Смотрят в школе, смотрят в школе…

Министерство культуры обнародовало перечень из 100 отечественных кинофильмов, которые рекомендованы к изучению в 6–7-х классах

 

Министерство культуры обнародовало перечень из 100 отечественных кинофильмов, которые рекомендованы к изучению в 6–7-х классах

Стоит признаться: ведомство господина Мединского сработало достаточно оперативно, всего за несколько месяцев перейдя от инициативы Никиты Михалкова к реальным результатам. На совместной пресс-конференции два министра – культуры и науки и образования – радостно доложили о том, что вскоре все наши школьники будут страстно любить отечественное кино и вдумчиво его изучать. Однако при ближайшем рассмотрении «сотни киношедевров» возникает достаточное количество вопросов.

Автору этих строк уже доводилось писать о тех странностях, которые сопровождали появление самой идеи списка и принципов его формирования. Теперь список есть, а вопросов и сомнений меньше не стало.

Прежде всего вопрос: а судьи кто? Конечно, сотрудники ВГИКа, Университета кино и телевидения, Госфильмофонда – люди компетентные. Но очевидно – пристрастные. Так же как и те граждане нашей страны, которые принимали участие в интерактивном голосовании по данным спискам. В результате получилась странная смесь благих намерений показать лучшее из реальной истории отечественного кино. По сути дела, нынешний список есть зеркало вечных противоречий, сопровождающих развитие кинематографа как искусства и как индустрии.

В список вошли как фильмы «обязательной программы» (те, без которых невозможно представить развитие десятой музы: «Броненосец «Потёмкин» или «Летят журавли»), так и те, которые пользовались и пользуются бешеной популярностью как высокое развлечение, ставшее классикой (например, «Бриллиантовая рука»).

Пожалуй, главный вопрос к авторам списка: историю чего демонстрируют фильмы, которые в него включены? Как минимум треть выбранных фильмов – на историческую тему (естественно, доминирует Великая Отечественная война). Не многовато ли? Ведь речь, надо понимать, идёт об истории кино, а не об истории вообще. Для истории есть отдельный предмет.

Кроме того, данный курс планируется ввести для школьников 6–7-х классов. И тогда некоторые фильмы явно «забегают вперёд» с точки зрения своего содержания, касающегося конкретных исторических событий (революция, гражданская война, индустриализация и так далее). Проще говоря, при показе картины Глеба Панфилова «В огне брода нет» школьникам придётся дополнительно рассказывать о красных и белых. То же – и в случае знакомства с «Тихим Доном» Сергея Герасимова. Так как очевидно, что нынешнее поколение школьников представляет себе бурное начало прошлого века в основном по фильмам типа «Адмиралъ».

Аналогичная проблема возникнет у тех, кто будет преподавать сей предмет, и тогда, когда школьникам предстоит смотреть экранизации русской, советской и зарубежной классики. Чтение списка наводит на мысль о том, что за счёт кино организаторы школьного образования пытаются заткнуть некоторые прорехи как в программе по истории, так и в программе по литературе. Иначе зачем было включать в список сразу два фильма Кончаловского по русской классике («Дворянское гнездо» и «Дядя Ваня»). Или две чеховские экранизации Иосифа Хейфица («Дама с собачкой» и «Плохой хороший человек»)? Но как при таком подходе вне списка оказался, скажем, Иван Пырьев с его «Братьями Карамазовыми»?

Нет в списке и «Преступления и наказания» Льва Кулиджанова. Если это объяснить только тем, что данный роман Достоевского проходят в школе (мол, надо читать, а не смотреть), то почему в список попал тот же «Тихий дон»?

За счёт чего же можно было бы исправить перекосы в «списке ста»? Cомневаюсь, что российским школьникам надо «изучать» их любимые киносказки вроде «Морозко», которые умные дяди и тёти включили в список.

И всё же позволю высказаться более определённо. Отсутствие в списке ряда режиссёрских имён и соответствующих лент делает его явно неполным. Не обнаружены в списке фильмы Александра Сокурова, Алексея Балабанова, Сергея Овчарова, Алексея Учителя. Нет и явно знаковых картинн соответствующей эпохи вроде «Трёх дней Виктора Чернышова» или «Кин-дза-дза». Не говоря уже оскароносной ленте «Москва слезам не верит».

Советская же кинодокументалистика представлена только именами Дзиги Вертова («Человек с киноаппаратом») и Михаила Ромма («Обыкновенный фашизм»). А где же ленты Павла Когана, Михаила Литвякова, Юриса Подниекса, Герца Франка, Виктора Косаковского? Без них кинематографическая картина мира будет явно неполной. В списке самая «поздняя» картина датируется 1998 годом, то есть получается, что в течение последних 15 лет в России не было достойных для изучения картин.

Вопрос о том, кто будет учить школьников смотреть кино, остаётся также открытым, как и прежде. Неясно, как будет составляться список шедевров зарубежного кино, где большинство картин явно находится в зоне «18+».

И ещё: как будет организован процесс изучения и просмотра фильмов? Одно дело – книга: читаем дома – изучаем на уроках. А кино – искусство коллективного восприятия. Но только «Ёжика в тумане» можно уложить в один урок (мультфильм Юрия Норштейна идёт всего 20 минут). Для подавляющего большинства остальных киношедевров, даже если сдвоить уроки, времени всё равно не хватит. Я сам как педагог сталкивался с этой проблемой – когда посреди финальной сцены приходилось прерывать показ фильма, так как студентам надо было отправляться на следующую лекцию. Подобная ситуация никак не способствует адекватному восприятию шедевра.

…Мне очень хочется, чтобы наши подростки смотрели и знали наше кино. Однако, судя по списку и по тому, как он составлен, нам придётся изрядно потрудиться, чтобы наши мечты стали реальностью.

 

Список фильмов, рекомендованных Министерством культуры РФ для просмотра на факультативных занятиях в школах (в алфавитном порядке)

 

«А если это любовь?» – Ю. Райзман, 1961

«А зори здесь тихие...» – С. Ростоцкий, 1972

«Адмирал Нахимов» – В. Пудовкин, 1946

«Айболит-66» – Р. Быков, 1966

«Александр Невский» – С. Эйзенштейн, 1938

«Андрей Рублёв» – А. Тарковский, 1966

«Аэлита» – Я. Протазанов, 1924

«Баллада о солдате» – Г. Чухрай, 1959

«Бег» – А. Алов, В. Наумов, 1970

«Белеет парус одинокий» – В. Легошин, 1937

«Белое солнце пустыни» – В. Мотыль, 1969

«Белорусский вокзал» – А. Смирнов, 1970

«Берегись автомобиля» – Э. Рязанов, 1966

«Бесприданница» – Я. Протазанов, 1936

«Бриллиантовая рука» – Л. Гайдай, 1968

«Броненосец «Потёмкин» – С. Эйзенштейн, 1925

«В бой идут одни «старики» – Л. Быков, 1973

«В огне брода нет» – Г. Панфилов, 1968

«Весёлые ребята» – Г. Александров, 1934

«Внимание, черепаха!» – Р. Быков, 1969

«Война и мир» – С. Бондарчук, 1965–1967

«Волга-Волга» – Г. Александров, 1938

«Восхождение» – Л. Шепитько, 1976

«Гамлет» – Г. Козинцев, 1964

«Дама с собачкой» – И. Хейфиц, 1960

«Дворянское гнездо» – А. Кончаловский, 1969

«Девять дней одного года» – М. Ромм, 1961

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» – Э. Климов, 1964

«Доживём до понедельника» – С. Ростоцкий, 1968

«Друг мой, Колька!» – А. Салтыков, А. Митта, 1961

«Дядя Ваня» – А. Кончаловский, 1977

«Ёжик в тумане» – Ю. Норштейн, 1975

«Живые и мёртвые» – А. Столпер, 1963

«Застава Ильича» («Мне двадцать лет») – М. Хуциев, 1964

«Звезда» – А. Иванов, 1949

«Земля» – А. Довженко, 1930

«Зеркало» – А. Тарковский, 1974

«Золушка» – Н. Кошеверова, М. Шапиров, 1947

«Иван Грозный» (1–2 серии) – С. Эйзенштейн, 1944–1946

«Иваново детство» – А. Тарковский, 1962

«Иди и смотри» – Э. Климов, 1985

«Илья Муромец» – А. Птушко, 1956

«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» – А. Кончаловский, 1967

«Калина красная» – В. Шукшин, 1973

«Ключ без права передачи» – Д. Асанова, 1976

«Королевство кривых зеркал» – А. Роу, 1963

«Красные дьяволята» – И. Перестиани, 1923

«Крылья» – Л. Шепитько, 1966

«Курьер» – К. Шахназаров, 1986

«Летят журавли» – М. Калатозов, 1957

«Маленькая Вера» – В. Пичул, 1987

«Марья-искусница» – А. Роу, 1959

«Мать» – В. Пудовкин, 1926

«Машенька» – Ю. Райзман, 1942

«Месть кинематографического оператора» – 

В. Старевич, 1913

«Мечта» – М. Ромм, 1941

«Молодая гвардия» – С. Герасимов, 1948

«Монолог» – И. Авербах, 1972

«Морозко» – А. Роу, 1964

«Начало» – Г. Панфилов, 1970

«Не горюй!» – Г. Данелия, 1969

«Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» – Л. Кулешов, 1924

«Неоконченная пьеса для механического пианино» – Н. Михалков, 1976

«Несколько дней из жизни И.И. Обломова» – 

Н. Михалков, 1979

«Неуловимые мстители» – Э. Кеосаян, 1966

«Новый Гулливер» – А. Птушко, 1935

«Обыкновенный фашизм» – М. Ромм, 1966

«Они сражались за Родину» – С. Бондарчук, 1975

«Освобождение» – Ю. Озеров, 1972

«Охота на лис» – В. Абдрашитов, 1980

«Пацаны» – Д. Асанова, 1983

«Пётр Первый» – В. Петров, 1937

«Печки-лавочки» – В. Шукшин, 1972

«Пиковая дама» – Я. Протазанов, 1916

«Плохой хороший человек» – И. Хейфиц, 1973

«Подвиг разведчика» – Б. Барнет, 1947

«Покаяние» – Т. Абуладзе, 1984

«Подранки» – Н. Губенко, 1976

«Проверка на дорогах» – А. Герман, 1972

«Путёвка в жизнь» – Н. Экк, 1931

«Радуга» – М. Донской, 1943

«Республика ШКИД» – Г. Полока, 1966

«Семеро смелых» – С. Герасимов, 1936

«Смелые люди» – К. Юдин, 1950

«Стенька Разин» («Понизовая вольница») – 

В. Ромашков, 1908

«Сто дней после детства» – С. Соловьёв, 1975

«Собачье сердце» – В. Бортко, 1988

«Судьба человека» – С. Бондарчук, 1959

«Тихий Дон» – С. Герасимов, 1957–1958

«Утомлённые солнцем» – Н. Михалков, 1994

«Холодное лето пятьдесят третьего» – А. Прошкин, 1987

«Чапаев» – Г. Васильев, С. Васильев, 1934

«Человек с киноаппаратом» – Д. Вертов, 1929

«Чужие письма» – И. Авербах, 1975

«Чук и Гек» – И. Лукинский, 1953

«Чучело» – Р. Быков, 1983

«Школьный вальс» – П. Любимов, 1978

«Щит и меч» – В. Басов, 1968

«Юность Максима» – Г. Козинцев, Л. Трауберг, 1934

«Я шагаю по Москве» – Г. Данелия, 1963

 

 

 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.