Отсель учить мы будем шведа

Экспериментальный проект ведения лесного хозяйства Республики Коми оказался настолько успешным, что этим опытом заинтересовались скандинавы

Экспериментальный проект ведения лесного хозяйства Республики Коми оказался настолько успешным, что этим опытом заинтересовались скандинавы

Скандалы в лесной сфере стали обыденностью: где-то вырубили ценный лесной массив, где-то погубили популярные места сбора грибов и ягод, уничтожили дороги, а местный бюджет лишился источника доходов. Порой кажется, что ситуация тупиковая – проблемы сложились в нерушимый гордиев узел. А ведь в Республике Коми накоплен огромный опыт грамотного и взаимовыгодного использования зелёного богатства. Успехами северного края сейчас очень заинтересовались даже такие продвинутые в этом вопросе страны, как Швеция и Финляндия.

Все эти ценнейшие наработки получены в рамках проекта «Модельный лес «Прилузье», который отметил в прошлом году своё 15-летие. Так что он всего на несколько лет моложе всей истории подобных программ, которая началась в 1993 году в Канаде. В этой стране лесное законодательство не поспевало за происходившими изменениями, население выражало недовольство действиями властей и промышленников. Так и возникла идея модельных лесов – долгосрочных, минимум на 10–12 лет проектов, направленных на практическое решение региональных проблем управления лесными ресурсами.

В России внедрение опыта модельных лесов происходило непросто. Поначалу были выбраны шесть пилотных регионов, но четыре сразу выбыли – инициативу снизу не поддержали местные власти. Остались только Башкортостан и Коми. Хотя впоследствии подобные площадки появились по стране, но всё-таки пока только «Модельный лес «Прилузье» является фактически единственным российским представителем в международной сети таких проектов.

Появлением модельного леса в Коми республика обязана Всемирному фонду дикой природы. Местное лесничество показалось экспертам наиболее репрезентативным и доступным. Таким образом, с согласия правительства региона и администрации Прилузского района на площади 800 тысяч гектаров была создана действующая модель устойчивого управления лесами.

– Модельный лес позволяет очень быстро пройти путь к практическому решению – от идеи до внедрения, – пояснил корреспонденту «НВ» кандидат сельскохозяйственных наук Юрий Паутов, правая рука Пшемыслава Маевского, учёного из Польши, который возглавлял проект со дня его основания. – А существующая система, когда профильный научный институт что-то долго разрабатывает, потом кто-то пытается эти наработки внедрить, далеко не столь эффективна.

Сейчас на территории Прилузского лесничества действуют шесть маршрутов и 20 опытных площадок, на которых демонстрируются новые подходы к ведению лесного хозяйства, лесоуправлению и ландшафтному планированию территории.

Кроме того, проект позволяет быстро отвечать на вызовы времени. Например, Прилузское лесничество первым в республике получило международный лесной сертификат, и теперь Коми занимает в России третье место по площади сертифицированных лесных территорий и первое место по числу выданных лесных сертификатов в сети поставок.

– А ведь когда мы в первый раз заговорили о лесной сертификации, для большинства участников лесных отношений, в том числе и самых высоких чинов, это было что-то вроде путешествия на Луну, – признался Юрий Паутов. – Они говорили, что это возможно, но не для Коми и не сейчас…

На примере модельного леса можно отработать вопросы взаимодействия разных министерств, муниципальных властей, комитета лесов, научных учреждений, бизнеса. И постепенно многие апробированные на этой территории наработки перенимали другие районы республики и даже соседние регионы.

А нынешний год начался с того, что Пшемыслав Маевский покинул Республику Коми и уехал в Швецию, чтобы делиться полученным опытом со странами Балтийского региона. В первый раз он приехал в республику 17 лет назад, будучи сотрудником Шведского университета, чтобы собрать сведения о девственных лесах Коми. Но затем получил предложение заняться интереснейшим проектом «Модельный лес «Прилузье».

– Я приехал на три года для экзотики, было интересно, но потом продлил пребывание ещё на три года, затем ещё на три года, вот так и остался, – признался учёный корреспонденту «НВ» накануне отъезда.

Для координации работы модельного леса десять лет назад был создан Коми региональный некоммерческий фонд «Серебряная тайга». Он также отвечает за творческий и инновационный подход, за постановку и решение долгосрочных проблем. Возглавил его, естественно, также пан Маевский. Именно благодаря фонду удалось, в частности, привлечь к управлению лесными ресурсами жителей. Специалист фонда Валентина Семяшкина рассказала корреспонденту «НВ», что местное население зачастую просто не в курсе того, что творится на их лесной территории рядом с селом. И часто оказывается, что предприятия, взявшие участки леса в аренду, вырубают места традиционного природопользования – охоты, сбора грибов и ягод. И вот одним из реальных результатов работы фонда стало проведение общественных слушаний при передаче леса в аренду.

Затем в Прилузском районе был создан первый общественный лесной совет, а затем подобный совет появился и в Удорском районе. Фонд разработал различные документы по разрешению конфликтных ситуаций между населением и промышленниками, в частности «Положение о выделении участков массового сбора грибов и ягод местным населением на территории государственного лесного фонда». Сложная социально-экономическая ситуация во многих лесных посёлках заставила обратить внимание и на эту проблему. Так появился следующий проект – «Лесная деревня». А затем фонд взялся реализовывать и другие проекты – например, «Леса высокой природоохранной ценности», «Экосистемные ландшафтные основы для планирования лесного хозяйства»...

После ухода Пшемыслава Маевского 16 января нынешнего года новым директором стал сыктывкарский учёный Юрий Паутов.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.