«Набережную Европы» заморозили
Инвестор прекратил финансирование работ по реновации территории. На время или навсегда – пока не решили
Инвестор прекратил финансирование работ по реновации территории. На время или навсегда – пока не решили
Реализация амбициозного проекта строительства на Петроградской стороне «Набережной Европы» под угрозой срыва. Cтало известно, что ЗАО «ВТБ-Девелопмент» (компания, входящая в холдинг «ВТБ», основу которого составляет один из крупнейших российских банков) приостанавливает финансирование работ по реновации участка в 10 гектаров, ограниченного набережной Малой Невки, проспектом Добролюбова, переулком Талалихина и Биржевым мостом.
Напомним, на этом месте в 2017 году (именно к этому сроку представители застройщика обещали полностью изменить облик набережной) должен был появиться многофункциональный комплекс, культурную основу которого составили бы театрально-концертный зал с двумя площадками на 1000 и 300 мест и Дворец танцев Бориса Эйфмана. Бизнес-основой стал бы массив элитного жилья и офисов, которые и окупили бы все затраты. Кроме того, инвестор намеревался превратить участок в своеобразный променад с обилием зеленых зон и скверов, в которых горожане и гости Петербурга смогли бы отдыхать и любоваться открыточными видами даже в те дни, когда не проводятся концерты и выступления артистов. А вид, надо признать, с будущей «Набережной Европы» открывается действительно прекрасный – Стрелка Васильевского острова, Эрмитаж и набережная Макарова как на ладони.
В состав комплекса также планировалось включить подземный паркинг почти на 1900 автомобилей и множество кафе, бутиков и ресторанчиков.
Проект строительства сразу же вызвал множество вопросов, причем в большей степени даже не у градозащитников, а у экологов. В течение долгих лет на этом месте располагался Государственный институт прикладной химии (ГИПХ), занимавшийся в том числе разработкой новейших видов ракетного топлива. Полученные образцы советские химики тестировали прямо на территории института, а земля в буквальном смысле слова пропиталась вредными веществами. Перед началом работ эксперты подсчитали, что придется вывезти и утилизировать более 700 тысяч кубометров грунта, а землю необходимо срыть как минимум до глубины 2,5 метра.
Снос ГИПХа, который градозащитники безуспешно пытались признать памятником архитектуры, начался 1 марта нынешнего года. За несколько недель корпуса института превратились в огромную груду битого кирпича. Его, кстати, не удалось вывезти до сих пор. Инженерную подготовку участка по плану строители намеревались закончить только в следующем году.
Кстати, вопросами экологии заинтересовались даже депутаты петербургского парламента. Борис Вишневский, например, подал на имя Георгия Полтавченко запрос, в котором требовал разобраться в том, не нарушается ли технология при вывозе грунта и не станет ли будущая «Набережная Европы» экологической миной замедленного действия в историческом центре города. В ответ на это ЗАО «ВТБ-Девелопмент» устами своего руководителя отдела общественных связей Александра Ротштейна пригласило парламентария лично проинспектировать ход работ и убедиться в полной безопасности объекта.
Информацию о приостановке финансирования проекта уже подтвердил курирующий работы вице-президент ОАО «ВТБ» Александр Ольховский. Ни он, ни Александр Ротштейн пока не сообщили, какая судьба ждет «Набережную Европы».
– Все работы на объекте приостановлены на неопределенный срок, – рассказал Александр Ротштейн корреспонденту «НВ». – Дальнейшие действия будут зависеть от позиции руководства банка. Официальная позиция компании – пока не комментировать эту ситуацию.
Появятся ли на месте ГИПХа Дворец танцев и элитный жилой комплекс или нет, с большой долей вероятности выяснится в течение месяца. По некоторым данным, участок может быть передан под строительство зданий для размещения Верховного и Высшего арбитражного судов, которые могут перебраться в Петербург из Москвы, а курировать работы поручат управлению делами президента РФ.
– Сейчас каждый день появляются разные версии развития ситуации и называются различные варианты дальнейшего использования территории, – говорит заместитель председателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Кононов. – Я считаю, что если отойти от существующей концепции, то придется заново создавать проект развития и застройки участка. Места там много, поэтому можно найти золотую середину, совместить бизнес-функцию с социальной.
В случае отказа от строительства «Набережной Европы» государственным органам придется решать вопрос о компенсации инвестору. Весной нынешнего года нынешний вице-губернатор Ленобласти Евгений Елин (тогда он возглавлял КЭРППиТ) уже предлагал разбить на месте химического института парк, возместив застройщику потери. Тогда инвестор оценил их в астрономическую сумму – 500 миллионов долларов. Однако стоит ли вывоз грунта и выполнение ряда не слишком уж обременительных инвестиционных условий таких денег, решать будет не банк, а нанятые государством эксперты.