Наших матрешек расписывают в Китае!

Можно ли побороться с экспансией в Россию из Поднебесной суррогатной сувенирной продукции, возрождая народные промыслы

Можно ли побороться с экспансией в Россию из Поднебесной суррогатной сувенирной продукции, возрождая народные промыслы

Место проведения круглого стола «Живая традиция» организатор – Центр гуманитарных программ – в смысловом плане определил очень точно, но оказалось оно довольно-таки далековато от Петербурга: до деревни ремесел Верхние Мандроги (Подпорожский район) без малого 300 километров.

Проводилось мероприятие в рамках 4-й Межрегионального фестиваля ремесел и фольклора «Матренина неделя», который традиционно посвящен символу русского народного искусства – матрешке. Стол, за которым сошлись директор Санкт-Петербургского центра гуманитарных программ Виталий Васильев, руководитель движения «Санкт-Петербург – духовная столица» Елена Бабич, председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы и ремесла Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Вадим Савченко, мастера-наставники художественных учебных заведений, журналисты, оказался действительно круглым, без «острых углов», потому что все собравшиеся были по одну сторону баррикад.

Журналистов (из обеих столиц) поводили по деревне, современная история которой началась в 1996 году. Задачей возрождения было возвращение русских национальных традиций и организация туристического бизнеса, прибыль от которого используется для финансирования обучения одаренных детей. Деревня давно уже стала самостоятельной социальной единицей. Постоянное население – свыше 100 человек. Более 200 человек приезжают на работу ежедневно. В деревне есть свои детский сад и школа, конюшня и коровник, перепелиная и кроличья фермы – все то, что обслуживало быт русского человека во времена былинные. В Мандрогах пекут хлеб (очень вкусный!) и пироги по бабушкиным рецептам…

В Ремесленной слободе журналистам показали гончарную мастерскую, кузницу, они могли наблюдать, как ткутся половики и расписываются матрешки. Кстати, в сувенирной лавке продавец признался: самый покупаемый иностранцами сувенир – матрешка! Виталий Васильев, анализируя состояние дел с народными промыслами, между прочим, заметил, что «белек» той же матрешки вагонами вывозится в Китай и там расписывается в стилистике, более близкой китайцам. Елена Бабич призналась, что у нее сердце кровью обливается, когда она в какой-нибудь монастырской лавке видит тарелочки «с нашими святыми», на донышке которых написано: Made in China! А один из участников круглого стола на подходе к Музею русской водки горько пошутил:

– Самым главным народным промыслом в России по-прежнему остается водка…

Вадим Савченко: «Гибнет достояние человечества!»

Председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы и ремесла Санкт-Петербурга и Ленинградской области» более 30 лет провел в постоянной борьбе с чиновниками разного уровня:

– Верхние Мандроги – великолепный проект туристического бизнеса. В ножки нужно поклониться тем, кто придумал эту «Деревню мастеров», вложил свои деньги. Пройдет еще 100 лет, и что-то из производимого нынче в Мандрогах может перейти в разряд народных промыслов. Если будет обоснование, откуда что взято, если будет преемственность. А пока это только авторские работы. И строить представление о народных промыслах России на мастерах, что здесь работают, нельзя. Без традиции нет народного промысла!

Но о какой традиции можно говорить, если народные промыслы Петербурга и Ленинградской области погибли в середине 90-х буквально в течение трех лет! Построить новый завод – проблема, но не такая уж большая. А найти нового мастера, который делал бы киришское кружево или алеховщинскую гончарку, – невозможно! Между прочим, в районе Померанья и Алеховщины прекрасные глины, мы даже нашли белую глину, это редкость, в России ее нет. На Императорский фарфоровый завод белую глину везут с Украины и из Германии. А у нас здесь залежи! Сделали несколько изделий – потрясающие по качеству получились! Но освоить эти залежи мы не в состоянии – требуются большие вложения.

Единственное в нашем регионе кружево, киришское, как производство погубили, волосовскую роспись – погубили, оятскую, лодейнопольную и алеховщинскую гончарку – погубили, кингисеппскую вышивку – погубили! Несмотря на все протестные выступления в СМИ. Ни в одном учебнике по народным промыслам вы сейчас не встретите «Петербург, Ленинградская область». Там, где был цех волховской росписи, трудятся гробовых дел мастера; надеюсь, они обходятся без волховской росписи.

Я уже 30 лет кричу – и по телевидению, и по радио, и в газетах: «Защитите народные промыслы!» – а КПД хуже, чем у паровоза. В советское время кого-то вызывали на ковер, давали накачку, а то и принимались меры. Но и во времена обкомов мне говорили: не лезь не в свои вопросы! Началась демократия – стало еще хуже, на меня просто перестали обращать внимание. Либо говорят: «На одном только Невском проспекте десять магазинов подарков и сувениров! Хотите свой открыть? Покупайте, открывайте!» Осуждать директоров этих десяти лавок (я их не называю салонами – лавками!) не за что. Они продают китайщину? Да, но их жизнь заставляет это делать! Все магазины сувениров заполнены на 30 процентов китайскими изделиями, на 30 процентов – контрафактом, и только в лучшем случае на 30 – изделиями художественных народных промыслов. И никому до этого нет дела! 

Все законодательные инициативы, с которыми выходила наша ассоциация, уходили в песок, в пар, в гудок, только не шли в дело. Мы устроили выставку в кабинете губернатора Валентины Матвиенко, она одна посмотрела – никого туда не пустили. Какие Валентина Ивановна сделала выводы – не знаю, думаю, никаких, потому что ничего не изменилось. А если что и изменилось – только в худшую сторону. Если ни губернатору, ни Законодательному собранию не нужны народные промыслы, почему какой-то Иванов, Петров или Савченко должен ноги в кровь износить, чтобы что-то доказывать? Год, два, три, но не тридцать же лет обивать пороги! Если то, о чем мы говорим, не нужно, значит, кому-то нужно, чтобы это было не нужно. Чиновники не хотят ничего делать для своего города. Сколько всяких указов и законов мы уже видели! Но они не работают! Да и зачем вся эта возня, если спросом пользуется прежде всего китч?

Если бы вы знали, как шла борьба за народные промыслы! Доходило до бандитских разборок и физической расправы… Единственного Героя Социалистического Труда в области народных промыслов Виктора Михайловича Логинова убили. За то, что он отстаивал народные промыслы. Теперь в его Гжели семь предприятий и все ставят клеймо «Гжель», а из них настоящая гжель – одна… В Палехе сейчас пять «Палехов»!

Главная проблема – отсутствие контроля над художественным уровнем изделий. Нет художественных советов. Мне говорят: сейчас свободный рынок! Вот именно! Только при наличии худсоветов мы сумеем доказать, что то или иное произведение низкого художественного уровня, нельзя его продавать. Совет не может заставить, запретить, но мы можем дать оценку! И донести ее до всех! Кстати, в дагестанских Кубачах, по-моему, до сих пор художественный совет дает право мастеру на изделие. Если бы решение о выпуске изделий народных промыслов принималось только после утверждения на художественном совете, обстановка была бы совершенно иная.

С «экспансией Китая» положение сложнее. Образцы разрабатываются здесь, а в Китай отправляются на изготовление. Что плохого в том, если в Поднебесной труд дешевле в десять раз? Гжель, слава богу, в Китае не делают! Делают под Москвой, на Урале. И наша контрафактная продукция – лжегжель, лжепалех – гораздо страшнее китайской! В Эрмитаже в киоске я обнаружил подделку под палех. Это были шкатулки с наклеенными открытками, которые выдавали за лаковую миниатюру. Привел директора – Михаила Пиотровского, показал: «Что же вы делаете?!» – «Киоск не имеет отношения к Эрмитажу…» Одно хорошо: Петербург – единственный из крупных российских городов, который не допустил производства на своей территории лжепалеха, лжегжели. Не может быть в Петербурге палеха, не может быть в Петербурге дымковской игрушки как производства! А мастера, которые приезжают из Гжели, Палеха, Мстеры, пусть работают и продают здесь свою продукцию, это только приветствовать надо.

Мы говорим о Петербурге и области, но во многих регионах России дела с народными промыслами обстоят еще хуже. Положительных примеров мало: Вятка и Вологда, еще Татарстан. Но в Петербурге, единственном из крупных городов России, нет центра народных художественных промыслов, выставочных залов, где настоящие мастера могли бы выставляться, проводить мастер-классы. Такие центры есть и в Москве, и в Нижнем Новгороде, и в Екатеринбурге. Некоторые руководители стучали кулаком по столу и заверяли: до конца года вопрос с центром народных промыслов будет решен! Пальцев не хватит, чтобы пересчитать этих руководителей, а воз и ныне там. Во многих городах мира есть улицы ремесленников. Дайте нам один корпус Апраксина Двора – мы сделаем город мастеров!

Мне звонят: где можно купить русский сувенир? И я вынужден созваниваться с мастерами. Еще есть с кем созваниваться. У нас великолепное производство «Русская береста» во главе с Ольгой Замфир, но творческие работы в общем объеме занимают всего десять процентов. Гончарных производств у нас нет – есть отдельные мастера, Алексей Беренсен например. Есть роспись по дереву – фирма «Российский сувенир», Лена Леонова великолепно расписывает матрешки. Есть мастера по петербургской лаковой миниатюре, о которой многие из вас и не слышали. Существовала когда-то такая, но как производство уже не существует. Вот кузнецы существуют, у кузнецов своя ассоциация. Ручного ткачества нет. Раньше в Кингисеппе, Выборге, Волосово, Любани, в Лодейном Поле ткали половики. Я вынужден был вагонами из Армении завозить отходы текстильных предприятий, потому что в России их не находилось в необходимых количествах. Резьбы по дереву как производства нет! В Петербурге погиб завод художественного стекла, единственный в России. Сколько я доказывал, что гибнет достояние человечества!

Трава всегда пробивается сквозь асфальт. Так и мы – сколько бы нас ни закатывали! Мы работаем, проводим выставки, около шестидесяти только международных провели. В 2013-м будет очередная – «Подарок Санкт-Петербургу». А сейчас, в декабре, наши мастера в шестой раз едут на выставку в Белград, где будут представлять Россию.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.