«Дороги и в планах нет»
Продукты, медикаменты и товары первой необходимости в отрезанную от цивилизации деревню Татино привезут на снегоболотоходе
Продукты, медикаменты и товары первой необходимости в отрезанную от цивилизации деревню Татино привезут на снегоболотоходе
На ближайшие полгода жители небольшой деревеньки Татино в Новгородском районе оказались невыездными. Причина – ремонт железной дороги. Ведь электричка была единственным транспортным средством, добиравшимся до этого болотистого места. Но местные жителей совсем не унывают из-за своей отчужденности. В этом смогла убедиться собкор «НВ».
Ближайший населенный пункт, куда приходит автолавка с продуктами, находится в четырех километрах от Татино. Но добираться до него надо через лес. Так что местные жители, те, что покрепче и помоложе, предпочитают 12-километровый поход по железнодорожным путям до станции Вяжище, где останавливается автобус до Великого Новгорода.
– Татино – единственный населенный пункт, оказавшийся в таком отчуждении из-за ремонта, – рассказал главный специалист комитета по транспорту Новгородской области Геннадий Корныльев. – До остальных деревень, жители которых тоже пользовались отмененными сейчас электричками, есть хоть какая-то дорога. Для них администрация Новгородской области организовала дополнительное автобусное сообщение. Транспорт курсирует между Новгородом и поселком Тесово-Нетыльским и заходит в каждую деревеньку. Время в пути, конечно, теперь не 40 минут, как было раньше, а полтора часа. Зато все, кто работает в областном центре, добираются до места утром и приезжают из города вечером. А вот с татинцами – разговор особый. К ним никогда автомобильной дороги не было, да и в планах ее нет.
Но татинские жители не печалятся. Их успокаивают, в частности, гарантии властей, что без еды они не останутся. Глава Тесово-Нетыльского сельского поселения, к которому Татино относится, пообещал договориться с новгородским лесхозом, чтобы те раз в две недели предоставляли свой вездеход. Машина эта вместительная, может продукты довезти и фельд-
шера захватить.
Живут в деревне постоянно человек пятнадцать. Коренных и прописанных там жителей – всего трое. Так что по бумагам деревня выглядит малочисленной и заброшенной. На самом же деле в родительские дома возвращаются взрослые дети, прописанные в областном центре. Сначала приезжают как дачники, а потом латают ветшающее жилье и остаются здесь на большую часть года. То, что в Татино никогда не было и, возможно, не будет ни магазина, ни полиции, ни фельдшерского пункта, похоже, местных не смущает. Правда, и на здоровье у них жаловаться не принято.
– Пешком по три часа в день до работы и обратно по свежему воздуху – тут не до болезней, – говорит местный умелец Владимир Лобов.
Он работает на химическом предприятии «Акрон» в Великом Новгороде. Пока ходила электричка, ездил до работы на ней. А сейчас уже не замечает: дождь, снег, ветер – идет по путям. В городе у Владимира есть квартира, и жена чаще остается в ней. Он же возвращается в деревню, где перестраивает родительский дом, пилит доски на самодельной пилораме из поваленных во время очистки высоковольтной линии деревьев. У него же самый стильный в деревне вездеход.
– Я его сам собрал на основе военного ГАЗ-З69. Ездит он со скоростью 40 километров в час. Я вам сейчас покажу, – обещает Владимир, надевая особую кепку, из-за чего становится похож на героя военных фильмов. На своем вездеходе он довозит соседа до пришедшего в деревню ремонтного поезда. Через несколько дней ремонтники снимут старые пути и никакой транспорт, кроме болотохода, досюда уже не дойдет. А пока рабочий тепловоз привез сотрудницу райпо с пятью коробками продуктов.
– Мне тоже хлеба надо, да макарон, да крупы, когда в следующий раз привезут? – перечисляет по пути к «продуктовому» поезду соседка Владимира 62-летняя Елизавета Егорова.
Ее пес Мухтар бежит впереди хозяйки, непрестанно оглядываясь на нее. Сегодня у него должен быть сытный обед. Для домашних собак и кошек местные жители заказали райпо замороженных куриных лап. Никто в деревне не держит скотины или домашней птицы, так что дворовых псов и котов кормят покупными продуктами или кабачками, картошкой и тыквой со своих огородов, если совсем ничего мясного не осталось.
А еще татинцы сейчас ждут заморозков. Ведь когда встанет лесовозная колея, кто-нибудь из родственников сможет добраться через лес на легковом автомобиле и привезти долгосрочные заказы: шифер, краску или вот Елизавете Павловне антенну для телевизора, а то у нее показывает всего лишь одна программа…
– Конечно, если бы электричка ходила, я бы устроилась на зиму в Новгороде в больницу санитарочкой, я ж так 10 лет последних работала. А пешком ходить каждый день мне тяжеловато, – вздыхает женщина. – Но, с другой стороны, зимой дел и по дому найдется. А так как тратить здесь пенсию особенно не на что, можно накопить на поход к стоматологу.
Только одна татинская семья с тремя детьми, все ходят в школу в Новгороде, уехала из своего дома. На зиму они решили снять жилье в областном центре, а вернуться в апреле, когда железнодорожное сообщение вновь откроется. Остальные пока перебираться не собираются.
справка «нв»
Ремонт участка Октябрьской железной дороги Рогавка – Павловское продлится с 24 октября 2012 года по 25 апреля 2013 года. Этот участок – часть пути из Великого Новгорода в Петербург. Ремонтные бригады меняют старые рельсовые решетки с деревянными шпалами на новые железобетонные конструкции. Как обещают в РЖД, из-за этого скорость движения поездов может быть увеличена с 60 до 80 километров в час, а прочность новых решеток сможет выдержать передвижение товарных составов. На протяжении последних 60 лет дорога использовалась только для перевоза пассажиров.
Замена путей происходит в несколько этапов. Сперва рельсы разрезают на отрезки по 25 метров, после чего железнодорожный кран выдергивает их из земли, следом бульдозер выравнивает землю для установки новых конструкций. Старые рельсы, по словам железнодорожников, уходят на переплавку, а из деревянных шпал сделают брикеты для растопки каминов.