Догоним и перегоним столицу?

Судя по всему, 1 января петербуржцев ждет очередное повышение стоимости проезда в городском общественном транспорте. Если это произойдет, то цены питерской подземки сравняются с ценами московского метро

 

Судя по всему, 1 января петербуржцев ждет очередное повышение стоимости проезда в городском общественном транспорте. Если это произойдет, то цены питерской подземки сравняются с ценами московского метро

Поездка в метро подорожает на один рубль (до 28 рублей), а в автобусе, трамвае и троллейбусе сразу на два (до 25 рублей) – эту информацию многие городские СМИ преподнесли как свершившийся факт. Чиновники и транспортники тут же от нее открестились: мол, официальной информации пока нет, значит, и говорить тут не о чем. Но раз сумма и дата уже стали достоянием общественности, платить больше все-таки придется – во всяком случае, об этом свидетельствует опыт предыдущих подорожаний.

Это известная схема, типичный петербургский сценарий, который еще ни разу не давал сбоев. Перед каждым повышением цен на проезд сначала якобы происходит утечка в СМИ. Но такие вещи случайными не бывают. Потом, чтобы успокоить взволнованных горожан, чиновники сначала эту информацию опровергают, но чем ближе заветная дата, тем больше в их словах и интонациях появляется сомнений, оправданий и обещаний взвесить все «за» и «против», прежде чем принять непопулярное решение. В итоге оно все-таки принимается, и депутаты Законодательного собрания, посетовав для приличия, принимают новые тарифы, которые, как обычно, объясняются ростом инфляции и транспортных расходов, а также неуемным желанием улучшить качество обслуживания пассажиров.

Рост цен всегда неприятен, но сейчас он неприятен вдвойне, ведь 1 июня этого года стоимость поездки на всех видах общественного транспорта уже выросла на 2 рубля. Что касается инфляции, о которой говорят власти… С учетом того, что в 2012-м этот показатель едва ли превысит 7 процентов, то даже уже случившегося двухрублевого повышения с лихвой хватило бы для того, чтобы покрыть все инфляционные издержки. Так что этот аргумент отпадает.

С ростом транспортных расходов тоже не все ясно. Бензин и электричество регулярно дорожают не только в Петербурге, но и во всей стране. Но чем дальше от столиц, тем дешевле общественный транспорт. Города, конечно, тоже меньше. Но и бюджеты по доходам несопоставимые. При этом на протяжении нескольких лет властям, например, Омска, сибирского города-миллионника, удавалось сдерживать рост тарифов, за проезд на всех видах общественного транспорта горожане платили 11 рублей. В Самаре цена ненамного выше – 18 рублей.

В этом плане сравнение с Москвой, одним из самых дорогих городов мира, тоже не в пользу Петербурга. Если новогоднее повышение состоится, то за метро нам придется платить как в столице, где 12 веток и 185 станций, где есть кольцевая линия, о которой петербуржцам приходится только мечтать, где постоянно открываются новые станции, тогда как у нас каждая новая точка на карте подземки – событие чуть ли не мирового масштаба. Более удобна для пассажиров и столичная система проездных.

А что в столицах с доходами населения? По данным Росстата, средняя заработная плата в Москве – около 60 тысяч рублей в месяц, в Петербурге – около 35 тысяч.

О качестве же обслуживания (которое, напомним, с каждым подорожанием все повышается и повышается) говорить и вовсе не приходится. Что под землей, что на земле проблем у транспортной отрасли масса. Хронические ремонтные работы и напоминающие о них синие заборы, сломанные эскалаторы – метро стремительно ветшает. Чтобы дождаться автобуса, нужно запастись терпением. В большинство трамваев неприятно заходить, в спальных районах иные вагоны так дребезжат на ходу, что кажется, они вот-вот развалятся. И все это после многократного повышения цен на проезд.

А еще, оправдывая рост тарифов, чиновники часто кивают в сторону Европы. Там, мол, транспорт стоит гораздо дороже, чем у нас. Это правда. К примеру, немецкие трамваи дороги для россиян. За 20-минутную поездку 

(в ФРГ позонная оплата) придется заплатить около двух евро. Зато на каждой остановке электронные табло с точным вплоть до секунды временем прибытия транспорта. В вагонах мягкие сиденья и чисто, как в аптеке. А сам состав идет по рельсам так, что его даже не слышно. При этом для коренных жителей такая плата не вызывает затруднений. При средней зарплате в стране около 3000 евро.

В итоге же получается неприглядная картинка: любые сравнения что с Москвой, что с другими городами или странами оказываются не в пользу Петербурга. Если повышение цен на проезд войдет в привычку и дальше будет происходить раз в полгода, то общественный транспорт очень скоро перестанет быть средством передвижения, а превратится в роскошь. И борьбе с пробками это, к слову, тоже никак не поспособствует.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.