Губернатор и стадион. Кто раздувает из мухи слона
Почему безобидный, в общем-то, казус привел к скандалу городского, и даже всероссийского, масштаба
Почему безобидный, в общем-то, казус привел к скандалу городского, и даже всероссийского, масштаба
– Полтавченко хочет достроить стадион на Крестовском на деньги горожан!
– Это что ж за безобразие такое!
– А он еще и всех петербуржцев жлобами обозвал!
Примерно такие страсти кипят в эти дни главным образом на петербургских сайтах и форумах.
Масла в огонь подкинули и зенитовские фанаты, которые во время последнего матча скандировали: «Губернатор, продай дачу!»
В действительности Георгий Полтавченко, конечно же, не призывал болельщиков «скидываться» на достройку стадиона на Крестовском. Просто в ходе недавнего телеинтервью в ответ на полуироничную идею журналиста достроить стадион, что называется, всем миром губернатор сказал: мол, а почему бы и нет? И, вспоминая советские времена, субботники, допустил, что «приглашение жителей нашего города, особенно любителей футбола, для участия в каких-то работах по стадиону вполне возможно».
Однако при перепечатках в СМИ это высказывание губернатора было искажено, что, к сожалению, бывает не так уж и редко. Но часть городской публики с готовностью ухватилась за повод, позволяющий ей выплеснуть свое недовольство и властью, и всем на свете.
Допущенное губернатором предположение – о том, что в принципе можно было бы привлечь желающих помочь стройке к каким-то несложным работам, – никакого протеста вызывать не может. Особенно у старшего поколения, которое хорошо помнит, как люди с готовностью выходили на субботники, чтобы поучаствовать в строительстве клуба, дома культуры, школы или стадиона, чтобы убрать территорию или провести озеленение. Да и сам Приморский парк Победы, где строится новый стадион, был посажен руками людей, переживших блокаду и вернувшихся с фронтов. Красиво было бы поддержать традицию этого памятного места…
Впрочем, никто никого агитировать на это дело не собирается. Тем более что строители и сами с благоустройством справятся. Однако слова Георгия Полтавченко были истолкованы в том смысле, что губернатор призывает горожан помочь строительству стадиона. А какая в наше время бывает помощь, кроме финансовой? Выходит, он призывает болельщиков собрать деньги!
Думается, что даже самые безголовые фанаты, скандировавшие в субботу на трибунах «Петровского» кричалки с призывами к губернатору отдать на строительство стадиона свои деньги и имущество, понимали, что никаких денег на достройку стадиона губернатор у них не просил. К Георгию Полтавченко можно относиться по-разному (на то у нас и свободная страна), но, безотносительно личных вкусов, нельзя не признать, что он не только политик высокого уровня, но и опытный, много повидавший и здраво рассуждающий человек. Поэтому идею сбора народных денег на достройку объекта, финансируемого из бюджета, он не мог не то что выдвинуть, но и поддержать в принципе. Но многим фанатам и завсегдатаям интернета и не нужна реальная причина для возмущения – нужен лишь повод, пусть самый надуманный.
Похожая история получилась с другим высказыванием губернатора – о «жлобах», показывавших средний палец кортежу Дмитрия Медведева. Непредвзятому человеку понятно, что Георгий Полтавченко говорил не о горожанах вообще, а о конкретных людях, которые выставляли свои пальцы.
Возможно, для характеристики лиц, «протестующе» выставлявших свои пальцы, можно было найти и другие определения, более политкорректные. Например, «граждане, демонстрирующие свою альтернативную гражданскую позицию посредством непристойного жеста». Но слово «жлобство» применительно к данной ситуации – тоже вполне адекватно. Жлоб – человек, пользующийся возможностью безнаказанно хамить другим людям. Если раньше он был вынужден держать свою фигу в кармане, то теперь может вытащить ее на свет и с гордостью продемонстрировать проносящемуся мимо кортежу. Это такому же, как он сам, человеку показывать средний палец или фигу рискованно – можно на неприятности нарваться. А высокопоставленные чиновники сделать в ответ ничего не посмеют, поэтому можно их в интернете поливать и жесты (вплоть до голого заднего места) демонстрировать. Но если люди могут все это делать, почему их за это нельзя назвать жлобами?
Между тем это слово тоже стало поводом для скандала. Нашлось немало людей (в том числе один сенатор!), которые делают вид, что в лице нескольких десятков граждан, показывавших пальцы, Георгий Полтавченко оскорбил в лучших чувствах всех жителей города-героя, культурной столицы, перечеркнул историю великого города и так далее. И поэтому он должен немедленно извиниться перед горожанами. Как будто все горожане солидарны с теми, кто по поводу и без демонстрируют свои фиги и пальцы.
Так что очевидно: что первый повод для обид и возмущений (по поводу слова «жлобы»), что второй (относительно якобы имевшего место призыва собирать деньги на стадион) совершенно надуманны и не принимаются всерьез даже теми, кто громче всех об обидах кричит. О чем тут можно серьезно говорить? Ведь Георгий Полтавченко – явно не из тех, кто раздает направо и налево громкие обещания, кто устраивает своим подчиненным показательные порки, кто ездит по городу в сопровождении журналистской свиты, кто сыплет перлами и эпатажными высказываниями. Эпатаж – это вообще последнее, что можно приписать Полтавченко. Но именно эпатажные – вырванные из контекста, а то и вовсе не произнесенные – высказывания сегодня ставят ему в вину и обсуждают на всех углах.
Губернатору, возможно, стоит даже гордиться, что основанием для нападок на него стали такие надуманные и мелкие поводы. По текущей губернаторской деятельности (благоустройству, ремонтам), по крупным проектам, по финансовым вопросам, по борьбе с коррупцией претензий к нему не придумано. А что тут придумаешь, глядя, например, на обыски в нескольких комитетах городской администрации, проводившиеся с ведома губернатора?.. Так что мелкие придирки части публики можно считать за комплимент.