Что мы натворили!
Открытая в ЦВЗ «Манеж» ежегодная выставка «Петербург. 20-летие» подводит итоги своей работы со времени основания. И оказываются они, к сожалению, неутешительными
Открытая в ЦВЗ «Манеж» ежегодная выставка «Петербург. 20-летие» подводит итоги своей работы со времени основания. И оказываются они, к сожалению, неутешительными
«Петербург» – таково логичное и бесхитростное название крупнейшего форума современного искусства, созданного петербургскими авторами. Всего с 1993 года по 2012-й в нём, по подсчётам кураторов, приняли участие более двух с половиной тысяч человек.
Конечно, столько живописцев, графиков, скульпторов и фотографов мирового уровня в отдельно взятом городе в упомянутые 20 лет оказаться не могло, но всё же каждый старался привнести в историю развития петербургского искусства что-то своё – сюжет ли, технику, философию... Казалось бы, выбор у организаторов был необъятный, как и сама тема. Но, к сожалению, то богатство, которое выставил «Манеж», золотыми красками не сверкает. Скорее, наоборот, удивляет «петербургскостью» в худшем понимании этого слова – серостью, мрачностью, тускло-болотными красками и достоевскими лицами персонажей на коммунальных кухнях, которых никакому Раскольникову было бы не жалко. Да вот только трогать их незачем.
Конечно, такое описание можно отнести далеко не ко всему представленному на двух этажах «Манежа». Начинается выставка, напротив, «за здравие»: на первом этаже посетителя с размаху «бьёт в глаз» ярко-красная пара стоящих по диагонали друг от друга объектов – «Пожарный щит» Даниила Каминкера и «Купание красного осла» Александра Позина. С ними перекликается установленный на дальнем конце этажа объект Игоря Баскина «Орудие», представляющий собой столь же ярко-красный компьютерный монитор с врубленным в него топором (кажется, Раскольников сюда всё же заходил)…
Ну а если серьёзно, «стартовая» площадка настраивает посетителя на то, чтобы размышлять о течении времени, о человеческой психологии (полотно Дмитрия Алексеева Libido und Mortido, изображающее девушку и пожилую женщину) или об уникальности восприятия мира творческой натурой («родившийся» из грубых брёвен «Мамонт» Даниила Каминкера, собранные из камней гранита женский портрет и автопортрет Льва Сморгона)… А ещё – об обществе потребления («Мальчик» Николая Васильева, сидящий в окружении рекламы и укоризненно глядящий на публику), различии и гармонии мужского и женского начал (портреты авторства Геннадия Зубкова).
Однако дальнейшего развития заданный настрой не получает. В наступающем обилии серо-бурых тонов и нечётких образов, вполне возможно, теряются действительно интересные работы – однако в таком контексте им привлечь внимание не удаётся. «Просыпаешься» заново только в двух мини-залах фотографа Юрия Молодковца, представившего две интересные серии – «Рождество 2001» (фотографии трогательных благодарственных надписей, сделанных молодыми отцами на стене напротив роддома) и The best of fine art (репортаж из Таиланда, где местные художники, своеобразно копирующие мировые шедевры, запечатлены на фоне своих галерей-гаражей). Кроме того, нельзя не заинтересоваться причудливыми узорами, которые формируют архитектурные детали при своём многократном повторении на работах Андрея Чежина.
Смелее и неакадемичнее выглядят работы, представленные на втором этаже. Однако «открытия» и здесь не происходит. И зритель, ухмыльнувшись поп-корну в телевизоре (объект арт-группы REPA) и «Пыли» Петра Белого (кусок резины, висящий на стене), направляется восвояси навстречу своей суровой реальности. Напутствием ему служит живописная «Протечка» (автор Полина Заславская) с нанесённым на полотно комментарием «Кровля пробита ломом. Зима 2010. Обещанный УК ремонт не был произведён» и «Относительная влажность города» Дмитрия Барабанщикова с видом на утопающие в талом снегу Дворцовый проезд и Адмиралтейский проспект.
На такой безрадостной ноте («Не рассветает!» – прокомментировали выставку некоторые посетители, и сотрудницы зала были с ними солидарны) «Петербург» заканчивает этап своей жизни. Теперь в проведении выставки запланирован перерыв (в сентябре «Манеж» закроется на ремонт на год и два месяца), но уже ясно, что после него она возобновит работу. Во всяком случае, вице-губернатор Василий Кичеджи заявил, что «не возьмёт на себя ответственности называть эту выставку последней, завершающей проект». А значит, «Петербург» отдохнёт – и будет продолжаться. И, надеемся, из предыдущих 20 лет жизни вынесет лучшее.