В поисках каравеллы Баренца
Место гибели судна знаменитого путешественника привлекает внимание многих исследователей, но пока удается найти только небольшие фрагменты корабля
Место гибели судна знаменитого путешественника привлекает внимание многих исследователей, но пока удается найти только небольшие фрагменты корабля
Больше месяца российские исследователи искали в Арктике следы каравеллы Виллема Баренца «Меркурий». И нашли! Водолазы, ученые, археологи, сотрудники национального парка «Русская Арктика», журналисты – все они отправились на судне «Алдан» в залив Ледяная Гавань на Новой Земле, где им пришлось преодолевать испытания, которые сделали бы честь героям романа Вениамина Каверина.
Четыре века отделяет нас от легендарного путешественника, который совершил три плавания по арктическим морям. Целью Виллема Баренца было найти проход из Атлантического океана в Тихий, чтобы добраться до Индии и Китая. Он первым составил карту Новой Земли и моря, названного потом в честь него Баренцевым. В 1596 году судно Баренца попало в ледовый плен, экипажу пришлось зимовать на Новой Земле. Виллем Баренц не выдержал суровых условий зимовки и умер. А его сподвижникам все-таки удалось добраться до Большой земли.
Стоянку путешественника на Новой Земле обнаружил норвежец Эллинг Карлсен в 1871 году. А в 1970-е годы прошлого века дно Ледяной Гавани исследовали с помощью металлодетектора, найдя в одном месте скопление металла. Экспедиций было много – советские и зарубежные. Найденные ими артефакты имеются в российских и иностранных музеях. Особенно много их в Архангельском краеведческом музее.
Судно «Алдан» с участниками экспедиции вышло из Архангельска в конце сентября нынешнего года. К месту возможного нахождения каравеллы направились 12 исследователей. Они считали, что каравелла Баренца предположительно с названием «Меркурий» могла находиться у берегов мыса Спорый острова Северный архипелага Новая Земля – теперь это территория национального парка «Русская Арктика». Эта версия уже не раз использовалась исследователями, но до нынешней поры так никто ничего не находили. Поисковые работы проводились там на протяжении последних тридцати лет до 2009 года. Приборы зафиксировали тогда на дне скопление аномалий.
Ученые предполагали, что в морской пучине сохранилось днище каравеллы, а также пушки, такелаж и другое снаряжение. Именно это собирались искать участники экспедиции.
– За семь дней мы провели исследовательские подводные работы и восстановили зимовье Баренца, – рассказывает один из участников экспедиции тюменский журналист Игорь Емельянов. – Результаты ремонта зимовья сфотографировали для отчета после работы плотника.
Все время экспедиции была очень плохая погода. Периодически дул ветер до 18 метров в секунду. Исследователи, находящиеся в лодках в открытом море, регулярно промокали насквозь и рисковали оказаться в воде из-за сильных волн. Да и на суше было не легче. До зимовья Баренца нужно было добираться пять километров. Причем около зимовья бродило большое количество белых медведей, и исследователи едва успевали отстреливаться.
– 10 октября погода улучшилась, и мы решили сойти с корабля, – продолжает Игорь Емельянов. – Когда один из нас спрыгнул, то почти столкнулся с белым медведем нос к носу, и тот побежал к тому месту, где раньше мы убили другого медведя. Там до сих пор из снега торчала его лапа. Косолапый в этом месте остановился. А наш парень принялся кричать: «Медведь, медведь!» – чтобы мы стреляли с борта.
С родными исследователи связывались с помощью спутникового телефона. Один раз пришлось возвращаться на мыс Желания за горючим – а это немалый километраж в условиях непрекращающейся непогоды.
Для судна «Алдан», приписанного к порту Мурманск, эта научная экспедиция стала первой. Это урожденный рыболовецкий траулер, который последние пять лет простоял на приколе, и перед выходом в столь тяжелое плавание его пришлось порядочно ремонтировать и оснащать. Понадобилось провести модернизацию внутренних помещений – там, где раньше перерабатывали рыбу, появились довольно уютные каюты. Перед экспедицией исследователям подарили икону покровителя моряков и путешественников святителя Николая. Ее прикрепили на капитанском мостике. Впрочем, после этой экспедиции Николая Мирликийского можно смело переименовать в Николая Арктического. На территории парка «Русская Арктика» исследователи провели почти месяц. Ежедневная работа в тяжелых условиях не приносила результата, участники экспедиции сильно приуныли. А повезло им буквально в последний день.
– «Меркурий» мы не нашли, – рассказывает координатор проекта Мария Смольянинова. – Однако обнаружили большое скопление фрагментов – причем вовсе не там, где предполагали.
По словам исследователей, они обнаружили три больших фрагмента шпангоутов. Руководитель экспедиции Дмитрий Кравченко уверен, что они принадлежат именно каравелле Баренца. То, что останки судна находятся не там, где их искали, может быть обусловлено морскими течениями, движениями льдов, ведь прошло четыре века.
Впрочем, окончательно ответ на этот вопрос – Баренц это или не Баренц – даст углеродный анализ. А потом найденные артефакты передадут Архангельскому краеведческому музею. К сожалению, пока не удалось найти металлических предметов с каравеллы – в основном из-за штормовой погоды. Полноценными для работы оказались только два дня из всего месяца.
Кстати, зимовье Баренца теперь не только исторический памятник. Благодаря усилиям экспедиции он сможет послужить их последователям.
– Сейчас это не просто историческая реконструкция убежища голландцев, а сооружение, вполне пригодное для ночлега туристов и исследователей Арктики, – объяснила Мария Смольянинова.
Основной вывод, который сделали участники экспедиции, – каравеллу Баренца в следующий раз нужно искать не в том месте, где предполагали раньше. Дмитрий Кравченко уверен, что близок к находке исторического судна, и уже объявил о подготовке новой экспедиции в 2013 году.