Вот это номер цирковой!

Почему захотел уйти в отставку руководитель Цирка на Фонтанке

 

Почему захотел уйти в отставку руководитель Цирка на Фонтанке

Григорий Гапонов (на фото), генеральный директор и художественный руководитель Большого Санкт-Петербургского государственного цирка, который называют просто Цирком на Фонтанке, подал заявление об увольнении по собственному желанию.

Об этом каналу 100 ТВ рассказал заместитель министра культуры Григорий Ивлиев. Почему руководитель одного из старейших цирков страны, заслуженный работник культуры, академик Национальной академии циркового искусства, орденоносец, отмеченный наградой за заслуги в развитии культуры и искусства, столь спешно покидает свой пост? Тем более что руководил он цирком ровно четверть века – с 1987 года?

Многие комментаторы напрямую связывают это решение с результатами финансовой и хозяйственной проверок, инициированных Министерством культуры. Комиссия нагрянула в начале ноября. Генеральный директор Росгосцирка Фаина Халилова объяснила, что сигналы, о том, что на Фонтанке не все благополучно, поступали в Москву как в Росгосцирк, так и в Министерство культуры регулярно. Кроме того, цирку выделялись значительные субсидии из бюджета, в то время как уважаемое учреждение вполне было в состоянии зарабатывать деньги самостоятельно. Все цирки страны должны, согласно «Концепции развития циркового дела до 2020 года», подписанной Владимиром Путиным, еще в должности председателя правительства, стать самоокупаемыми.

Активно проявил себя ивестный цирковой артист Эдгард Запашный, который когда-то успешно выступал на знаменитой петербургской арене, теперь директор Большого Московского цирка на проспекте Вернадского. Прессой были растиражированы его слова о том, что «…закулисью цирка есть что скрывать: плохие условия и для животных, и для артистов. Я как-то приехал в цирк, почувствовал запах слонов, спросил, а мне сказали, что слоны уже полгода как уехали...» (Заметим в скобках, что работники цирка на вопрос о слоновьем запахе просто рассмеялись – здание было построено не в прошлом даже – в позапрошлом веке, по технологиям того времени. Долгое время в вольерах использовали опилки, которые вывозились, кстати, раз в неделю. Ну, не было тогда чудесных наполнителей для туалетов, впитывающих неприятный аромат, поэтому запах и впитался в каждую деталь, в каждую щель здания…)

Но Эдгард Запашный продолжал утверждать, что Большой Санкт-Петербургский цирк находится в неудовлетворительном состоянии и не развивается. Причина кроется в том, что долгое время не меняется руководство.

 – Цирк до сих пор является бюджетным, чего, наверное, не должно быть в городе с таким огромным количеством туристов. Цирк имеет возможность брать на гастроли лучших артистов России и мира, но на протяжении нескольких лет он сам должным образом не выступал на международных фестивалях, его артисты не являются конкурентоспособными звездами. И это не проблема артистов, это говорит о тех условиях, которые создаются для них,  – сказал Запашный в интервью «Росбалту».

9 ноября проверка была закончена. Серьезные нарушения финансового и административного характера действительно были выявлены. Сообщается, например, о том, что на арене цирка работала частная организация. Люди, близкие к цирковой среде, объяснили, что таких гастролеров называют прокатчиками. Они просят предоставить им помещение, тогда как все расходы, даже рекламу, берут на себя. Прибыль же делят с цирком «по договоренности». Цирку это выгодно: он получает «чистые» деньги, практически не затрачивая при этом никаких усилий. Беда в том, что соглашения такого рода остаются совершенно непрозрачными.

Комиссия также установила, что в официальных договорах указаны далеко не все квадратные метры, которые руководство цирка сдавало в аренду. Не был зарегистрирован по всем правилам Музей цирка. Имелись у комиссии вопросы по качеству ремонта фасада и кровли…

– Мы продолжаем работать как обычно, – сказали в Цирке на Фонтанке. – Но задать вопросы вы никому не сможете. Григорий Павлович отсутствует, а без него с прессой никто общаться не хочет.

– В свое время мне тоже было предложено уволиться «по собственному желанию», – рассказал «Невскому времени» бывший работник цирка, а теперь пенсионер Алексей Сонин. – Я бороться не стал. Понимал, что это бесполезно. Так или иначе, но повод меня «уйти» всегда нашелся бы. Григорий Павлович Гапонов так прямо и сказал: не уйдешь, тогда я просто уберу из штатного расписания должность режиссера.

Сонин, работавший главным режиссером Ленинградского, потом Большого Санкт-Петербургского цирка с 1965 по 2008 год, написал заявление. И, как рассказал он, штатное расписание руководитель Цирка на Фонтанке на самом деле верстал по своему разумению. Например, для сына руководителя была введена странная должность – «заместитель директора по работе с артистами». А всем, кто был недоволен руководством, говорилось: «Не нравится – я вас не держу. Можете писать заявление».

Так получилось, что теперь заявление об уходе написал сам Григорий Гапонов.

Кто придет на его место, пока непонятно. Во всяком случае, как уверяют в Министерстве культуры, на замещение этой должности будет объявлен открытый конкурс. Одним из основных кандидатов считают бизнесмена из Москвы Вадима Гаглоева, который участвовал в конкурсе на замещение должности директора Росгосцирка. Его кандидатуру поддерживает Запашный. Но далеко не все эту фигуру считают безупречной.

– В любом случае по каждой кандидатуре мы будем советоваться с петербургской общественностью и властями, – пообещал горожанам заместитель министра культуры. 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.