Императрица в опасности

Монументальный памятник Елизавете разрушается из-за бездействия чиновников и алчности предпринимателей

Монументальный памятник Елизавете разрушается из-за бездействия чиновников и алчности предпринимателей

Тенденциозный проект установки в самом западном муниципалитете страны – городе Балтийске – памятника императрице Елизавете Петровне грозит обернуться международным конфузом. Благодаря амбициям местных чиновников 16-тонная статуя оказалась практически бесхозной, специалисты не имеют возможности провести необходимые профилактические и реставрационные работы, и в обозримом будущем она может запросто рухнуть со своего пьедестала, причём на головы туристов. 

– Сегодня мы просто не имеем возможности следить за состоянием памятника в Балтийске, – говорит главный хранитель Музея Мирового океана Ирина Бойкина. – О чём уведомили Министерство культуры России. И дело здесь в первую очередь не в деньгах, а в нездоровых амбициях со стороны целого ряда лиц. Жаль, если статую императрицы придётся перевозить в иное место.

С главным хранителем  наверняка согласятся большинство калининградцев и особенно балтийцев, ведь скульптура гордой дочери Петра уже снискала славу одной из главных достопримечательностей западной губернии.

Уже на протяжении нескольких лет суда, входящие в Калининградский залив, встречает гордая особа. Величественная всадница, устремив свой царственный взор в сторону Запада, сразу даёт понять всем сомневающимся: здесь начинается земля русская. Только вот многие нынешние порядки в современной России вряд ли пришлись по душе самой Елизавете Петровне.

С финансированием проекта создания памятника в 1999 году и  с распределением ролей определились на самом высоком уровне. Тогда было решено, что скульптор Георгий Франгулян создаёт целостный проект композиции и занимается статуей, а местный предприниматель и депутат областной думы Фёдор Ярошевич  организует строительство постамента в виде крестообразного каменного форта. По замыслу идеологов весь проект должен был быть реализован на частные пожертвования. Впрочем, судя по анализу счетов, деньги на строительство форта «Елизаветинский» приходили преимущественно от бюджетных и государственных организаций.

Но когда статуя была готова и мастер привёз её в Калининград, чтобы установить на постамент, выяснилось, что форт был возведён с грубейшими искажениями авторского права. Попытка Георгия Франгуляна обязать Фёдора Ярошевича исполнить обязательства потерпела фиаско. 

Скульптор обиделся и уехал в столицу, заявив, что ни при каких обстоятельствах не подпишет акт приёмки работ. Своё слово он сдержал, однако спустя полтора года в 2004 году  комплекс – памятник и постамент – каким-то чудесным способом был сдан в эксплуатацию, а обязательства по сохранности за объектом культурного значения из столицы были закреплены за Музеем Мирового океана.

Теперь уже со своеобразным характером строителя постамента вплотную столкнулись и музейщики. Несмотря на то что форт создавался за казённый счёт, по бумагам сооружение является частным. Объяснить, как  такое произошло, местные власти не могут. Но Ярошевич, тогда уже ставший мэром Балтийска, сообщил, что никакой выставочной экспозиции в постаменте открывать не планирует, организовав рядом с памятником заурядную пивнушку под управлением собственной супруги, а в самом форте – склад для своей ресторации.  

– Так как никаких удобств в этой точке общепита  не было, то посетители ходили по нужде прямо за памятник, – вспоминает  местный житель Сергей Свиридов. – Сейчас все говорят о коррупции.  Может, стоит проверить и наш памятник? Ведь на форт, судя по официальным данным, перечислено порядка 37 миллионов бюджетных рублей. Почему же он фактически оказался в собственности одной отдельно взятой семьи?

Организовав прибыльное дело, семья Ярошевичей  не допускала внутрь форта сотрудников музея. А когда однажды всё-таки после долгих переговоров специалистам удалось добиться осмотра состояния опорных балок, то  вывод оказался неутешительным: большая часть металлических конструкций  подвержена прогрессирующей коррозии. 

– Руководство музея обратилось в суд с требованием беспрепятственного доступа в форт для проведения необходимых реставрационных мероприятий, – вспоминает Ирина Бойкина. – Можно же сколь угодно долго стирать с поверхности памятника различные надписи, убирать вокруг мусор, как мы это и делали, но однажды 16-тонная статуя просто провалится. В 2009 году суды завершились нашей победой, однако частная компания по-прежнему откровенно игнорировала судебные решения.

К тому времени власть в Балтийске сменилась, что обозначило для многострадальной императрицы только одно послабление. Ярошевичи вынуждены были закрыть кабачок «У Елизаветы», однако допускать музейщиков внутрь форта по-прежнему никто не собирался.  Более того, обиженная семья предложила самостоятельно осуществлять надзор за техническим состоянием объекта. Всего за 50 тысяч рублей в месяц. Плюс затраты непосредственно на реставрационные работы.  

Связаться и выяснить по тупиковому вопросу нынешнюю позицию владельцев постамента, на которых в унисон жалуются все причастные к памятнику императрицы, не представилось возможным. Звонки на мобильные и офисные телефоны не дали возможности пообщаться с владельцами компании. 

Между тем отчаявшееся руководство музея обратилось в мэрию Балтийска с вполне очевидной просьбой: примите городскую достопримечательность на баланс и как-то урезоньте амбиции владельца форта. И в 2010 году за подписью 

и. о. главы района Ирины Алексеевой был получен ответ: готовы принять и поддерживать скульптуру в надлежащем состоянии. 

– Однако когда дошло до дела, мэрия выставила целый ряд трудноисполнимых условий, – констатирует главный хранитель. – Сегодня мы на полном основании думаем о переносе памятника в другое место, например в город Пионерский.

Как пояснили в коридорах балтийской власти, содержание памятника стоит средств, которых в местном бюджете не хватает на куда более актуальные нужды. А пока в правительстве области готовится очередное совещание по поводу судьбы царственной всадницы, сегодня уже всем понятно, что полезный и политически важный проект переживает откровенно бюрократический кризис. Однако даже трудно представить, какую горькую иронию вызовет ситуация, если бронзовой российской императрице придётся отправиться в странствия по бывшей Восточной Пруссии.

прямая речь

Римма Сагаева, мэр города Пионерский:

– Считаю большой ошибкой предложения о переносе памятника с места изначальной установки. Не хочется даже думать, что недальновидные чиновничьи игры обернутся таким  фарсом. Нас попросту не поймут ни потомки, ни соседи. Но если руководству Музея Мирового океана так и не удастся договориться с властями Балтийска, мы готовы достойно разместить памятник Елизавете Петровне в нашем городе. 

из истории вопроса

Почему выбор пал на Елизавету Петровну?

Идея установки памятника Елизавете Петровне в западной губернии родилась в столице ещё в конце 90-х, когда разговоры о скором отторжении Калининграда в определённых кругах воспринимались вполне серьёзно. Ведь в эпоху правления этой русской царицы Восточная Пруссия как никогда была близка к России. 

– Именно при этой императрице в результате Семилетней войны Восточная Пруссия стала российской провинцией, и местные жители присягнули в 1758 году на верность российской короне, – поясняет кандидат исторических наук Сергей Якимов. – Среди новых граждан империи был и гений философии Иммануил Кант. Кстати, первым губернатором провинции был Василий Суворов, отец великого полководца. Увы, спустя четыре года императрица умерла от хронической болезни и её сменил Пётр III, отдавший практически все территории проигравшему войну Фридриху.

Учитывая важную политическую подоплёку, грандиозный проект в 1999 году взяло под опеку Министерство культуры России. Кстати, в качестве логического продолжения скульптурного комплекса непосредственно в постаменте памятника планировалось открыть историческую экспозицию «Русские на Балтике».  

В прессе неоднократно озвучивалась значимость установки столь политически важного памятника. Официальные лица заявляли: не исключено, что сразу после возведения царственная статуя перекочует на одну из отечественных банкнот. 

В выборе авторы монумента остановились на скульпторе Георгии Франгуляне. Художник обшарил все уголки западной губернии и определился с несколькими вероятными местами установки будущего памятника. После долгих и жарких споров выбор пал на Балтийск. Всё-таки это – морские ворота в Калининград, самый западный город страны, который в итоге оказался таким негостеприимным.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.