«В пустое поле инвестор не придёт»
Карелия готовится к экономическому рывку ради улучшения жизни рядовых граждан
Карелия готовится к экономическому рывку ради улучшения жизни рядовых граждан
Власти Карелии намерены сделать находящуюся в упадке республику модернизационной площадкой, кардинально изменив подходы к развитию экономики и социальной сферы. Одним из ключевых направлений для достижения этой цели является создание привлекательных для инвесторов условий. Поэтому в новой концепции развития региона этому уделено особое внимание.
В своё время разные руководители региона любили повторять: карельская экономика стоит на трёх китах. Это лесопромышленный комплекс, горная металлургия и земельные ресурсы. Но шли годы, и становилось всё более очевидно: что-то с этими китами не так.
Республика всё глубже залезала в долги и зависимость от дотаций из федерального бюджета. Предприятия лесной отрасли демонстрировали убытки, гнали за рубеж сырьё, а новых высокотехнологичных производств по переработке древесины практически не появлялось. С использованием земли вообще беда: серые схемы распределения участков если и обогащали, то явно не муниципальные бюджеты, которые оставались нищими. Причём даже в таких районах, как Приладожье, где земля буквально «золотая». Время от времени в муниципалитетах вскипали коррупционные скандалы, каких-то чиновников снимали, каких-то даже сажали… Но принципиально ситуация не менялась.
Вступивший в должность главы Карелии в мае этого года Александр Худилайнен, проанализировав доставшееся ему наследство, выступил с достаточно резким заявлением: экономическая база, которой регион жил последние десятилетия, практически исчерпана. В сжатые сроки новая правительственная команда подготовила свою концепцию социально-экономического развития республики. Власти постарались организовать её всестороннее общественное обсуждение, привлекли к нему и бизнес-сообщество, и учёных-экспертов. Поступило около двухсот предложений, и многие были внесены в документ, который недавно утвердил карельский парламент.
Причём в региональном правительстве уверены, что в каких-то отраслях для успешного их развития достаточно навести элементарный порядок. В частности, в тех же земельных отношениях, где требуется волевое политическое решение. Что и было сделано: арендные ставки за землю, которая предоставляется без аукционов (читай, фактически раздаётся бесплатно особо приближённым к местным чиновникам предпринимателям), были повышены в тысячу раз. Споры это постановление вызвало горячие, но иначе спекуляцию землёй не остановить, убеждены в республике. Кстати, только за первую половину 2012 года без аукционов было предоставлено 499 участков площадью 76 гектаров, которые принесли государству лишь 890 тысяч рублей. Если бы эти земли были отданы в аренду через торги, то местный бюджет, по оценке правительства Карелии, получил бы 100 миллионов рублей.
– В Ленинградской области доходы от аренды земли в бюджет составляют 4 миллиарда рублей в год. В Карелии – лишь 200 миллионов, хотя участков в аренде находится больше, – отмечает министр юстиции региона Константин Этингоф.
В то же время в других сферах экономики только лишь наведением порядка не обойтись, нужна серьёзная модернизация. А она, в свою очередь, потребует немалых вложений. Соответственно, возникает вопрос: как сделать республику более привлекательной для инвесторов? Задача действительно глобальная, ибо долгие годы инвестиционная политика строилась по принципу «Карелия для карелов» – не в национальном смысле, конечно, а в том плане, что привечались в основном местные предприниматели. Это называлось опорой на собственные силы, но ожидания, что таким образом можно добиться серьёзных подвижек в развитии отраслей, не оправдались.
Поэтому в новой концепции социально-экономического развития немало внимания уделено поддержке инвесторов. Этот блок проработан тщательно: для желающих вкладываться в экономику предусмотрен целый ряд льгот, от налоговых до доступа к инфраструктуре, и госгарантий по кредитам. Причём все эти меры уже подкреплены законопроектом об инвестиционной деятельности, который направлен в карельский парламент.
Одно из ноу-хау Карелии – приоритетные инвестиционные проекты. То есть те, которые будут отвечать одному из трёх условий. Первое: если объём инвестиций составляет не менее 3 процентов от объёма доходов консолидированного бюджета республики. Второе: если реализация инвестиционного проекта осуществляется по приоритетному направлению экономики. Третье: если проект обеспечит создание новых рабочих мест, причём не менее 3 процентов от числа местных жителей в населённом пункте.
Впрочем, ограничиваться лишь законодательной поддержкой региональные власти не собираются. Упор делается ещё и на развитие инфраструктуры – транспортной и энергетической. Сейчас в Карелии реализуется масштабный проект по восстановлению малых ГЭС, оставшихся ещё с тех времён, когда часть территории входила в состав Финляндии. В планах – строительство мощного источника электроэнергии, который очень нужен республике, закупающей до 40 процентов электроэнергии.
– В пустое поле инвестор не придёт. И в данном случае в концепции совершенно объективно и правильно ставится задача подготовить инвестиционные площадки, – уверен декан факультета прикладных коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, профессор, доктор экономических и политических наук Сергей Большаков. – Для этого необходимо провести аудит региональной и муниципальной собственности, определить, насколько эффективно используются земельные участки. Посмотреть инфраструктурные ограничения: есть ли дорога, водоканал, тепло, есть ли электроэнергетические мощности.
Повышение транспортной доступности региона – это ещё одна задача нынешней команды. Здесь дело ощутимо двигается. Когда несколько месяцев назад Александр Худилайнен заявил о возможности организации железнодорожного сообщения с Финляндией, многие сочли эти слова благими пожеланиями или отдалёнными планами. Но уже в сентябре в Петрозаводске прошло большое совещание с участием руководства ОАО «РЖД» и финского концерна VR-group. А 28 декабря уже прошёл пробный рейс Петрозаводск – Йоэнсуу.
Кроме того, в этом году Карелия планирует восстановить прерванное авиасообщение с Хельсинки и запустить скоростной поезд в Петербург. Ну и, конечно, большое внимание уделяется реконструкции автотрасс до границы и пунктов пропуска. Готовятся обоснования для придания международного статуса автомобильной дороге от Сортавалы до Вяртсиля. Но самый масштабный проект в этом отношении – строительство нового международного автомобильного пункта пропуска «Сювяоро – Париккала».
Здесь, конечно, не обойтись без поддержки федерального центра. Об этом Александр Худилайнен говорил на недавней встрече с президентом Владимиром Путиным. Предложение обратило на себя внимание: на состоявшемся вслед за беседой в Ново-Огарёво Лесном саммите в Хельсинки эту тему поднял премьер-министр России Дмитрий Медведев. Он заявил, что в такие инфраструктурные проекты, как сообщение Оулу – Костомукша и Йоэнсуу – Петрозаводск, стоит вкладывать средства. Премьер также сообщил, что уже дал ведомству «Росграница» поручение решать проблему с пограничными пунктами и оснащением их по современным стандартам.
Сергей Большаков также полагает, что на данном этапе республике важно выстроить отношения с федеральным центром и реализовывать задуманные проекты на условиях софинансирования. Кроме того, верным он считает и курс на укрепление взаимоотношений с соседней страной.
В Финляндии, кстати, стремление Карелии к открытости уже оценили. В сентябре Александр Худилайнен обсуждал новую инвестиционную политику на встрече с президентом Саули Ниинистё.
– Мы приветствуем инициативы, которые могут сделать границу между Карелией и Финляндией более прозрачной, и тщательно изучим эти предложения, – отметил тогда министр по делам ЕС и внешней торговли Финляндии Александр Стубб.
Финский бизнес между тем уже сейчас заинтересовался предложениями карельской стороны. После презентации экономического потенциала в Хельсинки восемь крупных компаний заявили о готовности открыть в регионе новые производства. Сотрудничать финны хотят в самых разных областях – от традиционного лесного комплекса до энергетики, строительства дорог, рыбопереработки.
Кстати, Сергей Большаков указывает и на зависимость экономического результата от информационной и имиджевой стратегии региона.
– Карелия – это бренд: карельские ягоды, лес, берёза. Есть сформированный имидж, позиционирование республики в общероссийском и международном масштабе. Карелию знают как экологически чистый регион. Этим надо пользоваться и активнее продвигать этот бренд, – поясняет он.
Кроме того, успешная реализация концепции зависит от усилий не только власти, но и всего общества, подчёркивают эксперты. И в этом смысле её можно считать не просто планом действий на пятилетку, но политическим и идеологическим посланием бизнесу, рынку труда и всему населению республики.
между тем…
«Монореспублике» нужна диверсификация
Цель региональных властей – добиться, чтобы вложения работали на диверсификацию экономики, которая сегодня зависит от нескольких крупных предприятий. Александр Худилайнен справедливо называет регион «монореспубликой». События последнего времени, например уход крупнейшего донора республиканской казны, горнообогатительного комбината в Костомукше с перерегистрацией в Вологодской области, показали, насколько опасна такая зависимость. Выяснилось, что, если в республике не появится новых производственных мощностей, закрыть возникающую дыру в бюджете в 2,6 миллиарда рублей регион не сможет.
Поэтому сегодня правительство Худилайнена делает ставку на такие новые проекты, как, к примеру, освоение богатейших месторождений редкоземельных металлов в Пудожском районе. Или строительство глубоководного морского порта в Беломорске.
– Интересный проект. Он позволяет обеспечить выход к Северному морскому пути, а это чрезвычайно важно. Это даёт возможность получить серьёзные дивиденды в будущем. А проект строительства порта не только обеспечивает доступ к богатствам Арктики, но и задаёт новую планку. Отдельные задачи, определённые концепцией, таким образом, вписываются в планы стратегического развития страны, – считает доктор экономических наук Григорий Двас.
Впрочем, в традиционном лесном секторе тоже есть возможности для модернизации. Рослесхоз предлагает Карелии стать территорией для пилотного проекта по применению скандинавских технологий освоения лесов.
– Здесь мы рассчитываем использовать опыт Финляндии, где эффективность лесного хозяйства выше в несколько раз, а тип лесов практически повторяет карельский, – поясняет глава Федерального агентства лесного хозяйства Виктор Масляков.
прямая речь
Александр Худилайнен, глава Карелии:
– Приступая к исполнению обязанностей главы республики, я поставил перед собой две задачи: принять неотложные меры по поддержанию жизнедеятельности региона и разработать систему мер по улучшению качества жизни людей в ближайшие пять лет.
Первый этап – концепция социально-экономического развития республики. В её разработке мы исходили из обоснованности наших проектов с точки зрения реального потенциала республики. На следующем этапе мы намерены детализировать наши планы по отраслям и наладить механизмы их выполнения. Но вместе с тем мы понимаем, что концепция – это не догма, а документ, который может с течением времени меняться и дополняться новыми проектами, которые подскажет жизнь.
Хочу отметить, что воплощение идей, заложенных в концепции, – это улучшение качества жизни людей. Причём такое улучшение, которое подтверждалось бы наглядно. Все наши усилия направлены на то, чтобы Карелия стала привлекательным регионом для жизни, работы, учёбы и отдыха не только на Северо-Западе, но и во всей России.
Валентин Чмиль, министр экономического развития РК, руководитель группы по подготовке концепции социально-экономического развития Республики Карелия:
– Я видел свою задачу в том, чтобы политический по сути документ – региональная концепция социально-экономического развития на пять лет – был всесторонне продуман экономистами, но прежде всего – опытными хозяйственниками.
После принятия концепции законодательной властью республики, то есть превращения этого документа в закон, моя задача состоит в следующем: во-первых, как главный координатор социально-экономической работы, я обязан распространить режим закона на производные ведомственные решения, не забывая, что жизнь лукавее самого дальновидного мудреца. Во-вторых, нам необходимо обеспечить такой уровень профессионализма и креативности исполнителей, который позволил бы двигаться по всем направлениям, ибо сбой-отставание на одном из них будет тормозить комплексную работу как таковую. А это как при езде на велосипеде: если остановился, то упал. В-третьих, суть дела: по первому слову, заложенному в название концепции, она – социальная. Особенностью не только Карелии является не абстрактный результат экономической, инновационной, инвестиционной или иной деятельности, пусть даже сверхполезной для республики. Нам необходимо, чтобы каждое управленческое решение улучшало бытие наших сограждан. И чтобы каждый из них, в свою очередь, это почувствовал на своей жизни.
Григорий Двас, экс-вице-губернатор Ленинградской области, профессор кафедры региональной экономики и природопользования Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, доктор экономических наук:
– Разработанную концепцию можно оценить как в полной мере соответствующий современным «стандартам качества» стратегический документ, задающий направления развития республики. Выполнена самая сложная часть работы – обоснование этих направлений, а их наполнение подлежит раскрытию в постоянно детализируемых отраслевых планах. В этом смысле разработчики карельской концепции проделали важную методологическую работу, достойную внимания специалистов из других регионов России.
Авторы концепции применили динамическую модель развития экономики, предусматривающую как ожидаемые изменения отраслевой структуры экономики Карелии, так и внутриотраслевые процессы. Считаю это верным решением, так как такой документ должен быть гибким и иметь возможность отражать реальные потребности развития субъекта в определённый промежуток времени. В концепции приведен SWOT-анализ на макроэкономическом уровне, который не так часто применяется при выработке стратегии развития региона. Впрочем, надо ещё провести подобный анализ в разрезе каждого муниципального образования. Что ожидать жителям того или иного района Карелии от реализации концепции? Как на них скажутся происходящие изменения? Вот на эти вопросы также стоит найти ответы.