«Граждане пассажиры, не ругайте водителя!»
В канун своего профессионального праздника водители общественного транспорта рассказали, с какими проблемами они сталкиваются на дорогах и какими видят пассажиров из своих кабин
В канун своего профессионального праздника водители общественного транспорта рассказали, с какими проблемами они сталкиваются на дорогах и какими видят пассажиров из своих кабин
Завтра водители городского пассажирского транспорта впервые отпразднуют свой профессиональный праздник. Если раньше последнее воскресенье октября считалось Днем автомобилистов, то с этого года стало Днем работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. Корреспондент «НВ» воспользовалась этим поводом и пообщалась с тремя опытными водителями, которые в Петербурге считаются лучшими. Выяснила, что у каждого вида транспорта есть свои «скелеты в шкафу», и расспросила, как на современной дороге общественному транспорту ужиться с автомобилистами.
«Меня покорила красота из окна троллейбуса»
По мнению Станислава Маркова, у водителя троллейбуса две дороги – провода и проезжая часть. На последней часто попадаются хамоватые маршруточники и бестактные автомобилисты
Станислав Марков крутит баранку троллейбуса вот уже почти 15 лет. В своем ремесле он чуть ли не лучший в стране. В этом году Станислав занял второе место во Всероссийском конкурсе водителей троллейбусов.
Он потомственный водитель – его отец управлял троллейбусами с 1973 года, почти 40 лет. Кстати, династии среди водителей общественного транспорта встречаются нередко.
– Когда был маленьким, часто катался на переднем сиденье с отцом, – рассказывает Станислав, – конечно, мечтал об этой работе. Отец работал на красивейшем маршруте № 8, который проходит через весь город, по Литейному проспекту. В детстве меня покорила эта красота из окна троллейбуса.
Но со временем дым романтики рассеялся. Идти в водители Станислава разубедил кризис 1990-х, когда резко упали зарплаты. Но после службы в армии, службы по контракту и нескольких лет работы на заводе Станислав решил воплотить детскую мечту в жизнь. В 1998 году он пошел на работу в Первый троллейбусный парк, где отец работал ответственным по выпуску. Свое родство Марков-старший и Марков-младший держали в тайне. Мама же Станислава выступала решительно против двух водителей в семье – слишком много было случаев нападения на водителей ночью по пути на смену.
– Папа хотел, чтобы я всего добился сам, самостоятельно научился ездить, – делится водитель. – Помню, в мой первый рейс мне даже дали чужую машину (у водителей троллейбусов, в отличие от водителей трамваев, машины строго закреплены). Пришлось перед маршрутом побегать, чтобы к ней приноровиться и все проверить.
У троллейбуса, признается Станислав Маркин, две дороги. Водителю нужно не только смотреть на проезжую часть и машины, но и особое внимание уделять проводам, которые могут провиснуть или ток вдруг пропадет.
– Зима – самое неприятное время года для нас, – сетует собеседник. – В это время провода замерзают и искрятся. Из-за холода провод может обломиться и упасть. Помню, был один год, когда дорогу посыпали какой-то ядовитой солью, потом наступила оттепель, реагенты испарились на провода, а когда ударили морозы, провода просто затвердели и осыпались!
Современные водители, говорит Станислав, стали крайне бестактны. Хотя водителю встречались и такие, которые публично извинялись перед пассажирами. Как-то раз на перекрестке автомобилист подрезал троллейбус Станислава, последнему пришлось применить экстренное торможение. Пассажиры, естественно, зашумели, заскандалили и, конечно, все свое зло направили на водителя. И тут заходит водитель подрезавшей машины и говорит:
– Граждане пассажиры, не ругайте водителя, он ни в чем не виноват! Резкое торможение произошло исключительно по моей вине!..
– В ответ, – рассказывает Станислав, – немая сцена изумленных лиц в салоне: пораженные пассажиры молчали на протяжении двух остановок.
Однако не обходится и без конфликтов. Один раз выставленные из салона за неуплату проезда пассажиры разбили лобовое стекло троллейбуса. Бывало, подвыпившие горожане бросали в троллейбус и бутылку из-под пива, и камни. Все эти стрессы водитель троллейбуса переживает за зарплату в 20–30 тысяч рублей в месяц.
На городских дорогах, считает опытный водитель, сегодня существует две проблемы: хамоватые маршруточники и бестактные автомобилисты.
– Маршруточники забирают у нас львиную долю пассажиров, – рассказывает Станислав. – Порой не дают подъехать к остановке, стоят на ней по 5–10 минут, комитет по транспорту на эту проблему почему-то смотрит сквозь пальцы.
Кстати, супруга Станислава тоже трудится водителем троллейбуса.
– Дома поговорить не о чем, – шутит мужчина, – на работе мы видим одни и те же дороги, одни и те же машины, одни и те же проблемы.
«Автомобилисты стали очень невоспитанными!»
При всей тяжести работы половина современных водителей трамваев – представительницы прекрасного пола
Елизавета Симановская встречает рассвет в кабине трамвая № 9. Бывший детский хореограф трудится водителем с 2006 года. За шесть лет женщина добилась больших успехов, в этом году победив на общегородском конкурсе среди коллег.
– Я окончила Ленинградское областное училище культуры, затем семь лет преподавала хореографию ребятишкам от 2 до 15 лет. После чего круто поменяла профессию – пошла в сферу недвижимости, стала успешным агентом, продавала большие коттеджи. Но из-за сложностей с оформлением документов быстро устала от бумажной волокиты. Захотелось постоянной зарплаты и стабильности, поэтому я и решилась работать водителем в трамвайном парке.
Елизавета именно решилась – потому что мама, которая около полувека уже проработала на этом поприще, всегда была против. С 1954 года родительница нашей героини успела перепробовать массу профессий в трамвайном парке – кондуктора, телефонистки, а на пенсии – гардеробщицы. С малых лет Лиза проводила в трамвайном парке немало времени, была в курсе судеб всех водителей трамвая. Так как работа сопряжена с неприятными эпизодами на маршруте, то мама Лизу часто предостерегала от этой профессии: «Лиза, только не водителем трамвая!» И все же Елизавета не смогла устоять – через три месяца учебы села за руль электротранспорта.
– Мне все далось легко, – делится Елизавета, – единственное, чего я панически боялась, – это перекрестка с троллейбусными пересечками. Водители машин должны знать: на каждом перекрестке есть место без тока, которое трамвай должен проскочить. Если автомобиль в этом месте перекроет дорогу вагону, то трамвай встанет и образует пробку. В этом случае состав, застрявший на путях, должен ждать следующего – с которым можно сцепиться и продолжить движение.
Елизавета отмечает: водитель трамвая должен быть решительным и обладать олимпийским спокойствием.
– Остальные участники движения должны понять, что ты едешь, и уступить дорогу, – рассказала она. – Если автомобилисты увидят, что ты колеблешься, то попробуют проскочить.
Основной трамвайный контингент – это, как говорится, пионеры и пенсионеры. За безопасностью пассажиров тоже должен следить водитель.
К сожалению, в последнее время участились ДТП на трамвайных остановках – машины не останавливаются перед остановившимся трамваем.
– Водители машин стали очень невоспитанными, – признается Елизавета Симановская, – общественный транспорт ни во что не ставят. Они даже не удосуживаются пропустить пассажиров на остановке.
Нередко на маршруте приходится применить физическую силу, например, поднять трубу для сцепки составов. А на обед отводится лишь 12 минут. И все же половина водителей трамваев – женщины. Средняя зарплата у трамвайщиков – 27–32 тысячи рублей. Сумма зависит от категории, смены и пассажиропотока.
– У нас много молодежи, – делится героиня. – Есть фанаты, которые всю жизнь мечтали водить трамвай.
Елизавета же ценит в своей работе романтику. Обожает любоваться в пути на падающие на трамвайные пути хлопья снега, на восход и закат солнца. Кстати, о восходе: ради этой работы Елизавете пришлось поменять привычки.
– По природе я сова, – признается Елизавета, – поэтому вставать рано утром для меня пытка. А нам приходится подниматься, чтобы заступить на смену, в три ночи, но я привыкла. Хотя как-то в первый год работы даже пропустила утром в дреме остановку – пассажир прибежал и спросил: «Выпускать будете?»
Основная проблема современного трамвайного парка – изношенность. По данным Горэлектротранса, устарело 60 процентов составов. Новый трамвай стоит дорого – около 12 миллионов рублей. Хотя в одном из трампарков ждет своей судьбы «чудо техники» – 28-метровый трехсекционный вагон, сделанный на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. Пассажирам какого маршрута посчастливится на нем ездить, пока не понятно.
«Зря чиновники решили ввести валидаторы»
Андрей Петров уверен: водителей автобусов нужно освободить от взимания платы за проезд
Андрей Петров, бывший военнослужащий, водит городские автобусы около 13 лет. Сейчас он работает на 27-м маршруте – ездит от Белорусской улицы до Театральной площади. В отличие от предыдущих двух героев, работников городского транспорта в роду у него не встречалось.
– Только дядя был дальнобойщиком, поэтому крутить баранку я мечтал с детства, – признается Андрей.
За время работы, говорит водитель, число машин в городе резко увеличилось.
– Это усложняет работу, – признается Андрей. – Приходится уделять большое внимание дороге, потому что никто не хочет уступать путь общественному транспорту. Поэтому современный водитель должен быть выдержанным и внимательным. Но автомобилистов никак нельзя пересадить в общественный транспорт. Люди, которые привыкли ездить на машине, будут ездить исключительно с комфортом. Горожане пересядут в автобус, когда общественный транспорт беспрепятственно станет двигаться по городу. А «выделенок» сейчас в городе крайне мало.
Хамы, как заметил наш герой, встречаются не только среди водителей, но и пассажиров. На практике у Андрея было немало неадекватных горожан, которые норовят проехать зайцем и нагло отказываются оплачивать проезд. Да и вообще, говорит водитель, сознательность пассажиров резко упала.
– Один раз пассажир опоздал на троллейбус, следующий передо мной, – рассказывает водитель. – Когда я подъехал к остановке, запыхавшийся человек сел ко мне и категорически отказался оплачивать проезд, так как троллейбус его не дождался…
А один раз Андрей на автобусе подвозил курсантов Академии транспорта, которые во время кросса отстали от своих товарищей. С помощью автобуса они догнали группу спортсменов – и были в числе первых.
Но Андрей признался, что не поменял бы автобус на другой вид городского транспорта.
– Автобус более мобильный, – констатирует он, – если трамвай или троллейбус сломался, то весь последующий подвижной состав стоит, а у автобусов никто не зависим от поломки.
Основную проблему современного автобуса Андрей видит в отмене кондукторов.
– Мне крайне неудобно работать без кондуктора, – признается он, – следя за оплатой проезда, водитель отвлекается от дороги. Кроме того, пока проверяются проездные билеты на выходе, на остановках теряется много времени. Зря чиновники решили ввести валидаторы и сломать привычную схему оплаты. Это крайне неудобно и пассажирам, и водителям.
И еще, как оказалось, у водителей автобусов самая высокая зарплата по сравнению с их «электрическими коллегами» – 35–37 тысяч рублей.