Мы пойдём морским путём!
Обострение конкуренции на рынке паромных перевозок обещает туристам снижение цен, улучшение качества обслуживания и широкий выбор путешествий
Обострение конкуренции на рынке паромных перевозок обещает туристам снижение цен, улучшение качества обслуживания и широкий выбор путешествий
С этого года у петербуржцев появится гораздо больше возможностей путешествовать по морю. В городе начал работу новый паромный оператор – компания «Интер Континенталь Марин», которая должна составить серьёзную конкуренцию недавнему монополисту, фирме Inflot Worldwide, которая ещё в прошлом году организовывала туры в Финляндию, Швецию и Эстонию на паромах «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия». К слову, компания St-Peterline, владеющая обоими судами, теперь работает напрямую с «Интер Континенталем».
– До декабря 2012 года в нашем городе складывалась ненормальная для крупного европейского туристического центра ситуация, – считает аналитик рынка путешествий Александр Лившиц. – По сути, в Петербурге существовал единственный оператор-монополист, предоставлявший услуги паромного туризма (речь идёт об «Инфлоте»). Все специалисты прекрасно понимали, что так долго продолжаться не может, без альтернативы этот бизнес рано или поздно заходит в тупик. Конкуренция в данном случае – главный стимул развития.
Впрочем, попытки создать конкурентную среду в паромном бизнесе в Петербурге всё же предпринимались и раньше. Так, например, в 2010-м возникла компания «С-Континенталь», которую тогда связывали с небезызвестным продюсером и ресторатором Евгением Финкельштейном, но реальной конкуренции она составить так и не сумела из-за низкого качества предложений. Именно из неё и выросла «Интер Континенталь Марин», которая сейчас к Финкельштейну никакого отношения не имеет. А главой нового оператора стал бывший топ-менеджер «Инфлота» Игорь Глухов.
Подробности конфликта между менеджерами компании и её акционерами стороны предпочитают не разглашать. Известно лишь, что их взгляды на дальнейшее развитие фирмы кардинально разошлись. Игорь Глухов и другой руководитель «Инфлота», Андрей Мушкарёв, в конце декабря покинули компанию и приняли предложение акционеров «Интер Континенталя» возглавить этого оператора. Естественно, что вместе с этим переходом под крыло новой компании перекочевал и St-Peterline вместе со своими паромами, ведь Игорь Глухов до сих пор исполняет обязанности её генерального директора.
Как рассказал корреспонденту «НВ» Игорь Глухов, новый оператор предлагает петербуржцам не только билеты на привычные паромные линии до Хельсинки, Стокгольма или Таллина. «Интер Континенталь» намерен обслуживать все приходящие в Петербург суда – от океанских лайнеров до относительно небольших круизных яхт. Ожидается, что компания уже с весны начнёт работать со всеми основными европейскими и заокеанскими компаниями-судовладельцами, чьи лайнеры швартуются даже на короткое время в нашем городе. А это значит, что у петербуржцев теперь появится возможность совершать круизы любой сложности и протяжённости (в том числе и трансатлантические) прямо из родного города и возвращаться из путешествия в него же. В большинстве случаев раньше для этого приходилось отправляться в средиземноморские или скандинавские порты.
Насколько велик интерес к такому виду туризма у жителей Петербурга, говорит хотя бы тот факт, что в прошлом году только паромы «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия» перевезли около 700 тысяч туристов. С выходом на рынок нового оператора число горожан, путешествующих морским путём, может увеличиться, по самым скромным подсчётам, на 150–200 тысяч в год.
– Конкуренция – это не только улучшение качества обслуживания и расширение предложений, – продолжает Александр Лившиц. – Чтобы пользоваться популярностью у клиента, операторам также придётся демпинговать, снижать цены на билеты, устраивать различные акции. Если в прошлом году в летний период стандартное путешествие по Балтийскому морю стоило в среднем около 200 евро на человека, то уже совсем скоро цены могут упасть на 20–25 процентов. Для туристов это большой плюс.
Всплеск интереса к морским путешествиям стоит ожидать, по словам эксперта, в начале-середине марта. Как правило, в северных странах январь и февраль – сезон затишья. Вероятно, поэтому паромы «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия» собственник решил на это время поставить на плановый ремонт. По словам Игоря Глухова, оба судна снова выйдут на маршрут в конце февраля.
Но говорить о возобновлении регулярных рейсов из Петербурга в немецкие порты Киль или Росток пока не приходится.
– Конечно, нам очень хочется, чтобы число рейсов постоянно увеличивалось, открывались новые линии, – рассказал Игорь Глухов. – Но в нынешней ситуации, когда государство совершенно не помогает перевозчикам, это невозможно. В Скандинавских странах, например, власти максимально поддерживают паромных операторов. Они понимают, что их благополучие в конечном итоге оборачивается большими денежными поступлениями в бюджет. Это и доходы от туризма, и рабочие места, и сопутствующие отрасли (ремонт судов, например) и так далее. У нас же это всё пущено на самотёк. Поэтому, если отношение к паромщикам не изменится, о серьёзном развитии не может быть и речи.