У нас и клетки общие
Благодаря российско-белорусской программе «Стволовые клетки» две страны в скором будущем могут войти в число лидеров по производству и продаже клеточных продуктов.
Благодаря российско-белорусской программе «Стволовые клетки» две страны в скором будущем могут войти в число лидеров по производству и продаже клеточных продуктов.
Если три года назад годовой объем продаж клеточных продуктов составил 118 миллиардов долларов, то в этом году – в четыре раза больше, а к 2015 году, по прогнозам, возрастет в 20 раз. Пока в лидерах Евросоюз и США. Россия и Белоруссия, чтобы не остаться в аутсайдерах, два года назад решили объединить усилия в совместной программе «Стволовые клетки». Совместные исследования ведут российский Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии имени В.А. Алмазова и Институт биофизики и клеточной инженерии Национальной академии наук Белоруссии.
Задача проекта – создание общего банка стволовых клеток, разработка и сертификация технологии их трансплантации и методологии лечения, а также доведение их до клинического использования. Для лечения хронических и травматических заболеваний с использованием стволовых клеток будет возведена белорусско-российская клиника, но пока не определено даже точное место строительства (зато определен инвестор из России – ЦИТЕврАзЭС).
Экспериментальная база совместного проекта – Центр клеточных технологий Института биофизики и клеточной инженерии. Здесь под руководством академика НАН Игоря Волотовского отработаны методы наращивания биомассы стволовых клеток, которые лишены опухолеродности и подходят для регенерации поврежденных органов и тканей. Центр великолепно оснащен. Один лишь стерильный бокс, в котором выделяют стволовые клетки и наращивают биомассу, стоит минимум 150 тысяч долларов.
– Чтобы выделить из жировой ткани стволовые клетки, эта ткань несколько раз проверяется на стерильность, – поясняет руководитель группы клеточных технологий Елена Лобанок.
Неудивительно, что посторонним вход в бокс запрещен. Наблюдаю за работой специалистов снаружи.
– Обратите внимание на флаконы с розовой жидкостью, – говорит Елена Лобанок. – Это питательная среда для стволовых клеток. Именно благодаря ей стволовые клетки так дороги. В ней должен поддерживаться постоянный pH клетки. Как только pH меняется, среда желтеет, и тогда ее приходится менять.
Именно эти стволовые клетки, выделенные из собственной жировой ткани пациента, используются для лечения трофических язв, которые чаще всего не вылечиваются традиционными способами.
– Для лечения трофических язв пациентки, получившей травмы в аварии, мы использовали трансплантацию стволовых клеток, выделенных из ее жировой ткани, – рассказывает Елена Лобанок. – Язвы зажили на 28-е сутки. Через четыре месяца рецидива не было. Так что разработанная нами технология успешно внедрена, и инструкция по лечению трофических язв утверждена Минздравом.
В Центре клеточных технологий отработаны также технологии получения, культивирования и накопления биомассы стволовых клеток поджелудочной железы для лечения больных сахарным диабетом. Конечно, полного излечения таких больных достигнуть не удалось, но инсулиновая зависимость существенно снижена.
По ее словам, у центра «громаднейшие перспективы для лечения инфаркта миокарда». При этом стволовые клетки вводятся обычно на ранних этапах инфаркта, если позже – это менее эффективно. Уже подготовлена к утверждению инструкция для лечения инфаркта миокарда и сахарного диабета.
Благодаря использованию стволовых клеток повышается выживаемость при тяжелых ожогах, когда трудно нарастить новые ткани, а клеточный материал зачастую и не взять у пациента. В центре разрабатывают технологию наращивания кожных лоскутов. Созданы искусственные матрицы разных материалов для воспроизводства искусственной хрящевой ткани для трансплантации. Получены хорошие результаты при лечении стволовыми клетками склероза…
Специалисты Центра клеточных технологий считают, что новый центр, создаваемый по российско-белорусской программе, сможет удовлетворить лишь десятую долю потребности России и Белоруссии в стволовых клетках. А потому надо создавать целую сеть таких центров.