегда, идет своим путем. Самые жесткие санкции – 5 лет без прав и 50 тысяч штрафа – в новой редакции автомобильного раздела КоАП будут применены к водителю, в крови которого найдут свыше 0,8 промилле. А ведь по медицинским методикам 0,8 – это легкая степень алкогольного опьянения. Получается, что хоть 100 граммов водки нарушитель принял на грудь, хоть литр – наказание одно и то же. Эта норма может стать бомбой замедленного действия. Ведь чудовищные аварии по пьянке происходят в последнее время и потому, что, хоть 0,2 промилле у тебя в крови, хоть две, наказание пока едино: два года езды на общественном транспорте. Если, конечно, не организуешь ДТП с пострадавшими, на что надеется даже в доску пьяный водитель. Ведь Александр Максимов, севший за руль после литра водки и убивший 7 человек, тоже думал, что проскочит без аварии. Но при 2,8 промилле, обнаруженных в крови этого убийцы, нельзя ездить не только безопасно, но и в принципе даже физиологически.

в сравнении

Наши нормы – самые жесткие в мире

В Западной Европе трезвым считается водитель, если прибор показывает уровень алкоголя в его крови не выше 0,5 промилле. В некоторых странах и США допуск еще выше – 0,8, что для условного здорового водителя весом 80 килограммов эквивалентно 100 граммам водки или коньяка.

До 2008 года и в России пограничным показателем трезвости считались именно 0,5 промилле, затем отметка упала до 0,3, а в 2010 году – до нуля промилле. Закручивание гаек привело к чудовищным объемам и размерам мздоимства на российских дорогах.

– Человек, в крови которого содержится даже 0,5 промилле чистого алкоголя, вполне адекватен, его реакция находится на должном уровне, и он по медицинским показаниям считается трезвым, – утверждает петербургский судмедэксперт высшей категории, попросивший не упоминать своего имени. – Все эти нули промилле только развращают гаишников и оставляют без прав тысячи невиновных людей. Несколько раз с показателями 0,2–0,3 прихватывали людей и из нашей службы, но врачи и наркологи клиническим способом сумели доказать их трезвость. Но у медиков есть аргументы и знания, чтобы отстоять свои права в суде, а у рядовых автомобилистов их нет. Отметка в 0,2 промилле, которую предлагают депутаты, хоть как-то поможет автомобилистам в борьбе за справедливость, хотя бы исключит погрешность прибора.

За два года действия закона «нуля промилле» количество «лишенцев» за пьянку увеличилось в России на 150 тысяч человек. И вовсе не потому, что водители стали чаще закладывать за воротник перед дорогой. Просто размер взятки после введения драконовского пункта увеличился в разы и достиг стоимости подержанной иномарки. За пограничное состояние гаишники в Москве и Питере стали требовать выкуп до 100 тысяч рублей, и далеко не все смогли откупиться на месте.

В других же странах власти с порогом трезвости, как правило, не свирепствуют. Особенно в ряде европейских стран, в которых разрешено садиться за руль с 0,79 промилле. Однако российские сторонники жестких рамок просят не ссылаться на эти страны: у них, мол, давняя культура пития, а наши если выпивают, то в хлам. Возможно, но как же быть с глубоко пьющей, и не бордо, а виски, Ирландией, где пограничным порогом являются 0,8 промилле? Такой же показатель – в США.

наркология

Море по колено начинается с полутора промилле

Наркологи уверяют, что при 0,8–0,9 промилле алкоголя в крови скорость реакции водителя снижается в 7 раз, в диапазоне 1,1–1,4 промилле – в 30, а на отметке 1,6–1,8 промилле – в 100 раз. В сильной стадии опьянения исчезают страх и адекватность вождения, а человек становится потенциальным убийцей.

Существует несколько стадий алкогольного опьянения. Легкая степень у обычных людей начинается с 0,5 промилле, а у водителей по воле наших законодателей – с нуля. Верхняя граница заканчивается на отметке 1 промилле. При легком опьянении на уровне 0,5–0,7 промилле (бутылка пива, стакан легкого вина) у неуверенного или неопытного водителя появляется уверенность в своем вождении, улучшается моторика. На отметках 0,8–0,9 автомобилист выглядит даже спокойнее, чем трезвый, но при этом у него нарушается артикуляция и время реакции на резкое изменение дорожной обстановки. Медики утверждают, что скорость реакции снижается сразу в 7 раз, но водитель еще полностью контролирует ситуацию.

Средняя степень опьянения (1–1,5 промилле, или 300 граммов водки) – одна из самых коварных. У водителя появляется легкая эйфория, так называемое двигательное расторможение, а импульс воли зачастую переходит в действие. Захотел ударить по газам – ударил. При этом человек воспринимает дорожную обстановку уже фрагментарно, у него (если есть с кем поговорить в салоне или по мобильному) начинает заплетаться язык. Скорость реакции при этом падает в 30 раз, водителю уже трудно двигаться в транспортном потоке, так как он неверно оценивает интервал и дистанцию. Отметку в 1,5 промилле медики считают критической с точки зрения адекватности водителя.

Сильная степень опьянения составляет 1,6–2 промилле, или 0,5–0,7 литра водки для среднестатистического российского автомобилиста. Под таким градусом проблематично передвигаться даже пешеходу, а за руль садиться просто преступно. Человек, рискнувший сделать это, – потенциальный убийца или самоубийца. Контроль за ситуацией теряется напрочь, скорость реакции падает в 100 раз, автомобиль едет, можно сказать, на автопилоте.

Тяжелая степень определена в 2,1–2,9 промилле, или 0,8–1 литр выпитой водки. Водитель впадает в кому, засыпает за рулем. В случае остановки инспектором ДПС он просто выпадает из машины. Если повезет, алкоголик на небольшой скорости врежется в столб и останется в живых, если нет, протаранит на скорости 200 километров в час остановку на Минской улице.

Показатели свыше трех промилле медики называют смертельной дозой, но до руля в этом состоянии человек просто не сможет доползти. Хотя отдельные уникумы с высокой толерантностью к алкоголю могут напиваться до уровня 7 промилле (три бутылки водки на старые дрожжи) и при этом выжить. Но о таких алкоголиках в медицинской среде слагают легенды.

Самой опасной с точки зрения безопасности является средняя стадия, так как у водителей просыпается завышенная самооценка и море становится по колено. Большинство российских ДТП с пострадавшими по вине пьяных водителей происходит, когда в их крови бурлят 1,2–1,7 промилле. А самые резонансные по последствиям трагедии, такие как наезд на автобусную остановку на Минской улице (7 смертей) и на взвод курсантов в Рязани (6 жертв), совершают водители в сильной или тяжелой стадии опьянения. В крови Максимова, задавившего пять детей и двух воспитателей, обнаружили почти три промилле алкоголя.

Так, может, имеет смысл еще больше дифференцировать наказания за легкое опьянение и тяжелое?

есть мнение

Ни нюха за рулем!

У нас очень любят порассуждать об особом пути России. Так вот наш особый путь заключается в ответе на вопрос: «Сколько можно за рулем?» Нисколько!

Не только смотреть в сторону спиртного и нюхать пробку перед тем, как сесть за руль, я бы запретил, но даже и думать о выпивке… Расслабляет некоторых очень.

Расслабляет так, что скоро пол-России передавим-поубиваем. Потому что Россия живет по принципу «сто грамм – не стоп-кран: дернешь – не остановишься».

А для тех, кто не согласен и рассуждает о нормах промилле, я бы предложил вдоль магистралей установить огромные панно – на одной половине щита портрет погибшего (если родственники для общенационального дела дадут добро), на другой – портрет пьяного убийцы за рулем (без всякого согласия), из-за которого погиб этот человек. 

Жестоко, недемократично или что еще там?.. Наверное, но дальше идти уже некуда. Я ведь еще и истории про пьяных пилотов могу рассказать из своей практики…

И неужели все это стоит того, чтобы кто-то там («как во Франции») мог выпить бокал 30-летнего вина перед тем, как сесть за руль? Неужели не перетопчется?..

Андрей Чепакин, заведующий фотослужбой «НВ»

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.