«Шумное» дело
Новоселы намерены судиться с застройщиком из-за хлипких стен, через которые слышно все, что делается у соседей
Новоселы намерены судиться с застройщиком из-за хлипких стен, через которые слышно все, что делается у соседей
Петербургская семья – из тех, что с полным правом можно назвать средним классом, – купила квартиру в новом доме. Отнюдь не экономкласса, скорее ближе к бизнес-классу – «трешка» за 5,3 миллиона рублей. Адрес дома и название компании-застройщика называть пока не будем – впереди, вероятнее всего, суд. А пока супруги просто пришли в редакцию, чтобы в назидание остальным рассказать свою почти детективную историю. Потому что таких домов, как у них, в городе уже десятки, а квартир – тысячи. И не у всех хватает сил, чтобы самостоятельно разобраться в строительных хитростях и попытаться защитить свои права в суде. Кому-то, у кого решен «квартирный вопрос», эта история покажется скучной – в ней речь пойдет о стандартах, сертификатах и о том, как покупателей жилья слегка – без очевидного криминала – дурят. Но тем, кто купил квартиру недавно или только собирается это сделать, проведенное нашими героями «расследование» наверняка окажется полезным.
Новоселы Марина и Александр, как люди грамотные и деловые, долго готовившиеся к главной в жизни покупке, наблюдали за «своим» домом еще на стадии строительства. Изучили то, что можно было найти в открытых источниках про компанию-застройщика (на рынке давно, доверие внушает), уже в офисе этой компании навели справки по поводу подключения дома к коммуникациям по постоянной схеме – чтобы не было потом перебоев с электричеством. С разрешения менеджера из офиса продаж походили по своей будущей квартире – замечаний не было: стены ровные, потолок и пол без трещин, поговорили с прорабом… В общем, сделали все, что советуют опытные люди и специалисты по недвижимости, чтобы не «влететь». И казалось, не прогадали – ключи получили вовремя, свет, вода и тепло имелись. Пара месяцев ушла на чистовую отделку, покупку мебели. А еще через месяц новоселы поняли, что жить в этой квартире невозможно, особенно с двумя маленькими детьми.
Добротный, с хорошей отделкой дом оказался абсолютно звукопроницаемым. Было прекрасно слышно, как у одних соседей по лестничной площадке работает телевизор, как другие включают воду на кухне или сливают в туалете. Но самым раздражающим был звук лифта – ночью казалось, что он проезжает прямо через спальню, дети утром вставали нервными и невыспавшимися. Сначала думали, что это временно – в пустых квартирах любые звуки звучат гулко, а когда все поставят мебель, повесят ковры и картины, в лифте детали приработаются, шум снизится до нормального уровня. Увы, ни через месяц, ни через три «шумовая картина» не изменилась.
Наши герои подчеркивают, что они люди неизбалованные: Александр родился и вырос в хрущевке, Марина – в «корабле», какая там звукоизоляция – все знают. Но их родители получили это жилье бесплатно от государства, а не покупали за пять с лишним миллионов рублей. Причину Александр, технарь по образованию, нашел быстро: если наружные стены дома и стеклопакеты были вполне кондиционными – звуки с улицы почти не проникали, то через стены между квартирами можно было переговариваться. Предупредив соседа, Александр постучал ему пальцем в стену, тот постучал в ответ – слышимость была прекрасной. Простукивалась и стенка между спальней и лестничной площадкой, на которую выходят лифты. При этом на ощупь стены были совершенно нормальными – не гипрок какой-нибудь, а капитальная перегородка.
В офисе компании-за-стройщика их претензии удивились: дом сделан по проекту, все материалы сертифицированы – и посоветовали жаловаться на шумных соседей в полицию, тем более что и закон соответствующий городской парламент принял. Александр объяснял, что соседи у него вполне адекватные и дело не в них, а в стенах.
Другие жильцы дома решали проблему шумоизоляции подручными средствами – с помощью различных утеплителей и того же гипрока. Наши же герои пошли на принцип – им стало просто обидно, что за такие деньги строители сумели-таки всучить им «осетрину второй свежести». Александр признается, что сам бы он секрет «акустических стен» вряд ли разгадал. Но на любую загадку можно найти ответ, если знать, кого спрашивать. У Александра и Марины были друзья, работающие в строительстве. Долго объяснять им ситуацию не потребовалось.
– Измерь толщину стены, – посоветовал первый же консультант. – Сколько? 13 сантиметров, не считая штукатурки? Знакомый размер. Скорее всего, межквартирные стены у вас из силикатных стеновых блоков.
– А что это значит? – поинтересовался Александр.
– Это значит, что нормальная внутренняя стена должна быть не тоньше 160 миллиметров, 16 сантиметров по-вашему, не считая толщины штукатурки. Иначе общение с соседями прямо через стенку вам гарантировано.
– А зачем такие стены делают? – возмутился наш герой.
– Деньги, – пояснил консультант. – Такие тонкие стены стоят дешевле, а жилой метраж получается больше.
На этом месте мы прервем историю наших новоселов – историю, которая в конечном итоге привела их в суд в качестве истцов, требующих от компании – продавца квартиры устранения строительного брака, компенсации затрат и морального ущерба. Описание этого детектива – как искали сертификаты, советовались с экспертами, консультировались у тех, кто сам работает в строительном бизнесе, – заняло бы слишком много места. Перейдем сразу к результатам.
Стенки из «блока силикатного стенового межквартирного» производства Павловского завода строительных материалов, входящего в группу «Ленстройматериалы», применяются петербургскими строителями уже больше трех лет. По сути, это знакомый всем силикатный кирпич-«пустотка» (то есть с отверстиями), только больших размеров. Работать с ним несложно, цена даже чуть ниже среднерыночной. И, что для строителей тоже важно, он на 3–4 сантиметра тоньше, чем другие виды блоков для межквартирных стен. Это нам с вами кажется, что экономия 3 сантиметров – мелочь. А на деле на 33 метрах площади можно выгадать еще почти пол квадратного метра, который стоит 80–90 тысяч рублей. Если даже средняя строительная компания вводит в год около 100 тысяч квадратных метров, ее выигрыш – больше 70 миллионов рублей!
Правда, все строители знают, что звукоизоляция у этих блоков ниже критики, жалоб от жильцов много. Но есть и другая статистика – из тысячи недовольных едва ли один пойдет в суд. И с ним всегда можно договориться – ремонт бесплатно сделать, денег дать. Игра стоит свеч. Тем более что по документам с «павловскими блоками» все в полном порядке, в том числе и по индексу изоляции воздушного шума, который, судя по данным с сайта завода, составляет 54 децибела – то есть вполне соответствует закрепленной российскими правилами норме «акустической комфортности», составляющей 52 дБ.
Звукоизолирующие качества стен из силикатных блоков не просто указаны на сайте Павловского завода строительных материалов, но и подтверждены официальным протоколом испытания. Разумеется, мы не будем ставить под сомнение выводы уважаемой экспертной организации (копия выданного ей протокола у редакции имеется). Но наши консультанты объяснили, откуда берутся такие «удобные» экспертизы. Все очень просто: экспертов приглашает сам производитель материалов, сам же он готовит и объект для экспертизы – строит стенку. Дело экспертов – проверить ее шумоизолирующие свойства. Проверили, выдали заключение: выложенная заводскими специалистами (в этом весь секрет!) стена шум «держит», нормативу в 52 децибела соответствует.
Но были и другие экспертизы. Года три назад известная подрядная строительная организация хотела использовать силикатный межкомнатный камень – ввиду его экономических выгод и наличия сертификатов – на доме, который ей заказали. Но компания-заказчик, встревоженная жалобами новоселов (тема плохой звукоизоляции в интернете обсуждалась не раз), засомневалась. По требованию «скептичного» заказчика подрядчик решил провести испытания материала в другой, не менее авторитетной лаборатории. Естественно, стенку из силикатного камня выложили свои рабочие. Заключение этих экспертов было сенсационным, но не столь уж неожиданным: реальная звукоизоляция составляла 43 децибела (протокол в редакции также имеется). Нужно пояснить, что по акустической шкале разница между нормативными 52 и фактическими 43 децибелами означает снижение шумоизолирующих свойств стены не на 20 процентов, а более чем в два раза! Поэтому жильцам таких домов слышно и как сосед храпит, и как кошка у него топает.
Вот какой разговор состоялся у нас с топ-менеджером одного из крупнейших строительных холдингов Северо-Запада группы «ЛСР» – руководителем бизнес-единицы «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» Дмитрием Ходкевичем:
– Дмитрий Вячеславович, вы в курсе проблем со стенами из силикатных блоков Павловского завода?
– Не могу комментировать – мы этот материал у себя не применяем. Другие, я слышал, его используют, наша компания – нет.
– Почему же? У него есть все сертификаты…
– Мы сами проводим испытания материалов, которые намерены использовать. И именно на свои результаты ориентируемся.
То есть «ЛСР», а значит, и все строительное сообщество города в курсе проблемы. К тому же и на больших строительных совещаниях речь об этом велась. Например, в мае этого года в петербургском Центре государственной экспертизы состоялось совещание по вопросам санитарной и экологической безопасности в строительстве, где главный специалист отдела охраны окружающей среды Наталья Дехканбаева, говоря о норме в 52 децибела, дипломатично отметила, что «очень остро встает вопрос использования силикатных блоков с различными добавлениями и что необходимы «натурные испытания индексов изоляции воздушного шума». То есть экспертизе доверяй, но проверяй… Несмотря на деликатные формулировки, специалисты прекрасно понимают, о чем речь. Не понимали мы с вами, списывая круглосуточную какофонию в новых квартирах на плохих соседей, неисправные лифты или просто принимая ее как неизбежное зло. А это, оказывается, просто бизнес: здесь лишний метр в квартире выиграли, там на стройматериалах сэкономили – и несколько дополнительных миллионов с каждого дома в кармане у владельцев компании.
комментарий юриста
Константин Волкогонов, директор Единой службы немедленного юридического реагирования
Хотя строительная компания, использующая некачественные материалы, будет в суде отстаивать свою правоту, ссылаясь на утвержденный проект, наличие сертификатов и другие документы, у пострадавших граждан есть все основания надеяться на выигрыш дела.
Закон 214 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» регулирует права и обязанности сторон при долевом строительстве. В частности, ситуацию с наличием строительного брака, недоделок или неисправностей основных коммуникаций регулирует пункт 5 статьи 7 данного документа. Здесь четко прописано, что застройщик несет полную ответственность за введенный в эксплуатацию жилой объект и в течение 5 лет со дня его передачи собственнику обязан безвозмездно устранять все неисправности, обнаруженные при эксплуатации квартиры. Думаю, данное дело имеет хорошие судебные перспективы. В частности, строителей можно заставить компенсировать расходы собственника жилья на устранение недостатков, компенсировать потерянную при вынужденном утолщении стен площадь квартиры, добиться компенсации за снижение рыночной стоимости квартиры в некондиционном доме, потребовать возмещения морального вреда и вреда здоровью. Требование возмещения всех затрат на подготовку к судебному процессу также включается в сумму иска.
Суды развитых стран регулярно заставляют бизнес-корпорации выплачивать многомиллионные компенсации даже за сравнительно мелкие нарушения прав потребителей. У нас в стране тоже уже есть примеры, когда строительные компании привлекали к ответственности за некачественные материалы или некачественно сделанные работы в многоквартирных домах.
от редакции
Петербургское строительное сообщество сейчас куда респектабельнее, чем лет десять назад. В стаде, конечно, не без паршивой овцы (поэтому и обманутые дольщики не переводятся), но те, кто давно на рынке, своей репутацией дорожат. Только вот легких, незаработанных денег строителям хочется так же, как и в прежние годы. И самый простой способ их получить – «слегка» сэкономить на качестве, на тех же межквартирных стенах. Благо ходить по судам наши люди не приучены, да и доказать вину строителей не так просто – специалистом нужно быть. Поэтому почти сто процентов новоселов сами «доремонтируют» свои стены, радуясь, что вообще получили крышу над головой.
Там вот мы и живем уже скоро почти век. Своими силами доводим до ума отечественные машины, потому что на заводах на это и рассчитывают. Боимся летать на отечественных самолетах, потому что их делают почти так же, как автомобили. А покупая квартиру, на которую нужно полжизни пахать, первым делом затеваем капитальный ремонт. И не потому, что она дешево стоит, а потому, что таковы правила игры – покупатель всегда неправ. Только вот нынче покупатели грамотные пошли, к тому же принципиальные. Поэтому строителям стоит всерьез опасаться, что, если наши герои выиграют суд, их примеру могут последовать тысячи. Так что продолжение следует.