«Два берега одного океана» сошлись в Петербурге
Увидеть картины Нины Дьяковой – выдающегося художника и неутомимого путешественника – можно на выставке в Балтийском медиа-центре
Увидеть картины Нины Дьяковой – выдающегося художника и неутомимого путешественника – можно на выставке в Балтийском медиа-центре.
Как известно, «мир – это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну страницу». В этом смысле художник Нина Дьякова – страстный книгочей. Ее картины как по мановению волшебной палочки переносят зрителей в разные концы света, при этом не заставляя их покидать пределов выставочного зала. Кисти Дьяковой повинуются серые бурлящие волны и морские котики на диких пляжах Камчатки, а также строгие, элегантные перспективы Петербурга… Но особую любовь художника завоевала далекая Мексика – страна ярких красок, жаркого климата и диковинной культуры.
В Мексику Нина Дьякова ездит регулярно – с 1992 года. Она побывала также в Гватемале и Коста-Рике, писала с натуры жанровые композиции, пейзажи, берега океана…
Вот, например, картина «Мексиканский танец»: в бурном вихре движения мелькают узоры на костюмах танцующих, подолы пышных красных юбок взлетают вверх, подобно бушующим волнам… Тут же – «Танец ягуара»: зритель видит человека, облаченного в звериную шкуру, и словно слышит звуки тамтамов…
– Это сцена исполнения ритуального танца у подножья гигантской сейбы (священного дерева), вызывание бога леса, который по воздушным и подземным корням дерева осуществляет связь между воздушным и подземным мирами, – поясняет автор.
Мексика в ее картинах удивительна и многогранна. Это не взгляд туриста, пробежавшегося по основным достопримечательностям в краткосрочный отпуск и уехавшего домой наспех выкладывать в социальную сеть «мыльничные» фотоснимки. Дьякова подходит к своим персонажам обстоятельно, сначала выбирая их из круговорота встреч и событий, а затем – находя к ним особый подход.
– В мексиканском Чапасе или в Гватемале индейцы боятся быть нарисованными, – вспоминает художница. – Это связанно с поверьями о сглазе и методами гадания местных колдунов по изображениям людей. Только благодаря моей подруге, которая помогала индейцам и знала их язык науатль, подаркам и покупкам у мастериц их изделий, они соглашались немного попозировать.
Персонажами картин Нины Дьяковой стали печальные ткачихи, работающие во дворе дома, и задумчивая продавщица цветов, за спиной которой в слинге сидит привычный к материнской работе малыш; рыбаки, несущие гигантскую рыбину с океана, и праздные гуляющие, высыпавшие на неоновый свет ночных улиц в Агуаскальентес… Зритель сможет почувствовать наступление зноя в картине «Новое утро», когда в распахнутые двери дома «заглядывает» любопытная кисть с бананового дерева, добавляя экзотики пейзажу океанского берега. Зной этот усиливается в соседней на выставке картине, которая так и называется – «Жара». Здесь видишь только красную пелену, какая перекрывает человеческое зрение при очень высокой температуре, давя на голову, – жара берет измором, расплавляя сознание…
Очень важно, что картины Нины Дьяковой, которые хранятся в многочисленных собраниях на родине, были признаны и в самой Мексике. Там они помещены в Национальный музей акварели «Альфредо Гуати Рохо», областной музей акварели в городе Толука и в министерстве иностранных дел.