«Золотой софит» обошелся без золота

Впервые за историю высшей театральной премии Петербурга ее лауреаты не получили финансового вознаграждения

 

Впервые за историю высшей театральной премии Петербурга ее лауреаты не получили финансового вознаграждения

Традиционный зимний вечер, когда весь цвет театральной культуры города собирается под одной крышей, состоялся в этом году в ТЮЗе имени А.А. Брянцева. За крышу эту в адрес руководства театра звучали многократные благодарности – ведь в нынешних условиях «Золотой софит» мог и вовсе пройти под открытым небом, на легком морозце и под падающим снежком: комитет по культуре не выделил средств на торжество для профессионалов театрального дела. Однако отказать себе во встрече с друзьями по цеху творцы не смогли, и праздник все-таки состоялся. Скромную церемонию в стиле новогодней елки срежиссировал лауреат «Софита» Игорь Коняев, а провел ее народный артист СССР Николай Иванов, восполнивший своим чтением по бумажке торжественных речей полное отсутствие представителей власти.

О том, что «Золотой софит» изжил себя, что награды на нем даются только своими своим и что церемонии проходят ниже достойного уровня, толки идут уже некоторое время, но на весь город скандал разразился после прошлогодней церемонии, когда свое мнение по этому поводу озвучил вице-губернатор Василий Кичеджи. Выстоит ли премия теперь, в новых условиях, – вопрос. А потому на церемонии как никогда часто звучали слова о необходимости сохранения этой премии, а также о справедливости выбора лауреатов.

Конечно, в очередной раз хочется посетовать, что «Софит» не копнул дальше поверхности, не заметил многочисленные интересные работы «малых» театров. Но в то же время разве не радость для всех петербуржцев, что любимая несколькими поколениями горожан Ирина Соколова стала победительницей в номинации «Лучшая женская роль» (за роль Евдокии в спектакле «Время женщины» в постановке Геннадия Тростянецкого, БДТ им. Г.А. Товстоногова) – да к тому же награда эта была вручена ей на ее родной сцене ТЮЗа, с которым у актрисы так много связано!.. Разве не порадуемся мы, что исполнителем лучшей мужской роли стал уникальный актер Сергей Дрейден (за роль Тэдди в спектакле «Мой уникальный путь» в постановке Григория Дитятковского, «Приют комедианта»)? Разве не замечательно, что Театр балета Бориса Эйфмана, столько лет ожидающий своей площадки, наконец отмечен аж четырьмя «Софитами» («Роден» Бориса Эйфмана – лучший балетный спектакль, исполнительница роли Розы Нина Змиевец – лучшая женская роль, Олег Габышев – лучшая мужская роль, Зиновий Марголин – сценография)?

«Софит» получили достойные, и слезы радости учеников – тому подтверждение. Блистательная ученица Вениамина Фильштинского Ксения Раппопорт преподнесла специальную премию номинационного совета своему мастеру – «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга». Аналогичную награду получила профессор Санкт-Петербургской консерватории, народная артистка СССР и педагог множества замечательных певиц Ирина Богачева – из рук своей ученицы Марии Литке.

К сожалению, не смог присутствовать на церемонии Владимир Спиваков: ему в рамках «Золотого софита» присуждена премия имени Георгия Александровича Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального и музыкального искусства». Из небольшого видеоролика зрители узнали, как после спектаклей БДТ музыканты его оркестра играли для актеров, еще не разгримированных, – и тогда всем становилось ясно, что искусство едино, а музыка и драма говорят с человеком об одном и том же…

 

Лауреаты «Золотого софита – 2012»:

Лучшая роль второго плана – Лиана Жвания (спектакль «Иудушка из Головлева», ТЮЗ);

Лучший актерский ансамбль – Геннадий Богачев и Елена Попова (спектакль «Пешком», БДТ им. Г.А. Товстоногова);

Лучший спектакль на большой сцене – «Время женщин» (режиссер Геннадий Тростянецкий, БДТ);

Лучший спектакль малой формы – «Антитела» (режиссер Михаил Патласов, «Балтийский дом»), «Мой уникальный путь» (режиссер Григорий Дитятковский, «Приют комедианта»);

Лучшая работа режиссера – Григорий Дитятковский (спектакль «Ворон», МДТ – Театр Европы);

Лучшая работа художника – Эмиль Капелюш и Яна Глушанюк (спектакль «Ворон», МДТ – Театр Европы);

Лучший спектакль в оперном театре – «Сон в летнюю ночь» (режиссер Клаудиа Шолти, Мариинский театр);

Лучшая женская роль в оперном спектакле – Ольга Трифонова («Сон в летнюю ночь», Мариинский театр);

Лучшая мужская роль в оперном спектакле – Владимир Феляуэр («Обручение в монастыре», «Санктъ-Петербургъ Опера»);

Лучший исполнитель мюзикла – Александр Байрон («Моя прекрасная леди», Мариинский театр);

Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре – Елена Орлова («Так поступают все», Детский музыкальный театр «Зазеркалье»);

Лучший спектакль в жанре мюзикла – «Бал вампиров» (Театр музыкальной комедии);

Лучший спектакль в театре кукол – «Сто поцелуев за горшок» (Театр драмы и кукол «Святая крепость»).

 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.