Кредит доверчивости

В праздничные дни в карманы мошенников со счетов абонентов сотовых операторов уплыли миллионы рублей

В праздничные дни в карманы мошенников со счетов абонентов сотовых операторов уплыли миллионы рублей

Первые же дни 2013 года помимо традиционных оливье, шампанского и мандаринов принесли пользователям сотовых операторов и новые напасти: мобильные мошенники не перестают снова и снова изобретать изощрённые способы воровства денег со счетов абонентов. Уже в нескольких регионах страны (в том числе и в Петербурге) зафиксированы случаи, когда преступники звонят гражданам с просьбой помочь зарегистрироваться в одной из социальных сетей. Для борьбы со спам-рассылками (сообщениями рекламного характера) социальные порталы требуют от новых участников при регистрации ввести номер телефона, на который поступит код, который нужно ввести на интернет-странице. Мошенники сообщают, что ошиблись и ввели неправильный номер, а затем просят предоставить им код.

На телефоны доверчивых россиян перед этим действительно приходит сообщение, содержащее четыре цифры. Но используется оно вовсе не для того, чтобы создать страничку в соцсети, а для подписки на платные услуги и развлекательные сервисы. Если по доброте душевной сообщить звонящему код, деньги с вашего мобильного счета начнут утекать с немыслимой скоростью. Корреспондент «НВ» выяснил, какие ещё виды мобильного мошенничества сейчас наиболее распространены в Петербурге и как не стать их жертвой.

«Халява, сэр!»

Например, речь идет о схеме «SMS-поддавки». Вам приходит сообщение о том, что оператор проводит «новогоднюю» рекламную акцию и нужно перевести деньги на определённый номер, чтобы получить вдвое больше, но время действия предложения ограничено – 1 или 2 дня. Халява, думает наш человек, надо пользоваться! Для начала он переводит 100 рублей – и, о чудо, получает обратно 200! Дальше многие отправляют уже 200 или 300 рублей, и снова их счет через некоторое время пополняется на вдвое большую сумму. А потом большинству граждан хочется еще большего, и они перечисляют все деньги, которые на данный момент находятся на счёте. А в ответ – тишина.

Ещё один способ мошенничества с помощью SMS-сообщений распространен среди абонентов-мужчин в возрасте от 15 до 23 лет. Как рассказал эксперт, преступники специально выискивают в базах сотовых компаний паспортные данные владельцев SIM-карт, подходящих под эту категорию. Абонентам рассылаются сообщения якобы от девушки с предложением познакомиться, а затем начинается обмен эсэмэсками. Цель мошенников – вынудить человека послать как можно больше ответов. При этом он и не подозревает, что стоимость сообщения значительно отличается от обычной цены эсэмэски. Естественно, в большую сторону. Стоит ли говорить, что на другом конце их получает не обворожительная юная блондинка (скорее всего, именно такую фотографию пришлет «желающая познакомиться девушка»), а опытный мошенник, на счёт которого перетекают ваши средства.

«Праздничный развод»

Современные телефоны давно перестали быть просто средствами связи. Большинство петербуржцев прямо на экране мобильника проверяют электронную почту, смотрят фильмы, играют в игры или просто скачивают понравившиеся изображения из интернета. И мошенники этим с удовольствием пользуются.

– Сами сотовые операторы, как правило, ограничиваются только предоставлением услуг связи, а так называемым «контентом» (игры, программы или ролики) занимаются небольшие провайдеры, – рассказывает собеседник «НВ». – Абоненту предлагается за небольшую плату воспользоваться акционным предложением. Например, получить доступ к коллекции фильмов или возможности читать чужие SMS. Море удовольствия по смешной цене! Но в дополнение к SMS с заявкой на услугу еще требуется набрать код для ее активации. Сюрприз: этот код принадлежит провайдеру платной связи где-нибудь в Океании. И пользователя ждёт счёт с большим количеством нулей за международные переговоры. Самое страшное, что в этом случае действительно придётся платить, ведь доказать, что вас надули, нереально.

Подобная схема используется и в том случае, когда на телефон приходит сообщение о якобы отправленной открытке. Чтобы посмотреть её и пожелания абоненту от друзей, нужно перейти по приведённой ниже ссылке.

– 1 января мне прислали с неизвестного номера ссылку на открытку с подписью «от Лены», – рассказывает менеджер одного из крупных магазинов Алла Смехова. – Лена – это моя дочь, поэтому я с радостью открыла эту ссылку. Загрузка шла очень долго, но никакой картинки я не увидела. Со счёта списали 350 рублей. Дочь потом очень удивилась, она никакой открытки не посылала.

– Мошенники придумывают новые схемы обмана практически каждую неделю, – говорит оперативник. – Только в Петербурге ежемесячно в их карманы со счетов горожан уплывают десятки миллионов рублей. Уберечься от них можно только одним способом – быть предельно внимательным и осторожным. Не стесняйтесь позвонить в справочную службу оператора, чтобы выяснить, сколько будет стоить предлагаемая услуга. Сотрудники колл-центров обязательно помогут разобраться. Мы же со своей стороны тоже пытаемся вывести мошенников на чистую воду, но не всегда это, к сожалению, удаётся. Ещё раз подчеркну – в большинстве случаев абонент самостоятельно соглашается на предложенные киберпреступниками условия, так что потом требовать вернуть деньги назад бесполезно.

– Для борьбы с недобросовестной работой контент-провайдеров наша компания разработала и внедрила услугу «Инфоконтент», позволяющую абонентам бесплатно получать информацию о стоимости контента по коротким SMS и MMS-номерам, – сообщила официальный представитель одной из крупных сотовых компаний Вероника Бялковская. – Также создана схема применения штрафных санкций к ним, в соответствии с которой обоснованные письменные жалобы абонентов напрямую влияют на уровень доходов контент-провайдеров по коротким номерам. Если номер признается мошенническим, он закрывается, а его владелец попадает в чёрный список без возможности дальнейшей регистрации новых номеров.

Операторы уверяют, что и они в меру возможностей борются с мошенниками. Так, например, в одной из крупных сотовых компаний существует специальный отдел, занимающийся этими вопросами. В прошлом году по его требованию заблокировали более 700 префиксов на коротких номерах, используемых преступниками. Но количество пострадавших от их действий, даже несмотря на это, уменьшается слишком медленно.

«Срочно положи деньги на этот номер»

– Ещё недавно самым популярным «разводом» у «мобильных воров» была схема под названием «родственник в беде», – рассказал источник в отделе «К» (эта структура занимается противодействием киберпреступности) ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. – Всё очень просто – на телефон абонента поступает SMS-сообщение примерно такого содержания: «Я в больнице, деньги кончились, положи 100 (200, 500) рублей на этот номер, я перезвоню». Наиболее наглые мошенники звонили горожанам с такими же просьбами. Примерно 30 процентов граждан действительно клали деньги на указанный номер. Ещё один вариант – ночью раздается звонок, и человек, представляющийся сотрудником полиции или автоинспекции, рассказывает, что ваш родственник (чаще всего сын или внук) попал в беду – сбил насмерть человека или попался на продаже наркотиков. И эти лжеполицейские, мол, предлагают вернуть ему свободу за определённую сумму. Деньги требуют передать в максимально короткие сроки в указанном месте. Это делается для того, чтобы у жертв мошенничества не было времени обратиться в настоящую полицию. А потом с утра выясняется, что «задержанный» мирно спал всю ночь дома, но денег-то уже не вернешь!

По словам оперативника, сейчас об этой схеме не знает только житель необитаемого острова, но на удочку к ушлым «мобильным бандитам» все равно попадается минимум один из двадцати абонентов. В основном это женщины пенсионного возраста. Ради благополучия близких они готовы расстаться со всеми накоплениями, ценностями и украшениями.

– Данный способ мошенничества уже устарел, к тому же он грозит преступникам реальным тюремным сроком, так как в случае поимки их вину несложно доказать, – продолжает собеседник «НВ». – Поэтому мобильные вымогатели придумали немало схем, по которым их очень сложно (а иногда и невозможно) привлечь к ответственности.

Получил новый рецепт? Плати!

–Впреддверии новогодних праздников особое распространение получила схема, когда со счёта абонента списываются средства за рассылку рекламы, – рассказывает оперативник. – Человек получает сообщения и даже не догадывается, что он платит за них. Сервис может быть любым: кулинарные рецепты (они наиболее популярны в праздничные дни), новые диеты, результаты спортивных соревнований. Чаще всего это очень дорогие услуги, а отписаться от них просто так невозможно. Для этого нужно идти в офис сотовой компании, писать заявление, и только после этого оператор отключит рассылку. Но деньги вам никто, конечно, не вернёт.

– Я просматривала страницы в Сети, посвящённые кулинарии, и натолкнулась на один портал, где предлагали присылать новые рецепты на телефон по мере их поступления в базу сайта, – рассказывает петербурженка Ольга Светлова. – Для регистрации предложили ввести номер телефона, на который прислали код. Я его ввела без опасений, ведь на сайте везде указывалось, что сервис абсолютно бесплатный.

На самом деле, как объяснил эксперт, введя код, Ольга фактически собственноручно согласилась платить за присылаемую информацию. В итоге за два дня она потеряла около 500 рублей и, только обратившись в офис оператора мобильной связи, смогла отписаться от дорогостоящих секретов вкусного обеда. Кстати, очень часто мошенники предлагают заранее отказаться от спам-рассылки и для этого отправить кодовое слово STOP на такой-то короткий номер. Сообщения вам действительно приходить перестанут. Но и денег на счете заметно убавится.

«Отпишись от услуги, чтобы… платить»

Второго января петербурженка Ирина получила на свой телефон странное сообщение. Мобильный оператор сообщил, что девушка подключена к услуге платных рассылок и каждый день с её счёта станут снимать по 20 рублей.

– Для отписки от услуги предложили ввести короткий номер, – рассказывает Ирина. – Меня это не насторожило, однажды при мне сотрудник салона сотовой связи вводила примерно такой же номер для того, чтобы отключить абоненту услугу подписки.

Девушка ввела предложенный номер, но деньги со счёта всё равно продолжали регулярно списываться. Только придя в салон оператора, она узнала, что номер всего на одну цифру отличался от настоящего. Набрав его, Ирина подтвердила готовность платить, и деньги уже не вернешь.

– 40 рублей – небольшая сумма, – говорит петербурженка. – Но я заметила их исчезновение быстро, а кто-то не такой внимательный может лишиться не одной тысячи рублей, попавшись на удочку мошенников!

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.