Закон против образования
Вчера Государственная дума в третьем чтении приняла Закон «Об образовании». А жаль, на самом деле закон надо похоронить, если мы, конечно, не хотим устроить российскому образованию пышные похороны, причем очень скоро
Вчера Государственная дума в третьем чтении приняла Закон «Об образовании». А жаль, на самом деле закон надо похоронить, если мы, конечно, не хотим устроить российскому образованию пышные похороны, причем очень скоро.
В журналистской среде циркулируют слухи о том, что думцы не читают законопроекты, за которые голосуют. Злые языки, конечно, страшнее пистолета. Но те, кто принял в первом чтении новый текст закона об образовании, его точно не читали. Потому что в этом законе либо ни о чём, либо о плохом. Мало того что закон в завуалированной форме сокращает на один миллион число бюджетных мест в вузах и легализует ЕГЭ по всем предметам, так он ещё вводит плату за детские сады: про то, что дошкольное образование остаётся бесплатным, сказано, а вот за услуги по уходу и присмотру придётся платить. Сколько именно, решат на местах.
Новый законопроект – произведение монументальное: 417 страниц в «Ворде», правда, 15-м кеглем и через два интервала. Начинается с преамбулы и со словаря. Чтобы все знали, что «образование – это общественно значимое благо, под которым понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определённого объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». А «воспитание» – «организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе…». Ну и далее такое же щёлканье, больше похожее на многозначный язык собакообразных голованов, которых придумали братья Стругацкие. Там ещё есть расшифровки про процесс обучения, уровень образования и образовательные программы – и всё такими же трескучими словами, которые не могут повлиять ни на уровень образования, ни на что-либо другое.
В новом законе об образовании есть и страшное. Чудовищная бюрократизация всего и вся. Чудовищное непонимание взаимоотношений «учитель – ученик», не важно – в детском саду, школе или университете. Чудовищное нежелание дать сфере образования хоть какое-то гарантированное финансирование. А ещё чудовищное желание подменить знания бумажками. Что в свете недавних скандалов с фальшивыми диссертациями и дипломами думцев вполне объяснимо.
Вот как описывает новый закон «финансовое обеспечение» государственных (муниципальных) услуг (!) в сфере образования: «Осуществляется в соответствии с законодательством… на основе нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг». О том, что образование не «услуга», я даже писать не хочу – лучшие учителя России не первый год взывают: «Это не услуга!» Президент намедни в Послании Федеральному собранию тоже об этом говорил. А вот «нормативы затрат» – это оксюморон, который означает, что оговоренные нормативы раз в пять ниже рыночных. Женщины, рожавшие с таким «нормативным» родовым сертификатом, хорошо знают, что это значит.
Зачем витиеватые обороты и мутные нормативы, если достаточно прописать, что федеральные, региональные, муниципальные власти должны тратить на образование такой-то процент расходной части своего бюджета? Или больше этого процента. Тогда образование перестанет быть Золушкой в ожидании доброй феи. Но нашим законодателям это, судя по всему, неинтересно.
Отношениям «учитель – ученик» посвящён пункт 6 статьи 14: «Использование антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения и образовательных технологий при реализации образовательных программ запрещается». Я правильно понимаю: пока не написали новый закон, такие методы широко применялись?
Зато родных бюрократов авторы законопроекта порадовали по полной: две трети текста посвящены аттестациям, аккредитациям, лицензированию, регистрированию и прочему контролю за исполнением всех пунктов нового закона. Сколько для этого понадобится контролеров и сколько они смогут получить взяток, в тексте закона не оговорено.
Чтобы не было поддельных дипломов и кандидатских степеней за плагиат, как у некоторых действующих депутатов, вводятся согласно статье 102 федеральный и региональные реестры всего и вся: обучающихся, образовательных программ, аттестационных материалов и собственно дипломов, которые заверяются апостилем, то есть нотариально. Описано это в законе так: «Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, организует формирование и ведение… федерального реестра апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) квалификации».
Попробуй разобраться: какой орган, кого контролирует, за кем надзирает? Зачем заверять у нотариуса документ, выданный организацией, которую этот же орган аккредитовал и лицензировал? И зачем нужен закон, который добьёт российское образование, которое и так еле дышит после экспериментов последних двух десятков лет?