День матери. Один день
Накануне Дня матери мы расскажем, что это за день, на примере будней одной питерской мамы
Мама – самая важная профессия для нашей страны. Без таких, как Мария и ее муж Андрей, Россия никогда не решит ни демографических проблем, ни любых других
Материнство – это и великое счастье, и великий каждодневный труд, без выходных и праздников. Мамины будни – это настоящий круговорот событий. Круговорот, который идет изо дня в день: непрекращающийся «день сурка». А если ребенок не один? А если детей двое, трое? Мы провели один день вместе с Марией Доценко и ее тремя ребятишками: 7-летним Ваней, 5-летней Сашей и годовалым Васей.
8.00. Подъем, завтрак
В семье Доценко с утра никто не разбегается по детским садам. Воспитанием детей мама занимается сама, что сегодня большая редкость. Сейчас – утро. Маленьким будильником обычно работает Вася, который, как правило, просыпается первым. Затем встает Ваня, а Саша обычно смотрит сны дольше всех. Пока старшие заправляют постели, одеваются и умываются, пока папа собирается на работу, мама, наблюдая за путающимся под ногами малышом, варит кашу.
– Мам, можно конфету! – тянется к вазе со сладостями умывшийся Ваня.
– Нет, сначала каша, Ванечка.
– Мам, можно печенье, есть охота! – заглядывает на кухню Саша.
– Потерпи, Сашенька.
Через пять минут завтрак готов. Ваня и Саша расправляются с манной кашей успешнее младшего брата. Они молниеносно опустошают тарелки, после чего, даже не вспомнив про конфеты и печенье, отправляются играть.
Тем временем, чтобы угодить ложкой в Васин рот, мама развлекает сына картинками. Завороженный «завтракательными развлекаловками», малыш съедает все подчистую.
Папа, тоже накормленный завтраком, помогает убрать со стола и уходит на работу. А у самой Марии до каши дело не дошло.
9.00. Игры
– Мам, мы с Сашей захотели поиграть в игру, а Вася отбирает карточки, – пожаловался старший.
Ничего не остается, как присоединиться к играющим детям, чтобы контролировать Васю, рвущегося закусить кашу карточками. Одна игра, другая, третья… Только около 11 часов Мария спохватывается, что так и не позавтракала. А ведь скоро пора гулять. Перехватывает бутерброд с чаем и начинает одевать детей.
11.00. Прогулка, магазин
11.42. После домашних игр Мария с ребятишками отправляется на прогулку
– Мам, можно на роликах? – спрашивает Ваня, высовывая голову из свитера.
– Нет, там сыро, – спокойно отвечает Мария, натягивая на маленького Васю комбинезон.
– А на велике? – не унимается Ваня.
– На велосипеде можно. Только как я его с коляской вывозить буду? – интересуется Маша.
– Я тебе помогу! – заверяет сын.
– Мам, а где мои колготки? – врывается в комнату Саша.
– А мои ботинки? – вторит брат.
Вопросы детей сыплются каждую минуту. Мама мужественно отбивается от них, как игрок в пинг-понг. Женщина должна держать в памяти каждую мелочь: где дочкины колготки, спортивные штаны сына, насос от велика…
Наконец все одеты. Мама вывозит коляску, а Ваня держит слово – помогает спустить велосипед. Пока старшие гуляют на площадке и катаются на велосипеде, годовалый Вася погружается в первый дневной глубокий сон. Это на верных два часа.
На обратном пути с прогулки Мария заходит в магазин – за овощами к обеду. А чтобы подняться домой, проворачивает сложную манипуляцию с коляской и велосипедом, на самом деле требующую мужской силы.
13.00. Обед, занятия
13.21. Накрывая на стол к обеду, мама умело лавирует между маленьким Васей и приготовлением еды
Раздеть Васю, старшим дать указания переодеться и помыть руки, поставить греться суп, переодеться самой, помыть колеса коляски… Круговорот дел не останавливается ни на минуту. Нагулявшийся и изголодавшийся малыш все время просится на руки. Придерживая Васю одной рукой, второй мама накрывает на стол. Старшие помогают.
Обед проходит бодрее, чем завтрак. Мама убирает посуду в посудомойку и зовет детей заниматься музыкой. Маша имеет среднее педагогическое и высшее искусствоведческое образование и сама обучает детей игре на пианино.
Мария терпеливо объясняет Саше нотную грамоту, просит найти ноты на нотной строке. Затем они с девочкой играют в четыре руки и инсценируют «Жили у бабуси два веселых гуся». Правда, для инсценировки маме пришлось перерыть всю детскую в поисках запропастившихся фигурок гусей и надеть косынку, чтобы войти в роль бабуси.
После настает черед Вани – ему нужно готовиться к школе. Будущий первоклассник трижды в неделю посещает подготовительные курсы, а сегодня Мария сажает Ваню писать буквы. Вася и Саша тем временем играют в мячик. Ваня занимается неохотно, отвлекается на играющих детей, ошибается. Мама делает мальчику тысячу и одно замечание.
– Ваня, я тебя прошу: сядь и сделай! Это надо тебе, а не мне! – строго, но не повышая голоса говорит Мария. У этой женщины есть удивительная способность – оставаться спокойной в любой ситуации.
Наконец Ваня одолевает прописи. С занятиями покончено, старшим пора на кружки (дети занимаются пением, фортепиано, в изостудии, спортивной секции), а маленькому Васе – на второй дневной сон.
14.47. Двадцатиминутные музыкальные занятия с детьми проводит сама Мария, имеющая высшее искусствоведческое образование
16.00. Кружки, ужин
Снова повторяется эпопея с одеванием. Спустя полчаса все собраны. Ваню мама ведет в бассейн на плавание, Сашу – в изостудию. Вася же сразу засыпает в коляске, пока брат и сестра занимаются. К 18 часам все возвращаются домой – довольные и уставшие. Вскоре поспевает домой с работы папа. Пока дети виснут на отце, мама получает передышку, чтобы приготовить ужин. После ужина Мария убирает со стола и отправляется в ванную готовиться к водным процедурам. Моет ребятишек по старшинству.
– Мама, мне шампунь в глаза попал…
– Мама, пожалуйста, сделай воду холоднее…
– Мама, пожалуйста, дай полотенце, глаза не могу открыть…
– Мама, пожалуйста, вода…
Мария:
– Откуда у тебя столько «пожалуйста»?!
– Мама, пожалуйста, выполни все мои «пожалуйста»…
21.00. Сон
21.11. И после того как дети заснут, мамин день не закончится – маму ждут незавершенные домашние дела
– Мам, почитай нам книжку! – канючит, забираясь в постель, Ваня.
– Может, лучше аудиосказку включить? – пытается выкроить время для домашних дел Мария.
– Нет, мы хотим, чтобы ты! – хором протестуют дети.
Пока с Васей нянчится папа, Мария читает книжку. Через 20 минут с двухъярусной кровати доносится родное посапывание. Ваня и Саша спят, а Мария не торопится возвращаться к делам, к суете – хочется побыть пять минут одной, в тишине, просто посидеть и ничего не делать…
За весь день не было ни готовки, ни уборки, ни мытья посуды, ни стирки – все дела откладываются на поздний вечер. С бельем и посудой, правда, помогает техника. Зато хлеб Маша печет сама. А когда переделаны все домашние хлопоты, можно и поспать. Если маленький Вася позволит.
– Что бы вы хотели пожелать мамам в их «профессиональный» праздник? – спрашиваем Марию на прощание.
– Терпения. Главное в нашем деле – это терпение. Мамы должны быть ласковыми, любящими и спокойными.
Софья Прокошева. Фото Ирины Мотиной
«Знаешь,
а ведь это
на всю жизнь…»
У меня две дочери. С Машей мы знакомы больше шести лет. Это пятая часть моей жизни и вся – ее. Если считать в часах и минутах, то окажется, что мало с кем еще я проводила столько времени рядом. Когда она родилась, я не представляла, каким будет это время вместе, и потом едва угадывала, каким оно будет через год или два… Помню только слова своей подруги – опытной мамы, которая, глядя в роддоме на крошечную Манюню, задумчиво произнесла: «Знаешь, а ведь это на всю жизнь…» Но, будучи двадцатидвухлетней неопытной мамашей, я не поняла истинного значения этой короткой и емкой фразы. Ведь даже завтрашний день, в котором я была вынуждена стать для нее не только мамой, но и папой, мне был неведом…
С Настей мы знакомы два года. Это пятнадцатая часть моей жизни и четвертая – ее. Если считать в часах и минутах, то окажется, что с ней я провела в три раза меньше времени, чем с Машей. Зато эта девочка, оставленная в три года на попечение папы и бабушки, меня многому научила. Когда мы познакомились, я сразу поняла, каким будет это время вчетвером – с ней и ее папой, ныне – моим мужем. А сейчас я уже точно знаю, каким оно будет через год или даже пятнадцать лет….
Поначалу на вопрос некоторых «близких» людей: «Зачем тебе чужой ребенок?» – я уверенно оборонялась: «Она не чужая, она наша, а значит, моя». И я не обижалась, что девочка не называла меня поначалу мамой. Зато в забавных портретах, в которых с легкостью угадывалась моя физиономия с белобрысой челкой, красовалась детская кривоватая подпись: «мама Соня». Значит, она с первых дней знакомства так считала, чувствовала, думала….
Позже все те же любопытные «близкие» люди допытывались у меня, одинаково ли я отношусь к Маше и Насте. И, не удовлетворившись ответом «да», зачем-то уточняли: «А как же зов крови, родство?» И я опять оборонялась: «Есть не зов крови, а зов сердца и души. А что определяет степень родства? Утроба, в которой мама выносила ребенка, капля крови с одинаковым набором генов или любовь, с которой она его вырастила?»
Теперь я часто выуживаю «это на всю жизнь» из закоулков своей памяти. Материнство – это и вправду на всю жизнь. У мамы не бывает выходных и отгулов. Даже в такое личное время, как ночной сон, у меня нет уверенности, что сестренки (Маша и Настя со временем стали настоящими сестрами) не придут и не приткнутся мне под бок просто потому, что «стало страшно». Даже когда я не рядом с девочками, я чувствую их, думаю о них, переживаю за них. И не важно, сколько я с ними знакома и какова наша степень родства. Важно лишь то, что я их мама. На всю жизнь.
Софья Андреева, заместитель редактора отдела городской информации «НВ» мама двоих детей
Чего вам больше всего не хватает как работающей маме?
(Открытый опрос: возможно несколько вариантов ответа)
Времени на ребенка – 43%
Денег – 38%
Времени на себя – 30%
Гибкого графика – 24%
Времени на профессиональное развитие – 17%
Понимания руководства – 13%
Встреч с друзьями – 12%
Моральной поддержки семьи и близких – 8%
Всего хватает – 6%
По данным компании HeadHunter
Нашей героине, можно сказать, повезло – ее семья живет небогато, но она имеет возможность не работать. А как обстоят дела у работающих мам? У них, как показывают и данные опроса, и личный опыт большинства взрослых людей, проблем хватает. Но достаточно неожиданно оказалось, что этих проблем меньше, чем принято обычно думать.
К примеру, на нехватку денег жалуются лишь 38 процентов женщин с детьми, а значит, 62 процента дам, у которых вряд ли денег избыток (иначе бы они, скорее всего, не работали), серьезных материальных проблем все же не испытывают. Показатель достаточно хороший.
Еще лучше с другими позициями. Подавляющему большинству работающих матерей хватает и понимания руководства, и встреч с друзьями, и поддержки близких. Острая ситуация лишь со временем на ребенка и на себя, но времени, как известно, всегда и всем не хватает – даже если сидеть дома.
Разумеется, столь высокая степень удовлетворенности женщин ситуацией на работе во многом объясняется скромностью и разумностью их запросов, тем, что они не требуют от работодателей и коллег каких-то особых привилегий. Это еще раз характеризует наших российских женщин с самой лучшей стороны – и вызывает желание помогать им больше, чем мы помогаем им сейчас.
Владимир Владимиров