«Народный» продукт
Страсти, кипящие вокруг одного-единственного продуктового магазина, выявили сразу несколько существенных недостатков в российском бизнесе и российском законодательстве
Страсти, кипящие вокруг одного-единственного продуктового магазина, выявили сразу несколько существенных недостатков в российском бизнесе и российском законодательстве
По поводу магазина «Народный» в городе кипят страсти, но сами владельцы знаменитого универсама хранят глухое молчание. Более того, практически никому неизвестно, кто эти владельцы. Данных о них нет ни на каких сайтах. Бесполезно вопрошать даже всезнающий ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц). Потому что там нет никакого «Народного». «Народный» – это просто бренд, под которым работают никому не известные «о-о-ошки» с безликими названиями. На публике изредка появляются только юристы компании, хозяева же предпочитают сохранять инкогнито. И это один из моментов, объясняющий недоверчиво-раздра-женное отношение городских властей и проверяющих инстанций к загадочному торговому заведению.
Законспирированность владельцев действительно не имеет разумных объяснений. Может, они руководствуются соображениями личной безопасности? (Именно так объяснил «режим секретности» один из менеджеров «Народного» в беседе с корреспондентом «НВ».) Если так, то опасения явно преувеличены. По данным Федеральной налоговой службы, в Петербурге проживают несколько легальных долларовых миллиардеров, сотня долларовых миллионеров, а кроме них – тысячи руководителей средних и крупных компаний, то есть людей, у которых по определению есть деньги. Они ни от кого не прячутся, на сайтах их фирм выложены их фотографии, служебные телефоны.
Так с чего бы руководителям «Народного» быть такими пугливыми? Причины, вероятно, есть.
Как неофициально сказал работник одной из служб, который сейчас занимается магазином, «мы, конечно, знаем людей, которые называют себя руководителями этой компании, но не знаем, на самом ли деле именно они владельцы».
Действительно, имена реальных хозяев практически невозможно установить даже по документам. Непосредственно магазином (то есть торговым залом и служебными помещениями) владеют несколько ООО. Между собой эти фирмы связаны отношениями взаимного учредительства и без проблем меняются местами и ролями. При этом все они являются лишь арендаторами помещений у владельца здания – ЗАО «Ладожский», который, в свою очередь, не имеет прямого отношения к торговой деятельности. Кто в этом семействе главный, кто кого учредил, знают только сами учредители.
Официально за эту конспирацию претензий к магазину никто не предъявлял. Но чехарда со сменой юридических лиц, затеянная после предъявления первых судебных претензий к «Народному», судя по всему, по-настоящему разозлила и Роспотребнадзор, и городских чиновников, и, возможно, Красногвардейский районный суд (хотя судьям по должности не положено испытывать эмоции). Хозяевам «Народного» придуманная ими схема уклонения от судебных решений, наверное, казалась очень остроумной: как только претензии предъявляются к одному ООО, которое в данный момент ведет торговую деятельность, оно тут же уступает место другому ООО, которое за претензии к прежнему владельцу ответственности не несет. На юридическом языке это именуется «злоупотреблением правами».
Теоретически такая карусель могла бы продолжаться бесконечно. Но правила «Ты к людям по-человечески – и они к тебе по-человечески» никто не отменял. Роспотребнадзор нашел не менее остроумный ответ: стал судиться не с арендаторами, а с владельцем здания. Обнаружил некачественную воду в помещениях магазина и по решению суда запретил в них торговую деятельность, уже не вникая, кто там сейчас арендатор. Насколько корректным был этот повод – вопрос философский. Но с обывательской точки зрения, неведомые хозяева «Народного» дали повод, чтобы с ними так поступили.
И, наконец, третий момент, который отчасти объясняет несколько предвзятое отношение к «Народному» различных ведомств и значительной части горожан: массовое использование в этом магазине труда гастарбайтеров. Действующий пока еще запрет на использование труда иностранцев в розничной торговле «Народным» обойден стандартно – все мигранты числятся в штате не магазина, а неких кадровых агентств, которые сдают персонал в аренду. На самом деле и это незаконно, но в Петербурге, учитывая нехватку рабочей силы, миграционная служба смотрит на это сквозь пальцы.
Никто не отрицает, что «Народный» до своего временного закрытия был самым дешевым продовольственным магазином в городе. Никто не исключает, что неофициальным заказчиком репрессий против него является крупная торговая сеть. Но и владельцы универсама сделали все, чтобы вызвать у властей серьезные подозрения и претензии в свой адрес. Цивилизованный бизнес требует определенной прозрачности – во всяком случае, в отношении владельцев этого бизнеса. Он также требует соблюдения неких джентльменских правил. Например, если проверяющая инстанция предъявила тебе претензии – по санитарному состоянию, по качеству товара, – будь добр или устранить недостатки, или отбить эти претензии в суде, а не прятаться за новыми вывесками.
У «Народного» с его оборотом под 9 миллиардов рублей в год было более чем достаточно средств для того, чтобы стать образцовым во всех отношениях универсамом. Почему их не хватало даже на то, чтобы нормально мыть в магазине полы, и куда в итоге уходят прибыли компании – на этот вопрос могли бы ответить владельцы. Если бы у них не было причин молчать и конспирироваться.