Курить – и никаких гвоздей?
Россияне одобряют закон о запрете курения в общественных местах, но не верят в его исполнение
Россияне одобряют закон о запрете курения в общественных местах, но не верят в его исполнение
Уже в середине декабря спорный, скандальный, расколовший общество проект федерального закона, предусматривающего запрет курения в общественных местах, Госдума планирует рассмотреть в первом чтении. Сомнений в том, что курение в России запретят практически повсеместно, почти не остается, особенно после горячей речи премьера Дмитрия Медведева в поддержку идей законопроекта. Однако у многих экспертов и большинства рядовых граждан также практически нет сомнений и в том, что закон в значительной мере не будет соблюдаться.
Между тем один из главных принципов законодателя гласит: не принимай решения и законы, которые невозможно исполнить, поскольку они формируют в обществе правовой нигилизм. Выражение «Строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения» – лишнее тому подтверждение. А ведь еще писатель Михаил Салтыков-Щедрин наставлял современников: «Противоестественных законов, а тем паче невнятных и к исполнению неудобных, не публиковать. Просвещение внедрять с умеренностью».
Но умеренность – это не про нас. Разработанный Минздравом законопроект многие называют одним из самых жестких антитабачных законопроектов в мире. Все потому, что у курящих граждан, коих в стране насчитывается 44 миллиона, или 40 процентов населения, по окончании непродолжительных переходных периодов останется, по сути, лишь три места, где они смогут предаваться своей вредной привычке: улица, собственная квартира или автомобиль, а также немногочисленные «специально оборудованные помещения». Адепты законопроекта, напротив, уверяют, что наш закон либеральнее многих других, видимо сравнивая его с законодательством Бутана, полностью запрещающим курение на территории страны, или мысленно обращаясь к временам царя Алексея Михайловича, когда курильщиков били палками, а после московского пожара 1634 года и вовсе приговаривали к смерти.
В качестве дополнительного аргумента в свою пользу они приводят данные соцопросов, согласно которым большинство граждан – от 60 до 75 процентов в зависимости от аудитории – поддерживают предлагаемые Минздравом меры. Особый акцент делается на том, что среди сторонников законопроекта немало курильщиков. При этом мало кто принимает во внимание психологию наших граждан, традиционно поддерживающих самые суровые запреты вплоть до массовых расстрелов, правда, лишь до тех пор, пока они не коснутся их лично.
О положениях законопроекта «НВ» не раз рассказывало, а потому остановимся кратко лишь на ключевых моментах. Разработанный Минздравом документ предусматривает, в частности, запрет на курение в общественных местах, ограничение продажи и повышение акцизов на табачные изделия. Последнее должно сделать вредную привычку экономически невыгодной.
Меры по ограничению продажи, вызвавшие самые серьезные расхождения между министерствами и поток обращений со стороны представителей малого и среднего бизнеса, запрещают открытую выкладку сигарет, рекламу, а главное, налагают вето на торговлю табаком в ларьках и маленьких магазинчиках. Последнее вызвало у некоторых экспертов подозрения, что данную норму пролоббировали представители крупных торговых сетей. Так, статья 18 законопроекта гласит о том, что продавать сигареты можно лишь в «стационарных торговых объектах, имеющих площадь не менее 50 квадратных метров», а на селе площадь торговой точки сокращается в два раза. Однако в последние дни, столкнувшись с реальностью и пройдя через крайне эмоциональные парламентские слушания в Госдуме, «двигатели» законопроекта начали делать осторожные заявления о том, что для сельской местности пункт о торговой площади может быть снят, поскольку они обнаружили, что в значительном числе деревень и сел есть лишь один магазин, и тот – с ларек.
Наконец, запрет на курение в общественных местах. После многочисленных обсуждений, дополнений и доработок правительство одобрило самый категоричный вариант: курение будет запрещено в помещениях и на территориях учреждений образования, культуры, спорта, на территории вокзалов, портов и аэропортов и участках улицы ближе 10 метров от входа в них. Последнее касается и станций метрополитена. Также после вступления закона в силу предполагается запретить курение в «помещениях социальных служб», административных зданиях, где заседают представители всех ветвей государственной власти, непосредственно на рабочих местах в офисах или на предприятиях, в подъездах жилых домов, на территориях детских площадок и пляжей. С 1 июля 2014 года Минздрав предлагает изгнать курильщиков с территории поликлиник, больниц и санаториев, «помещений, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания и рынков, а также нестационарных торговых объектов».
При этом собственник может разрешить курение в специально отведенных и оборудованных помещениях. Устроить курилку для своих сотрудников может и работодатель, а также владельцы пассажирских поездов дальнего следования и судов дальнего плавания, гостиниц и общежитий. Но с 1 января 2015 года налагается запрет на курилки даже в частных медицинских учреждениях, предприятиях торговли и общепита.
Тема исполнимости законопроекта практически не поднимается. Пожалуй, единственным исключением стали недавние слушания в Общественной палате, но и там редкие голоса сомневающихся в реализуемости тех или иных норм данной инициативы утонули в дружном хоре одобряющих законопроект. Тем не менее вопрос был поднят и продемонстрировал недостаточно адекватное восприятие реальной жизни, особенно за пределами МКАД, у некоторых вполне респектабельных граждан. В частности, когда председатель Союза потребителей России Петр Шелищ задался вопросом, как в тех же больницах будут соблюдать запрет на курение в отношении пациентов, один из присутствующих медиков заявил, что таких граждан, невзирая на тяжесть состояния, будут досрочно выписывать.
Из-за отсутствия полноценной статистики нельзя категорично утверждать, какие положения закона будут соблюдаться, а какие нет. Тем не менее, опираясь на то, как не соблюдаются и не контролируются уже существующие запреты на курение, распитие алкогольных напитков или парковку на тротуарах и газонах, можно предположить, что в доброй половине общественных мест, которые законодатели хотят сделать зонами, свободными от табака, люди будут продолжать курить. И зачастую совершенно безнаказанно.
За доказательствами далеко ходить не надо. Например, статья 6 принятого еще в 2001 году федерального закона № 87 об ограничении курения табака запрещает дымить на рабочих местах, в том же городском транспорте или пригородных электричках, в организациях здравоохранения, образования, культуры, в помещениях органов государственной власти. Но люди как курили, так и продолжают курить. И что-то не слышно о повальном сборе сторублевых штрафов за нарушение действующего законодательства. В той же Государственной думе оборудовали специальное помещение для курения, но народных избранников вы там никогда не увидите. И не потому, что они поголовно ведут здоровый образ жизни, а потому, что продолжают курить в своих кабинетах.
Возьмем запрет на курение в больницах или учебных заведениях. Допустим, пациентов или студентов можно выгнать. А курящего врача, талантливого хирурга тоже попрут с работы? А запрет на курение в каком-нибудь сельском клубе, на пляже в пригороде или на стадионе во время футбольного матча? Неужели к каждому гражданину по полицейскому поставят?
Ученые мужи настаивают: нужны годы постоянного контроля, пропаганды, просвещения, которое нужно «по-салтыково-щедрински» внедрять без кровопролития. И тогда наверняка многие из нас начнут не только чтить все существующие кодексы, но и просто уважать интересы других граждан. А это – лучшая гарантия соблюдения любых прав, ограничений и запретов.
тем временем…
За что могут оштрафоватьКодекс об административных правонарушениях РФ, а также закон Санкт-Петербурга об административных правонарушениях предусматривают наказание за:
– оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ, штраф до 100 тысяч рублей);
– потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9, штраф до 5000 рублей или арест на 15 суток);
– нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений (ст. 7.22, штраф до 50 тысяч рублей);
– курение в вагонах, в том числе в тамбурах, электричек (ст. 11.17, ч. 3, штраф 100 рублей);
– безбилетный полет на судне воздушного транспорта (ст. 11.18, ч. 2, штраф 200 рублей);
– обман потребителей, обвешивание, введение в заблуждение относительно качества товара (ст. 14.7, штраф до 20 тысяч);
– нецензурную брань в общественных местах и оскорбительное приставание к гражданам (ст. 20.1, штраф до 1000 рублей или арест до 15 суток);
– распитие пива на улицах, стадионах, общественном транспорте и других общественных местах (ст. 20.20, ч. 1, штраф до 300 рублей);
– появление на улицах, стадионах, скверах, парках, транспорте и других общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21, штраф до 500 рублей или арест до 15 суток);
– крики, свист, пение и игра на музыкальных инструментах, повлекшие нарушение тишины и покоя граждан в ночное время (ст. 8, ч. 2, закона СПб об административных правонарушениях, штраф до 4000 рублей);
– попустительство родителями нахождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет в период с 23.00 до 06.00 часов в общественных местах (ст. 8.2 закона СПб об АП, штраф до 2000 рублей);
– непринятие владельцем животного мер по уборке территории Санкт-Петербурга от загрязнения экскрементами этого животного (ст. 33, штраф до 3000 рублей).
мнения
«Бабушки начнут торговать сигаретами в переходах»Петр Шелищ, председатель Союза потребителей России:
– У меня не вызывает ни малейшего сомнения, что этот законопроект будет принят. И это правильно. Но будет ли он эффективным? Очевидно, что в учреждениях образования это будет работать. Например, приказом ректора будут исключать из вузов студентов, которых поймали на курении, и ребята прекратят курить в помещениях вузов. А как вы обеспечите, чтобы люди не курили на футбольном матче? Я себе этого представить не могу. Или взять пригородный транспорт – я в электричках езжу практически каждый день, вижу, что люди курят и никто их не штрафует, хотя и сейчас запрещено курить в электричках. Так что изменится? Да ничего. То же самое касается подъездов, лестничных клеток – не могу себе представить, как это будет реализовано.
Ограничение торговли – полезная мера, но в ее эффективность верю мало. Думаю, произойдет то, что мы много раз видели, – бабушки начнут торговать сигаретами в подземных переходах. Бороться с ними, мне кажется, дело безнадежное. Бунтов не будет, но массовое недовольство властью практически гарантировано. Я не говорю о том, что это должно останавливать власть. Возможно, она против своих интересов делает общественно полезное дело. Если так, я готов ей аплодировать за это.
«Полиция не хочет заниматься «мелкой» работой»Николай Герасименко, заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья:
– Принятие этого закона – проверка на зрелость и социальную ответственность нашего государства. Мы все заинтересованы в том, чтобы дети не курили, чтобы мы все жили долго и не болели. Но одного лишь этого закона мало, потому что он не имеет прямого действия. Он, безусловно, будет принят, но основная борьба будет не по нему, а по поправкам в другие документы, которые необходимо принять в связи со вступлением в силу базового закона.
Акцизы – один из главных элементов борьбы с табакокурением. Согласно утвержденной правительством концепции до 2015 года мы должны были установить рамку акциза на уровне Восточной Европы, это порядка 100 рублей. А Минфин вносит лишь двукратное повышение по сравнению с нынешним уровнем, который сегодня составляет в среднем порядка 7,8 рубля. Почему не выполняются многие из ныне действующих мер, касающиеся запрета на курение в общественных местах? Потому что в КоАП РФ отсутствуют штрафы по многим составам, да и полиция порой не хочет заниматься такой «мелкой» работой. Ни один закон сам по себе работать не будет, если не будет механизмов. Очень важно обсудить все меры и поправки при подготовке законопроекта ко второму чтению.
«Боюсь, мы увидим очередную кампанейщину»Сергей Миронов, руководитель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме:
– Я хорошо помню в моем родном Ленинграде табачные бунты в конце 1980-х. Озлобленные отсутствием табака курильщики-мужчины были готовы идти на Смольный. Если мы примем закон в том виде, в каком он есть, – продажа табачных изделий только в магазинах площадью не менее 50 квадратных метров, ни одного киоска, где могли бы продаваться табачные изделия, не будет. Вот и представьте: выходит рабочий человек утром из дома, едет на работу. По привычке он хочет, допустим, на автобусной остановке или где-то еще в киоске купить пачку сигарет, а у него нет такой возможности. Бежать куда-то в универсам тоже не будет возможности. С работы он вышел, идет к привычному киоску, а киоска нету. Я вас уверяю, у нас начнутся процессы, которые по сравнению с так называемыми митингами оппозиции покажутся просто цветочками. Боюсь, что мы увидим очередную кампанейщину со всеми вытекающими последствиями. Мы запреты введем, народ курить не бросит, а мы окажемся опять в ситуации, когда власть будет неким злодеем, который мешает людям нормально, как они считают, жить.