Даниил Гранин дважды отмечен «Большой книгой»
В Москве объявили победителей престижной литературной премии России «Большая книга». Писатель Даниил Гранин оказался награжденным дважды: главной премией за роман «Мой лейтенант» и премией «За честь и достоинство»
В Москве объявили победителей престижной литературной премии России «Большая книга». Писатель Даниил Гранин оказался награжденным дважды: главной премией за роман «Мой лейтенант» и премией «За честь и достоинство».
«Настоящий страх, страх жутчайший, настиг меня, совсем еще юнца, на войне. То была первая бомбежка. Наш эшелон Народного ополчения отправился в начале июля 1941 года на фронт…» – так начинается это повествование, написанное через 67 лет после Победы. Рассказ о страшном времени ведется от лица лейтенанта Д., молодого, неопытного; таких, как он, смерть косила косой, особенно в первые месяцы
войны. И, кстати, в одном из интервью Даниил Александрович рассказывал, что, когда он попал в окопы, ему не то что автомат, даже винтовку не выдали. Была только бутылка зажигательной смеси. «И все равно я был готов идти вперед – любой ценой спасать Россию».
В романе – два действующих лица: лейтенант Д. и сам автор, опытный, на войне узнавший цену жизни человек. Он каждую минуту мог быть убитым и убивал сам, выжил и теперь вместе со своим юным героем вспоминает, КАК ЭТО БЫЛО. «Вы пишете про себя? – Что вы, этого человека уже давно нет…»
На церемонии награждения Даниил Гранин сказал:
– Большинство моих однополчан так никогда и не узнали – удалось ли отстоять Ленинград, кто выиграл войну. Я благодарен судьбе, что выжил и дошел до этой минуты. Что касается книги – это был мой долг перед моими однополчанами, и я рад, что смог его выполнить.
Почему писатель только сейчас стал писать про войну? Когда он вернулся с фронта, объяснил Гранин, ему хотелось только одного – как можно скорее все забыть. Потом появилось столько прекрасных книг о войне – Василя Быкова, Виктора Астафьева, Григория Бакланова, что Гранин понял: добавить ему нечего. Но воспоминания не умирали, а с годами, наоборот, становились все ярче. Так появилась эта книга.