Вам письмо – из сказки!
Детская писательница Силена Андерс возрождает незаслуженно забытый, но всеми любимый жанр
Детская писательница Силена Андерс возрождает незаслуженно забытый, но всеми любимый жанр
Первая книга петербургской писательницы Силены Андерс «Мороженое времени, или Мечты сбываются!» увидела свет в 2011 году. Когда автор придумывала главных героев сказки – находчивого робота Фолета и весёлую девчушку Джему, – она и представить себе не могла, что всего спустя год персонажи заживут своей жизнью. Теперь от их имени дети получают настоящие бумажные письма старым добрым способом: по почте.
– Я училась в немецкой школе, – объясняет писательница, – и у меня была куча друзей по переписке – из Германии, Австрии, Швейцарии... До сих пор помню свой восторг, когда приходил очередной конверт: каждое такое послание будто делало меня выше, придавало сил и уверенности. Я знаю, как это здорово. Потому и хочу поделиться с современными детьми, которые, увы, лишены такого нехитрого счастья.
Проект «Письма детям» возник, как это часто бывает, спонтанно – на одной из встреч с маленькими читателями Силена получила записку. На листочке вихляющим детским почерком была выведена всего одна строчка (орфография и пунктуация автора сохранены): «Я хочу чтобы мне прислали пёсьмо и оно было от друзей. Это Королева Маша».
Так родилась идея наладить переписку с ребятами, уже знакомыми с персонажами книги. Причём именно от лица её героев, а не автора, чтобы сохранялась сказочная канва. Минувшим летом первые письма отправились адресатам без особой надежды на обратную связь. Однако результат превзошёл все ожидания – дети начали отвечать. Первая «обратка» пришла от мальчика Вени, которому тогда было четыре года. Письмо за него написала мама, под диктовку.
– Мне стали звонить родители и рассказывать, что никогда не видели своего ребёнка таким счастливым и гордым от того, что письмо адресовано конкретно ему, а не маме или папе, – вспоминает Силена. – Многие хотели продолжения. Так и закрутилось.
Тогда пришло решение сделать письма доступными всем желающим детям. Мальчикам пишет Фолет, робот-фотоаппарат. Он много путешествует, поэтому его послания полны впечатлений о поездках, необычных фактов. Девочкам пишет Джема, семилетняя рыжая непоседа, которая постоянно попадает в разные переделки. Каждое письмо – полноценная история, адресованная конкретному ребёнку: герои интересуются его делами, спрашивают об увлечениях и повседневных заботах, дают советы, сочувствуют горестям и радуются достижениям. Главное – никакой скуки и занудства.
Впрочем, письма отнюдь не только развлекательные. Есть в них и мораль, умело вплетённая в сказочное повествование. Каждое учит чему-то: терпению, сопереживанию, уважению. А дети реагируют со всей открытостью и непосредственностью детской души, не боясь доверять бумаге самое сокровенное. Так, без давления и шантажа со стороны родителей, они учатся выражать свои мысли, переживания и мечты.
С мая прошлого года Фолет и Джема написали больше 100 писем. Тогда друзей по переписке было от силы пять. Сейчас их уже полсотни. Расширилась и география проекта: послания приходят не только из Петербурга и Ленобласти, но также из Москвы, Мордовии, с Урала. Иногда за малышей своей рукой пишут родители, а порой мамы прилагают к посланиям расшифровку. Вот альбомный лист, на котором разбросаны на первый взгляд совершенно разрозненные буквы: размашистые, опрокинутые, беззащитные, как и их маленькая создательница. Разобрать, что представляют собой эти каракулеобразные письмена, кажется невозможным. На обороте ровным взрослым почерком – перевод: «Привет, Джема. Я всё ещё хожу в детский сад. Недавно у меня был день рождения, а сейчас я заболела. Тася».
Послания от самых юных чаще всего ограничиваются вот таким кратким «отчётом о проделанной работе». Ребята постарше пишут подробнее, рассказывают о своих успехах в школе, о домашних питомцах и любимых хобби, задают неожиданные вопросы. Силена Андерс отмечает, что со временем письма становятся длиннее и откровеннее, причём с обеих сторон.
– Поначалу письма героев детям ограничивались одной страничкой, – смеётся она. – Теперь же их фантазия растекается на несколько листов. Персонажи будто бы действительно ожили, они существуют обособленно от меня.
В общем, выигрывают все участники – дети развивают письменные навыки, учатся формулировать и красиво выражать свои мысли. А родители порой узнают своих чад с неожиданной стороны. Так, например, мама одного из школьников из письма сына выяснила, что её ребёнок интересуется православием. К тому же совместное чтение, обсуждение и сочинение ответов очень сближает.
Пользу от такой переписки подтверждают и педагоги. Ведь в сегодняшней школьной программе умению грамотно писать письма не нашлось места. В некоторых специализированных школах этому навыку иногда посвящают несколько уроков – например, в рамках курса риторики. В основной же своей массе подрастающее поколение осваивает искусство письменного общения в соцсетях, где вместо великого и могучего бал правит его кастрированный аналог.
– Современные ребята не умеют и не знают, как положить на бумагу мысли и чувства, – признаёт завуч начальных классов гимназии № 92 Татьяна Крестьян. – Грустно, что традиция бумажных писем ушла. Электронная переписка не может с ней сравниться. Я бы советовала учить этому детей как можно раньше, когда ребёнок только начнёт писать или даже просто рисовать. И лучше браться за это занятие всей семьёй.
Действительно, больше половины успеха зависит от энтузиазма родителей. По словам Силены, в большинстве случаев дети не отвечают не потому, что им лень, а потому, что у чрезмерно занятых пап и мам не находится времени прогуляться с ребёнком до почты, купить конверт и марку, отправить письмо. Хотя что там прогуляться – ведь сначала надо совместными усилиями сочинить ответ. А это не так-то просто.
– Иногда ребята элементарно не представляют, с чего начать, – поясняет Силена. – Для этого в каждом послании герои задают им вопросы, отвечая на которые уже можно построить письмо. В конце часто дают небольшие задания, чаще всего на воображение или внимательность, а ещё загадки и прочие головоломки. Так ребёнку даётся возможность поразмышлять и проявить свой творческий потенциал.
«Креативят» дети вовсю: выдумывают своим сказочным друзьям новых родственников, посылают им в подарок свои поделки из всевозможных материалов, зовут в гости и искренне верят, что рано или поздно те объявятся на пороге. Конечно, ребята постарше понимают, что пишут вымышленным персонажам. Но от этого энтузиазма не становится меньше. Ведь в наше время айфонов и гаджетов получить бумажное письмо – уже само по себе событие.
– Мой сын каждый день заглядывает в почтовый ящик, – радуется мама десятилетнего Игоря. – И сколько счастья, когда письма наконец приходят! Читаем всей семьёй, ведь в наше время их почти ни от кого не ждёшь.
Конечно, не все дети пишут ответ. Но такую задачу Силена Андерс и не ставит. Это дело добровольное.
– Идея, которую я хочу донести, проста: волшебство – в наших руках, – говорит писательница. – Мы сами делаем мир добрее, чище, лучше. Одним письмом можно что-то переменить. Не знаю, что из этого выйдет, но это только начало.
В сегодняшнем мире высоких технологий, искусственного разума и виртуальных реальностей детей трудно чем-либо удивить. Однако простой конверт с маркой, как выясняется, способен принести ребёнку больше радости, чем самая навороченная игрушка. И хотя дети играючи осваивают сложные компьютерные программы и свободно бороздят просторы интернета, они не перестают быть детьми, верящими в чудеса.
Всеобщая гаджетизация грозит превратиться в социальную проблему: у современных ребят, которые, по меткому замечанию популярного комика, уже рождаются с мобильником в руке, навыки письменного общения грозят в скором времени атрофироваться. Хорошо, если есть далеко живущие родственники, которые изредка присылают открытки на праздники.
В таких условиях возникает острая потребность в новых героях, способных хотя бы на короткое время оторвать ребёнка от монитора, экрана, дисплея и перенести в иной мир, пусть неведомый и, может, немного пугающий. Такими героями стали персонажи сказок Силены Андерс. Они учат детей не просто облекать мысли в слова, а гораздо более важному: дружить, познавать мир и верить. В сказку и в себя.