«Я сыграл современного Гамлета»
Актер Павел Деревянко признался, что в новом сериале «Обратная сторона Луны» сыграл самого известного шекспировского персонажа в образе опера
Актер Павел Деревянко признался, что в новом сериале «Обратная сторона Луны» сыграл самого известного шекспировского персонажа в образе опера
Уроженец Таганрога, он познакомился с режиссером Александром Коттом еще второкурсником ГИТИСа. С тех пор они, почти ровесники, шагают вместе по киножизни. Режиссер пригласил Деревянко на главную роль в свой первый полнометражный фильм «Ехали два шофера» (кстати, продюсером был петербуржец Сергей Сельянов), затем в «Брестскую крепость» (Павла Деревянко утвердили с большим скрипом, так как за ним тянулся шлейф комедийных ролей), а недавно позвал в фантастический детективный сериал «Обратная сторона Луны», который стал одним из лидером среди телевизионных сериалов последнего времени.
– Павел, вам многие старались навязать амплуа сугубо комедийного актера, этакого народного Иванушки-дурачка, но время от времени вам все-таки удавалось вырваться на творческую свободу и сыграть что-то неожиданное…
– Несколько раз такое действительно удавалось, и, наверное, получились мои самые интересные, сильные роли. Так было с ролью комиссара Фомина в фильме «Брестская крепость». Фильм наш о героической обороне Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар немецких фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. Автор идеи, продюсер Игорь Угольников, вместе с режиссером Александром Коттом и всей большой творческой группой поставили цель – сделать фильм-реконструкцию событий, происходящих в первые дни обороны. Хорошо помню слова Игоря Угольникова: «Историческая достоверность – ключевая позиция нашего фильма». Снимали все сцены в мемориальном комплексе «Брестская крепость-герой», то есть на месте событий. Мы рассказывали о реальных людях, чья жизнь стала легендой. Фильм повествует о главных трех очагах сопротивления, возглавляемых командиром полка Гавриловым, политруком Фоминым и начальником 9-й погранзаставы Кижеватовым. Главной линией, связывающей всех героев, стал прототип воспитанника музвзвода Пети Клыпы – Александр Акимов.
Какой груз ответственности лег на плечи исполнителей главных ролей – Андрея Мерзликина, Александра Коршунова, юного Леши Копашева и вашего покорного слуги! Меня действительно долго не хотели утверждать на роль политрука Ефима Фомина, опасаясь, что мои прежние комедийные роли вызовут у зрителей ненужные ассоциации и эмоции. Александр Котт и продюсер Игорь Угольников не сразу поверили в меня, но поверили, и я выложился на все сто. Как, впрочем, и все остальные ребята. Нам было очень приятно, что зритель нам поверил, что фильм с успехом прошел в прокате, был показан на федеральных телеканалах, получил немало призов и наград. Меня тоже отметили премией «Ника» – за лучшую мужскую роль.
– Это было в 2011-м, а недавно на экраны вышел новый фильм Александра Котта, опять с Деревянко в главной роли…
– «Обратная сторона Луны» – новая мощнейшая работа Котта. Многие поторопились написать, что это всего лишь адаптация, ремейк британского сериала «Жизнь на Марсе», но, мне кажется, это вполне самостоятельное, очень интересное произведение. Ведь мой герой, капитан полиции Михаил Соловьев, не просто попадает из нашего времени в 1979 год и оказывается в теле своего отца, старшего лейтенанта советской милиции, но попадает совершенно в другое общество, в реалии социализма. Ни в британском, ни в американском варианте в условиях стабильного общества таких резких метаморфоз с героями не могло произойти. Поэтому наш фильм обрел свое звучание…
– Как бы вы охарактеризовали своего героя Михаила Соловьева?
– Если хотите, я играл современного Гамлета. В образе опера, оперативника, который гоняется за маньяками из нашего времени. Его сбивает машина, и он приходит в себя в 1979 году в теле своего отца, тоже оперативника. И он проживает жизнь своего отца, решая его проблемы, при этом находясь в настоящем времени в коме. Офигительная вещь, я просто обалдел, когда прочитал сценарий. Был такой сериал в Англии, потом в Америке, но нас это не только не останавливало, а, наоборот, добавляло азарта, желания сделать по крайней мере не хуже.
– Шестнадцать серий, снятых в основном на натуре как большое, длинное кино, а не как сериал…
– Да, это громадный фильм, сериал (я, кстати, не вижу в этом слове ничего дурного, ведь нет плохих и хороших жанров – главное их наполнение). И в данном случае одним фильмом было, наверное, не обойтись. Сама история требовала иного формата. Есть смысл в 16 сериях, если история по-настоящему крута, если можно сильнее, чем в одном фильме, раскрыть характер, копнуть. Это, конечно, тяжелейшая работа, громадный трип, часто матом хочется ругаться, настолько это тяжело… Но только так, только через лишения, через хороший материал, можно пожертвовать своим временем. Надеюсь, у нас получился насыщенный, настоящий, интересный сериал. Отзывы зрителей и критиков дают нам шанс так думать.
– Сейчас на Западе настоящий бум качественных телесериалов. У них огромные бюджеты, в фильмах снимаются крупнейшие звезды, картины собирают огромную аудиторию. Появление «Обратной стороны Луны» вселяет оптимизм, что и наши кинематографисты тоже могут овладеть этим сложнейшим, но настолько увлекательным форматом…
– Мне кажется, у нашей работы есть все шансы стать лучшей. Во-первых, сама история классная, а сейчас в кинематографе кризис сюжетов и историй. Во-вторых, Саша Котт, который поразил меня сильнейшим образом. Мы друг друга давно знаем, но даже на «Брестской крепости» не почувствовали друг друга так, как в этом фильме. Вот здесь уже возникло настоящее сотворчество режиссера и актера – и как следствие моя по-настоящему осознанная работа.
Знаете, я ведь трижды пробовался на «Брестскую крепость», пока наконец мне повезло. Также и в истории с «Обратной стороной Луны» – по идее я не должен был там сниматься, но так получилось. После двух этих ролей я для себя сделал вывод, что надо работать и хотеть сделать что-то новое, а не плыть по течению своих прежних образов, и тогда, возможно, удача повернется к тебе лицом. Но даже если не повернется, все равно ты старался не зря, потому что по-настоящему творческая работа облагораживает.
– Недавно вы сыграли роль Тузенбаха в спектакле Андрея Кончаловского «Три сестры»… Вы ведь и раньше работали с Кончаловским, сыграли Войницкого в спектакле «Дядя Ваня» в 2009 году. Скажите, права ли актриса Юлия Высоцкая, также занятая в этих двух спектаклях, в том, что, по ее словам, театральные проекты ее мужа подвергаются «негативному давлению»?
– Если получается талантливый спектакль, то это в итоге решает даже не самый уважаемый критик, а широкий зритель, который либо ходит на спектакль, либо прекращает ходить после премьерных показов. А все остальное, я считаю, всего лишь субъективное мнение, причем не слишком конструктивное, хотя я не против критики. К сожалению, нынешние критики не могут похвастаться глубокими профессиональными знаниями, в подавляющем большинстве сбиваются на неконструктивную позицию. Я не понимаю – какой в этом смысл? Стереть с лица земли, оскорбить, принизить… Меня это на самом деле немножко, а точнее, даже «множко» расстраивает.
– Как бы то ни было, даже под давлением неконструктивной критики Андрей Кончаловский, недавно отметивший 75-летие, невероятно энергичен и бодр, чем невольно заряжает свое окружение…
– Он действительно кругом молодец.
– Вы попали под его влияние? Также бегаете по 10 километров каждое утро?
– Мне близка такая позиция, что движение – это жизнь. И у меня не возникает никаких вопросов: фитнес, зарядка и все остальное.
– Павел, как проводите свободное время?
– Люблю путешествовать. Но больше всего хороших людей люблю, стараюсь с ними почаще видеться, и не только по работе, по делу, а вот хотя бы для того, чтобы просто поболтать.