Дуракам закон тот писан?
Если проанализировать наиболее громкие темы, инициативы и законопроекты, которые в последнее время обсуждаются в нашей стране, то создается впечатление, что все серьезные проблемы в России уже решены
Если проанализировать наиболее громкие темы, инициативы и законопроекты, которые в последнее время обсуждаются в нашей стране, то создается впечатление, что все серьезные проблемы в России уже решены
есть мнение
Заняться больше нечем…Степан Морозов, публицист
– «Пуськи»-то, «пуськи»-то зажгли!
– Во дают! В президенты их!
– Всех?..
– Да ну… Выпороть, да и отпустить. Вот пьяный секс на Невском – это да!
– А Денисов-то, слышали? Денисов-то хорош!
– Да не Денисов, а Халк! 40 миллионов, понимаешь!..
– Какой Халк? Который у Ксюши Собчак 40 миллионов украл?
– Не украл, а вернул.
– Не вернул, а ввернул.
– На Невском? Кому?
– Да «пуськам», которых выпороть бы – да в президенты.
– А при чем тут тогда Денисов?..
– Так он же тоже 40 миллионов украл.
– У Ксюши?
– Не, у простых работяг и больных детишек.
– А Халк вернул?..
Приблизительно так звучит, кипит и пенится информационное пространство России. И речь даже не о том, что пространство это, и не только в России, всегда охотно переваривало «желтенькое». В общем-то, по отдельности тут везде можно разглядеть какую-то важную социально-политическую проблему. Но если собрать все в кучку, то в целом картина получается абсурдная: общество будоражится черт знает чем.
Но ладно общество. А что власть?
Вот скажите навскидку: какие законы, принятые в России за последние лет пять, запомнились вам больше всего? Перечислите, скажем, пять пунктов. (Подумайте, а я попробую угадать. Пауза…)
Называйте. Угадываю.
Первое – переименование милиции в полицию. Второе – упрощение регистрации политических партий. Третье – правило «ноль промилле за рулем». Четвертое – сокращение часовых поясов. Пятое – отмена зимнего/летнего времени.
Ничего не скажешь – судьбоносно… Не буду даже говорить о том, что половину из этого нашумевшего или уже отменили, или, очень вероятно, отменят в ближайшем будущем.
А посмотрите на самые резонансные законы и инициативы, которые звучали уже в самое последнее время.
Пивные запреты. И предстоящие «гонения» на курильщиков. Законопроект о «защите веры». И увеличение штрафов за нарушение правил парковки (при одновременном смягчении наказания для тех, кто паркуется на газонах). Закон о запрете пропаганды гомосексуализма и педофилии. И о запрете на ту же пропаганду, но уже насилия над животными. Предложение пускать в интернет по паспорту. И давать «гражданство эмбрионам» (никто, кстати, даже не уловил, что речь идет вовсе не об эмбрионах). Защита детей от «плохих» СМИ (известное «+16» в телевизорах). Ну и опять же: возвращение зимнего/летнего времени да отмена правила «ноль промилле за рулем»…
Можно было бы еще вспомнить про действительно эпохальное вступление в ВТО. Но, во-первых, противников у этого ВТО – пруд пруди, а во-вторых, что это за ВТО, толком так никто и не понял – спросите у нашего парламентского корреспондента, который тщетно пытался добиться внятных объяснений у «специалистов» из Госдумы.
Ну и так далее. Не буду останавливаться на каждом пункте. Четверть из них просто нелепа, треть – бесполезна, половина – невыполнима, почти все они спорны. И – абсолютно все на слуху.
Спору нет, многое из того, о чем спорят, что поливают и чему аплодируют, действительно важно. Но неужели это и есть то самое главное для нашей страны? Страны, которая по уши увязла в коррупции и подсела на нефть. Страны, в которой патологически не исполняются законы и где государство плевать хотело на граждан, а граждане – на государство.
Заняться, что ли, больше нам нечем? Или меня просто держат за дурака и кормят дешевым шоу? Или я чего-то не понимаю?..
Законы и меры, которые надо принимать(по версии автора и отдела экономики «НВ»):
Принятие 20-й статьи конвенции ООН против коррупции.
Статья называется «Незаконное обогащение». Не вдаваясь в подробности, речь идет об отмене презумпции невиновности для подозрительно богатых чиновников.
Принятие закона о полном (в соответствии с российскими налоговыми нормами) налогообложении средств, выводимых в офшоры.
Потери России от офшорных схем (за 20 лет), по разным данным, – до 1 триллиона долларов (около трех годовых бюджетов страны).
Резкое сокращение контрольных и согласовательных функций государства (Госпожнадзор, Роспотребнадзор и так далее) при параллельном увеличении ответственности бизнеса (в сфере строительства, общественного питания, торговли и так далее) за качество предоставляемых услуг, вплоть до уголовной ответственности.
Для открытия и ведения бизнеса российским предпринимателям требуется получать сотни согласований, разрешений, виз, подвергаться многочисленным проверкам. Связанные с этим «накладные» расходы бизнеса ложатся на плечи покупателей, а кроме того, граждане вынуждены кормить громадный бюрократический аппарат. При этом государственные органы, по сути, не несут никакой ответственности за нарушения и преступления «завизированного» бизнеса.
Ужесточение антимонопольного законодательства в сфере торговли, транспорта, тепло- и энергоснабжения, ЖКХ.
Картельные сговоры в торговле приводят к тому, что продукты питания в сетевых магазинах продаются с наценками от 50 до 200–300 процентов. А по тарифам монополистов мы догнали уровень развитых стран, по-прежнему отставая от них по уровню доходов населения.
Увеличение штрафов за злостные нарушения ПДД.
Повышение штрафов, осуществленное в 2008 году, привело к резкому снижению числа жертв ДТП, тогда как до 2008 года эта кривая неуклонно шла вверх.
Более решительное увеличение акцизов на крепкий алкоголь и табак.
Цены на крепкий алкоголь и табак в России – чрезвычайно низкие. И здесь даже не надо сравнивать с Западом: достаточно сравнить с временами СССР. В середине 1980-х советский человек на среднюю зарплату мог купить 50 бутылок водки среднего качества или 400 пачек сигарет. Сегодня – 100–150 бутылок или более 1 тысячи пачек.
взгляд из парламента
А как им еще «засветиться»?
Открывая осеннюю парламентскую сессию, спикер Госдумы обратился к депутатам с призывом «не относиться к законодательству как к своду благих пожеланий» и выступать с законодательной инициативой лишь при наличии «весомых аргументов как юридического, так и общественного характера». Обращение не случайно: в последнее время некоторые народные избранники будто соревнуются друг с другом за звание чемпиона по, мягко говоря, странным инициативам.
–Далеко не все, что кажется важным с точки зрения общественной морали или партийной идеологии, можно и нужно оформлять в виде федеральных законов, – считает спикер Госдумы Сергей Нарышкин. – Для этого есть и другие возможности, а в обществе – накопленные столетиями традиции. Наконец, у самих депутатов для защиты прав граждан имеются иные данные законом полномочия, ими только нужно хотеть и уметь пользоваться.
Однако не одним лишь нежеланием использовать «иные полномочия» продиктован рост числа сомнительных законопроектов и абсурдных инициатив. Кто в последнее время поражает наше воображение околесицей? (Жириновский – не в счет, это особое явление!) Правильно, представители партии власти. И в некотором смысле их можно понять. Ведь все мало-мальски значимые инициативы спускаются сверху. А что делать скромному партийцу, которому хочется известности и народной любви? Конечно же, бороться с вредными привычками населения в его же, населения, интересах. Биться за чистоту нравов граждан. Сражаться с тайными внешними и внутренними врагами государства. Ну и далее по не самому обширному списку «жареных тем», которые всегда вызывают бурление в умах большинства граждан. Всем понятно, что инициативы никогда не будут воплощены в жизнь. Так никто и не ставит это целью!
А что же оппозиционеры? С одной стороны, им хорошо: оппозиционер может предложить хоть «взять все и поделить», и ему за это никто по шапке не настучит. Наоборот – в интернете наставят кучу «лайков», пригласят на телевидение. Но и тут шансов на реальное воплощение идеи, мягко говоря, негусто.
Главное для любого «политического скандалиста» – заставить говорить о себе, и не важно, какими словами. Зря, что ли, говорят, что лучше плохая слава, чем никакой? Пока народ продолжает выбирать сердцем, а не головой, даже скандально, но все же известный кандидат даст любой партии куда больше голосов на выборах, чем никому не известный доктор наук с кристально чистой репутацией и трезвыми идеями.
Однако парадокс не в том, что кто-то сыплет маразмами, а в том, что все это на полном серьезе обсуждается в парламенте. Так, например, Госдума без малого час рассматривала предложение Жириновского выплачивать из бюджета по 100 тысяч рублей женщинам, стремящимся прервать беременность, если они откажутся от аборта и сдадут ребенка в детдом. Спикеру пришлось ограничить количество вопросов путем голосования – так был силен зуд палаты пообсуждать то, чему никто на самом деле даже не собирался придавать статус закона.
Или взять стремительно множащиеся абсурдные законопроекты снискавшего в короткие сроки всероссийскую славу депутата питерского парламента Виталия Милонова – куча вопросов, гневных реплик, негодования… Но если у некоторых его поведение рождает вполне естественное желание сводить автора к психиатру, то зачем же идти у него на поводу и все это обсуждать?
В США, если кто из политиков или чиновников заиграется в бирюльки, обязательно найдется тот, кто публично возмутится: «И на что только идут деньги американских налогоплательщиков!» Мгновенно отрезвляет. Не понял сигнала? Не переизберут, не переназначат. У нас же, похоже, некоторые представители власти давно забыли, из каких денег им выплачивается зарплата.
Логичнее всего было бы бить нелепицы на дальних подступах. Но запретить депутату вносить на рассмотрение даже абсурдные законопроекты, увы, нельзя.
– Право депутата выступать с законодательной инициативой гарантировано Конституцией РФ, – поясняет глава Комитета по регламенту и организации работы Государственной думы Ильдар Габдрахманов.
Ну а абсурдность законопроекта – понятие, лежащее вне правового поля и во многом субъективное. То, что кому-то кажется нелепым, может поддерживаться миллионами.
Так или иначе, Госдума отмечает рост числа отклоненных инициатив. Если в первых созывах количество отправленных в корзину законопроектов не превышало половины от объема принятых, то в пятом созыве на 1608 одобренных пришлось уже 1400 отклоненных инициатив. А уже в первую весеннюю сессию шестого созыва нижняя палата приняла 154 законопроекта и отклонила 158.
Анна Кострова, парламентский корреспондент «НВ»
ракурс
Так это ж демократия…А чего вы хотели? Это же парламентская демократия. Та самая, которая «плохая, но самая лучшая». Что, в других странах «народные избранники» меньше кривляются? Да перестаньте, еще и не такое выкидывают. Это – система, и если хочешь быть в нее встроенным, обязан «креативить».
А что такое креативный политик? Это фабрика по производству хорошего впечатления. При этом «хорошее» имеет разные оттенки. «Скандальное» для политиков – тоже хорошее. Владимир Вольфович Жириновский, один из самых талантливых политиков в современной России, первый понял нехитрую истину демократического общества: будь клоуном. Таковы правила игры, в которой общество принимает самое живое участие. Политики изгаляются, а мы над ними смеемся или возмущаемся.
Что, «нелепые» законы, о которых идет речь на этой полосе, разве не нужны? Надо быть абсолютно близоруким, чтобы не понимать – нужны. Гомосексуализм и аборты напрямую угрожают и так находящейся в катастрофическом положении демографии. Так же, как ей угрожают курение и пьянство. А если не принять закон о защите веры, вполне вероятны кровавые события. Пьяные же водители за рулем становятся настоящей чумой. И так далее.
Но все эти важные инициативы совершенно сознательно подаются в эпатажной, «яркой» упаковке. Маркетинг… Парламентарии ведь тоже менеджеры, заинтересованные в том, чтобы нам что-либо втюхать.
И пока наша политическая система остается калькой с европейских демократий, так и будет. Ибо первое, что происходит с введением демократии, – ускоренная девальвация человеческого достоинства…
Павел Виноградов, редактор отдела социальных проблем «НВ»