Бюджет-2013. Мы делили апельсин
В Госдуме кипят бюджетные страсти. Какие статьи расходов будут увеличены, а какие понижены? На чем можно сэкономить и как увеличить доходную часть?
В Госдуме кипят бюджетные страсти. Какие статьи расходов будут увеличены, а какие понижены? На чем можно сэкономить и как увеличить доходную часть?
На прошлой неделе Госдума утвердила основные параметры проекта федерального бюджета на 2013–2015 годы: прогнозируемые объемы ВВП, общих доходов, расходов, уровень инфляции, размер дефицита. Теперь в недрах думских комитетов идет главная борьба – за поправки к расходной части бюджета 2013 года. На то, чтобы от кого-то отнять и кому-то добавить, осталось меньше месяца. Поскольку недовольных представленным проектом на сей раз оказалось больше обычного, то и рекомендаций от думских комитетов к правительству немало.
Главная претензия к бюджету – он не является «бюджетом развития». Главное предложение – отказаться от практики складирования сверхдоходов, получаемых от экспорта энергоресурсов, в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния и направить часть этих средств на модернизацию экономики. Однако принцип откладывания на черный день, который обеспечивает определенную стабильность и уверенность в завтрашнем дне, для нынешнего правительства является незыблемым. Сторонники такого подхода напоминают, что если бы не государственная «кубышка», то в 2008–2009 годах стране пришлось бы ой как не сладко.
Словом, противники бюджета в его нынешнем виде вынуждены смириться с тем, что между стабильностью и ускоренной модернизацией страна выбирает стабильность. И сосредоточились на менее глобальных поправках.
В частности, Комитет по бюджету и налогам ГД намерен добиваться дополнительных средств на программы социального развития села, на окончание строительства и реконструкции планируемых к вводу в эксплуатацию в 2013 году объектов культуры (как, например, вторая сцена Мариинки), на повышение зарплат сотрудников Генпрокуратуры и Следственного комитета, на обучение и повышение квалификации муниципальных служащих.
Кроме того, от правительства уже потребовали предоставить «исчерпывающую информацию об объемах дополнительных бюджетных ассигнований, необходимых для безусловного выполнения в 2013–2018 годах указов президента РФ». А именно средств на повышение зарплат учителям, врачам, работникам культуры, военнослужащим по контракту и другим силовикам, о котором в мае говорил Владимир Путин. Также прозвучало требование проработать предложения по увеличению объема дотаций на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ, на которые лягут основные финансовые обязательства по реализации этих президентских указов.
Очевидно, что, когда депутаты приступят к рассмотрению законопроекта во втором чтении, перечень поправок займет не один десяток страниц. И очевидно, что значительную их часть правительству придется отправить в корзину, поскольку желающих раздать всем сестрам по серьгам в нижней палате немало.
давайте посчитаем
Экономить? Не на чем… Тогда как повысить доходы?Согласно результатам социологического исследования, проведенного фондом «Общественное мнение», свою обеспокоенность тем, как и на что тратятся финансы страны, высказали две трети опрошенных. При этом 48 процентов респондентов считают, что казенные средства тратятся неправильно, 11 процентов одобряют правительственный курс, а оставшиеся 41 процент затруднились в оценке.
Что же касается расстановки бюджетных акцентов, то в целом опрошенные считают необходимым больше вкладывать в здравоохранение, образование, сельское хозяйство. Но это и неудивительно.
Занятнее другое: если суммировать все пожелания россиян, то дебит никак не сходится с кредитом. Людям хочется повысить расходы и на то и на се, а вот на чем сэкономить – непонятно. Разве что, как считают опрошенные, на проектах вроде «Сочи-2014» или «Сколково». В сумме же количество галочек, поставленных в графе «повысить расходы», более чем вдвое превышает аналогичный показатель в графе «снизить расходы». Хотя, как известно, чтобы купить что-нибудь ненужное, надо сначала продать что-нибудь ненужное.
Поэтому давайте попробуем разобраться, на чем реально может сэкономить бюджет. И где найти ресурсы для пополнения его доходной статьи.
Итак, оппоненты правительства уверены, что, откладывая на черный день, нужно не забывать о необходимости вкладываться в собственное развитие. В ответ звучит: у государства нет средств на прорывные инфраструктурные проекты и резкое увеличение расходных статей. «Есть такие средства!» – радостно заявляют оппоненты и предлагают целый комплекс мер по увеличению доходной части и сокращению расходной.
• Повышать доходность управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Если в 2011 году Россия получала с размещения своих нефтяных денег 1,8 процента прибыли, то в 2013 году этот показатель снизится до 0,8 процента.
• Обеспечить прозрачность использования бюджетных остатков.
По оценке главы Счетной палаты РФ Сергея Степашина, в 2012 году они составят около триллиона рублей.
• Отменить скандально известный 94-ФЗ (Закон о госзакупках), выстроить на его месте прозрачную контрактную систему, повышать эффективность бюджетных расходов.
Сейчас «нецелевой» ущерб по результатам проверки Счетной палаты РФ достигает около 250 миллиардов рублей. С учетом того, что проверке подвергается лишь часть организаций, оперирующих бюджетными деньгами, общая сумма ежегодного ущерба, по мнению экспертов, может достигать 1–1,5 триллионов рублей.
• Снижать объемы вывозимого из страны капитала.
В 2012 году, по прогнозу ЦБ, за границу «утечет» около 70 миллиардов долларов. В пересчете на рубли это 2,1 триллиона
рублей.
• Ввести прогрессивную шкалу налогообложения.
По оценкам экспертов, это даст до 1,5 триллиона рублей дополнительных налогов.
• Повысить собираемость налогов.
По заключению Счетной палаты РФ изменение уровня собираемости одного лишь налога на прибыль лишь на один процент «равнозначно увеличению доходов федерального бюджета в 2013 году на 4,2 миллиарда рублей». Объем же налоговой задолженности фирм и предприятий в прошлом году составил 1,1 триллиона рублей.
• Ввести государственную монополию на спирт.
По некоторым оценкам, это способно принести в казну около 1,3 триллиона рублей.