Быстрее, выше, комфортнее

Пассажиры поездов дальнего следования вскоре получат возможность путешествовать с удобствами в двухэтажных вагонах

 

Пассажиры поездов дальнего следования вскоре получат возможность путешествовать с удобствами в двухэтажных вагона

ОАО «РЖД» объявило о намерениях в ближайшие три года серьёзно обновить парк вагонов, курсирующих как на внутренних, так и на международных линиях. Корреспондент «НВ» одним из первых оценил качество и удобство современного подвижного состава.

В первую очередь серьёзное обновление ждёт поезда, отправляющиеся из России в европейские города. Требования к вагонам в нашей стране и в Европе достаточно сильно разнятся. И дело не только в пресловутой ширине колеи, то есть расстоянии между рельсами (1520 миллиметров у нас и 1435 миллиметров – за границей). На европейских железных дорогах используется габарит RIC, который серьёзно отличается от стандартных российских купейных вагонов по высоте и оборудованию (например, в каждом купе обязательно должен быть умывальник).

До недавнего времени в Париж или Вену отправлялись поезда с привычными для жителей зарубежья трёхместными купе, где полки располагаются с одной стороны друг над другом. Одну ночь в таких условиях ещё можно перетерпеть. Но во время длительного пути, например из Петербурга в Рим, удовольствия от поездки вы точно не получите.

– Мы регулярно получали от пассажиров жалобы на неудобства, – сообщил начальник отдела нового подвижного состава Федеральной пассажирской компании (дочерняя структура ОАО «РЖД», в ведении которой находятся все железнодорожные пассажирские вагоны) Владимир Покровский. – Особое недовольство высказывали те, кому доставалась средняя полка, между ней и верхней полкой расстояние – всего-то 60 сантиметров.

В современных вагонах габарита RIC в купе могут разместиться четыре человека, а полки расположены так же, как и в обычных наших поездах, – по две с каждой стороны. Корреспондент «НВ» лично убедился – в дороге пассажиру не придётся чувствовать себя некомфортно, расстояние между полками существенно увеличилось. Ещё из плюсов – специальная система, позволяющая обеспечить свободный выход на платформы любой высоты. Первые 30 таких вагонов, разработанных совместно с немецкими специалистами, поступили в Россию в декабре прошлого года. В 2013-м в Твери соберут по совместной технологии ещё 82 штуки. Всего же до конца 2014 года подрядчик передаст ФПК 200 вагонов, и почти половина комплектующих в них – отечественная продукция.

– Этого хватит, чтобы полностью закрыть необходимость в современных составах для международных перевозок, – отметил заместитель генерального директора ФПК Александр Мельников.

А уже через три года в Европу россияне смогут добираться на поездах «Тальго», соглашение о строительстве которых ФПК и испанский концерн Patentes подписали в июне прошлого года в рамках Петербургского международного экономического форума. Семь 20-вагонных составов испанцы по договору должны поставить в Россию к концу 2015 года. Как сообщили представители компании-перевозчика, эти поезда смогут развивать скорость до 200 километров в час, что позволит уменьшить время в пути. В 2014 году первый «Тальго» отправится из Москвы в Берлин.

Впрочем, большинство петербуржцев гораздо сильнее волнует, какие изменения к лучшему ждут внутренние железнодорожные линии. Здесь тоже есть чему порадоваться. В четверг в Петербурге показали новый двухэтажный вагон. Это первый для России подобный опыт, и разрабатывали его исключительно наши проектировщики.

Отличие от двухэтажных скоростных сидячих поездов, популярных в западноевропейских странах (в первую очередь – Германии, Франции, Швейцарии и Голландии), заметно сразу – в наших вагонах упор сделан на возможность пассажиру вытянуться в полный рост на полке и хорошенько выспаться. Для длительных поездок это немаловажно.

Этим преимуществом российские железнодорожники намерены воспользоваться уже нынешним летом. Первые двухэтажные поезда начнут курсировать на линии «Москва – Адлер» в начале июня. В сезон отпусков их также планируется запустить на всех наиболее популярных у россиян южных курортных направлениях. В перспективе пуск таких составов из Москвы в Финляндию и из Петербурга в Петрозаводск (правда, эти маршруты пока под вопросом).

– Мы заключили с ТВЗ договор о проектировании и сидячих двухэтажных вагонов, – продолжает Александр Мельников. – Их выгодно использовать на небольших расстояниях, так называемых межобластных линиях. Например, Петербург – Псков, Петербург – Новгород или Москва – Ярославль.

Сидячие поезда, по мнению экспертов, вообще имеют в России очень большие перспективы. Поэтому в ФПК предлагают комплектовать составы по принципу «поездов постоянного формирования» (ППФ). Их главное отличие в том, что состав на отдельное направление формируется в определённом количестве вагонов только один раз и в течение нескольких месяцев перевозит пассажиров в таком виде. При этом не приходится тратить время на прицепку или отцепку новых вагонов, а это, по словам экспертов, очень сильно снижает себестоимость перевозок. Как сообщили в ФПК, внедрение сидячих поездов постоянного формирования поможет не только удержать цены на билеты на нынешнем уровне, но и серьёзно уменьшить время в пути.

– Мы прекрасно понимаем, что сейчас за пассажира идёт мощная конкуренция, – сообщил Александр Мельников. – Поэтому надеемся привлечь клиентов удобством, скоростью и комфортом. Кроме того, постепенно внедряется и новая ценовая политика. Те, кто покупают билеты заранее, станут платить меньше тех, кто приобретает их за день-два до отправления поезда. Это нормальная практика, в европейских странах давно используют такую схему.

При этом в ФПК не боятся, что все свободные билеты ровно за 45 суток до отправления (за больший срок в России купить проездные документы нельзя) станут скупать спекулянты. Не секрет, что на наиболее популярные направления билеты, особенно в летний период, купить очень сложно, зато в различных агентствах вам предложат любые варианты, но по гораздо более высокой цене.

– Для покупки нужен паспорт, его данные вносятся в специальную базу, – сообщил Александр Мельников. – В случае необходимости можно быстро вычислить, кто и когда приобретает билеты.

Ещё один вариант для пассажира сэкономить на поездке – приобрести так называемый невозвратный билет. Его стоимость в среднем на треть ниже обычного, но и вернуть деньги, сдав в случае непредвиденных обстоятельств билет обратно в кассу, не получится. 

А вот информация о полном отказе на внутренних линиях от плацкартных вагонов, вызвавшая бурю эмоций у пассажиров в конце прошлого года, оказалась лишь слухами. Как пояснили в ФПК, отказываться от столь популярного в народе плацкарта никто пока не собирается. Вместе с этим пассажиров пытаются привлечь к поездкам в более дорогих вагонах с помощью дополнительных опций. Так, например, уже испытываются несколько вагонов, оборудованных беспроводным интернетом. 

Кстати, в плане формирования фирменных составов в ФПК тоже решили пойти по пути оптимизации. По заказу перевозчика специалисты московского научно-производственного предприятия «Циркон Сервис» разработали вагон «микс», состоящий из купе класса СВ и «люкс».

– Исследования показали, что в поездах, где есть и спальные, и люксовые вагоны, они полностью заполняются далеко не всегда, – рассказал руководитель направления НПП «Циркон Сервис» Евгений Семёнов. – Если использовать в таких составах вагоны «микс», можно очень серьёзно снизить издержки. Кроме того, себестоимость поездки снижается и за счёт использования новых экономичных материалов. Например, все светильники здесь – светодиодные, что позволяет экономить электричество. 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.