Центр под «кирпичом»

Эксперты выбрали для реконструкции районов Коломны и Конюшенной площади варианты с множеством пешеходных зон

Эксперты выбрали для реконструкции районов Коломны и Конюшенной площади варианты с множеством пешеходных зон По задумке авторов проекта-победителя, многие центральные улицы через несколько лет превратятся в пешеходные зоны, как магнит притягивающие туристов и горожан

 

Победители конкурса концепций на реновацию двух исторических кварталов в центре Петербурга (районов Северной Коломны и Конюшенной улицы) определены. Эксперты признали лучшим для обеих территорий проект мастерской «Студия 44» известного петербургского архитектора Никиты Явейна, который «НВ» выделяло еще в конце сентября, сразу же после широкого представления концепций реконструкции. Также отмечены проекты, разработанные «Архитектурной ассоциацией Литвинова» и архитектурным бюро 

«А. Лен». Работы победителей еще предстоит обсудить и оценить чиновникам, депутатам, градозащитникам и простым петербуржцам. Но главное, что определит их судьбу, как выяснил корреспондент «НВ», – интерес потенциальных инвесторов. Город в одиночку реализовать задуманное вряд ли сможет, уж очень велик масштаб работ.

– Лично я не верю в большие федеральные субсидии, – обозначил свою позицию Никита Явейн, представляя в сентябре свой проект. – Город даже при поддержке федерального центра не способен самостоятельно расселить все дома, чтобы потом передать их под гостиницы или рестораны. А нам придется это сделать, если мы хотим действительно изменить облик этих территорий. Реализовывать проект необходимо на основе частно-государственного партнерства. Но частника еще нужно заинтересовать. Для этого необходимо поменять часть законов, опробовать на отдельных кварталах так называемый «метод Сколково», когда инвестор в обмен на свою деятельность получает, например, значительные послабления в налоговой сфере.

Свою позицию Никита Игоревич не изменил и после принципиальной победы в соревновании концепций. Как вчера сообщил корреспонденту «НВ» архитектор, он надеется на привлечение частников.

– Я думаю, что какие-то деньги государство все-таки выделит, но это будет лишь малая часть того, что требуется для реализации проекта, – уверен Никита Явейн. – Нам нужен частный интерес не только потому, что негосударственный инвестор реально может обеспечить финансирование работ. Дело в том, что это всегда «живее», чем если бы проект реализовывал только город.

Концепция «Студии 44» изначально казалась экспертам самой интересной и приближенной к реальности. В частности, Никита Явейн и его коллеги предложили реконструировать оба района в едином стиле. Различающиеся и по архитектуре, и по назначению территории (район Конюшенной улицы давно стал элитным местом, а вот Коломна превратилась в депрессивный квартал) они предлагают соединить с помощью длинных пешеходных зон. Так называемые «золотая и серебряная версты», по задумке авторов, протянутся от Миллионной до Галерной улицы.

Чтобы сделать их непрерывными, придется построить два широких подземных перехода – первый под трассой между Александровским парком и Дворцовой площадью, второй – под Сенатской площадью. Но это, уверены авторы идеи, не проблема – современные технологии позволяют возводить подземные сооружения без малейшего ущерба для окружающих исторических зданий. На всем протяжении «верст» горожане и туристы смогут найти огромное количество магазинов, бутиков, ресторанчиков и кафе. Иными словами, после реконструкции сюда должен переместиться туристический центр города.

Идея, в принципе, не нова – пешеходные улицы есть в каждом уважающем себя городе Европы и именно здесь гости оставляют свои деньги. Никита Явейн, кстати, не скрывает, что ориентировался на зарубежный опыт, в частности на «золотую милю Эдинбурга», ставшую самой известной улицей города.

– Мы хотели, чтобы наши пешеходные «версты» стали узнаваемым для туристов брендом, – отметил архитектор. – Приехав в наш город, они сразу же поймут, что их ждет в этом месте, и с радостью отправятся на пешеходную зону.

Вообще-то пешеходные улицы в Петербурге уже давно существуют, и как минимум три из них (Малая Садовая и Малая Конюшенная улицы, а также 6–7-я линии Васильевского острова) расположены в центральной части, где гостей полно в любое время года. Но за несколько лет они так и не смогли стать реальным местом притяжения для туристов и горожан.

– От пешеходных улиц люди ожидают в первую очередь какой-то городской самобытности, – говорит аналитик крупной туристической компании Владислав Шумейко. – В старинных европейских городах это рыцари, мечи, щиты и доспехи. Во Франции – пекарни, в Голландии – каналы, в Бельгии – мельницы. Долго можно перечислять. В Петербурге таким брендом мог бы стать, например, Пушкин. Вот в австрийском Зальцбурге буквально все связано с Моцартом, и туристам это очень нравится. У нас тема туристического бренда города пока не реализована даже на 10 процентов, есть куда стремиться. Поэтому, как мне кажется, потенциальные частные инвесторы проект воспримут с энтузиазмом.

В концепции «Студии 44» есть еще одно важное преимущество, интересное для инвесторов. Никита Явейн предлагает «оживить» прилегающие к пешеходным зонам дворы, оборудовав на первых этажах выходящих в них домов различные художественные мастерские, картинные галереи, сувенирные лавки и так далее. В этом проекту серьезно может помочь город. Чиновники уже объявили, что под реконструкцию исторических кварталов они намерены расселить как минимум 500–550 коммунальных квартир. Новое жилье должны получить более тысячи семей очередников. Комнаты в бывших коммуналках как раз и смогут занять под свои нужды художники, скульпторы и мастера народных промыслов.

Пешеходная тема главная и в проекте «Архитектурной мастерской Литвинова». Ее концепция предусматривает полное закрытие автомобильного движения по обеим Конюшенным улицам, Конюшенной площади и даже Дворцовой набережной. Необходимость прокладывать под ней транспортный тоннель может стать серьезным препятствием на пути реализации идеи. Очевидно, что строительство подземной магистрали в непосредственной близости от Эрмитажа обойдется в кругленькую сумму, а отказ от него практически полностью изменит проект. Не стоит забывать и о предполагаемом строительстве огромной подземной парковки под зданием бывшего Конюшенного ведомства, что тоже очень затратно. Так что этот вариант, судя по всему, от готовности инвесторов тратить деньги с расчетов на их возвращение в очень далекой перспективе зависит больше других.

Еще одна особенность проекта «Архитектурной мастерской Литвинова» – создание многочисленных атриумов в прилегающих к пешеходным улицам дворов. Этим авторы хотят приспособить пространство для круглогодичного использования. Но идею закрыть дворы куполами многие эксперты восприняли в штыки. Как рассказал корреспонденту «НВ» известный архитектор Рафаэль Даянов, стеклянный атриум полностью меняет микроклимат во дворе, зимой в нем становится очень холодно, а летом – наоборот, жарко. С такими проблемами, например, пришлось столкнуться во время реконструкции здания универмага «Пассаж» на Невском проспекте. В результате здесь пришлось устанавливать дорогостоящую систему вентиляции. Если такие комплексы монтировать в каждом дворе, проект станет даже не золотым, а бриллиантовым.

Специалисты архитектурного бюро «А. Лен» предлагают максимально убрать из двух предложенных исторических кварталов транспорт. Их проект предусматривает строительство сразу же пяти подземных паркингов в районе «Новой Голландии», один из которых займет территорию нынешнего стадиона Академии имени Лесгафта. Эту идею уже раскритиковали градозащитники, руководство вуза и тренирующиеся на поле спортсмены.

Из явных плюсов стоит отметить желание открыть для горожан и туристов исторические скверы дворцов великого князя Александра Александровича и вельможи Бобринского и организацию большого количества велосипедных маршрутов (велодорожки должны связать всю реконструируемую часть районов). Кроме того, проект мастерской 

«А. Лен» выгодно отличается тем, что его авторы предусмотрели волнообразное расселение коммуналок и даже нашли место, куда предстоит переехать их обитателям. И это вовсе не Колпино или какой-нибудь другой пригород, а тот же самый Адмиралтейский район – специальный жилой квартал предлагается построить на месте кондитерской фабрики, а производство сладостей вывести из города. Старый жилой фонд после этого планируют реконструировать и продать.

– Сегодня в районе Коломны цены на квартиры ниже, чем в других исторических районах, – сообщил специалист крупного жилищного портала Андрей Войжа. – Дело в том, что большая часть домов здесь в очень плохом состоянии, коммуникации постоянно рвутся. Реновация кварталу явно не помешает. Я думаю, если инвестору предложат построить новое жилье и использовать его по своему усмотрению, а взамен отремонтировать часть зданий и вложиться в проект реконструкции, многие компании заинтересуются. Ключевым станет вопрос масштабности и высотности строительства. Строить небоскребы тут никто не даст, это понятно. Значит, территория, отданная под возведение жилья, должна оказаться достаточной для того, чтобы покрыть убытки инвестора на финансирование ремонта.

Выбор победителей, как выяснил корреспондент «НВ», вовсе не означает, что один из этих проектов в неизменном виде утвердят в качестве рабочего. Свое мнение еще должны высказать представители городской общественности. Впрочем, гораздо больше зависит от интереса инвесторов, которым предстоит финансировать реконструкцию исторических кварталов. Петербургские чиновники надеются реализовать проект на основе очень модного сейчас частно-государственного партнерства (ЧГП). Как сообщили в комитете экономического развития, промышленной политики и торговли, бюджет может выделить в общей сложности не более половины требуемой суммы. Причем, как надеются в КЭРППиТ, 30 процентов поступят из федеральной казны.

Окончательно победитель определится в течение следующего года. Тогда же станет известно, требуется ли что-нибудь дорабатывать в концепции реновации и какие изменения в нее следует внести. В течение двух-трех лет также предстоит провести полную инвентаризацию зданий в районе Конюшенной площади и Северной Коломны. Это необходимо для того, чтобы определить, какие дома отправятся под расселение, скольким зданиям требуется серьезный капитальный ремонт. Работа сложная и долгая, последний раз подобную инвентаризацию проводили аж в 1970-х годах. Профинансирует ее город, который выделит на эти цели из бюджета около одного миллиарда рублей.

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.