«И вспоминаешь, что тебе уже 30 лет»
Нападающий хоккейного СКА Глеб Клименко рассказал «НВ», почему не ждёт вызова в сборную и ради чего готов бегать как собака
Нападающий хоккейного СКА Глеб Клименко рассказал «НВ», почему не ждёт вызова в сборную и ради чего готов бегать как собака
После двух зубодробительных встреч с московским «Динамо» армейцам Петербурга осталось провести всего 7 игр в регулярном чемпионате, из них 4 – на своём льду. Накануне заключительного отрезка сезона корреспондент «НВ» встретился с обладателем Кубка Гагарина – 2009 и лучшим снайпером плей-офф-2011 Глебом КЛИМЕНКО.
– Два последних матча получились, пожалуй, самыми эмоциональными в этом сезоне. Динамовцы – чемпионы и стали ими, очень жёстко обыграв нас в полуфинале. Так что у нас настрой на них особый.
– Объясните, в чём сила «Динамо»? Многие болельщики смотрят на их состав и видят там всего две-три известные фамилии.
– В командной игре. Они уже давно играют практически одним составом, тренер Олег Знарок работает со многими хоккеистами ещё со времён ХК МВД, который в 2010 году был объединён с «Динамо». Может, у них действительно нет каких-то выдающихся мастеров, но все ребята одного уровня, бьются друг за друга. Такая, практически семейная, обстановка у них в команде. И это приносит результат.
– Серьёзный резонанс вызвала драка Евгения Артюхина с динамовцем Янне Яласваарой. Вы ведь были на площадке в это время, расскажите, как это смотрелось вблизи.
– Финн нанёс удар со спины, Женю перехлестнули эмоции, и его понесло. Яласваара – противный «грязный» хоккеист: постоянно бьёт, провоцирует, неприятно против него играть. Конечно, сейчас его жалко, повреждение глаза – дело серьёзное. Но мне на память приходит ещё более жёсткий случай. Я играл за «Ак Барс», и Александр Свитов из «Авангарда» избил нашего защитника Алексея Емелина, я тоже на площадке в тот момент находился, видел в подробностях. Конечно, это неприятные моменты, но хоккей такая игра: когда большие ребята сталкиваются, всё может закончиться серьёзными травмами. Все в нашей команде желают Яласвааре здоровья.
– Не удивило, что никто из партнёров не заступился за финна? Вы играли в «Витязе», там реакция была бы совсем другой.
– Это точно. Против «Витязя» все выходили «шёлковыми», играли аккуратно, потому что понимали, что канадские бойцы своих в обиду не дадут, отомстят так, что мало не покажется.
– Вы участвовали в печально известном матче «Витязь» – «Авангард», который после нескольких массовых драк прекратили уже на четвёртой минуте, потому что играть было некому. С кем тогда дрались один на один?
– Молодой какой-то парень налетел на меня, повозились с ним немного. Стычки начались ещё на разминке, инициаторами, кажется, были наши канадцы. Потом вроде бы успокоилось, но уже тренера «Авангарда» переклинило, он стал выпускать всех подряд своих игроков, чтобы они только дрались, а «Витязю» только это и надо. Началась полная неразбериха, как говорится, танцуют все.
– Кто был самым большим оригиналом из тафгаев «Витязя»?
– Натан Перро, канадец. На своей волне был парень, у него ещё взгляд был такой немного косоватый. У нас в тренажёрном зале была гантеля, на которой было нацеплено очень много блинов, – абсолютно неподъёмная. Лежала вся в пыли, никто к ней не прикасался. И как-то раз мы ему говорим – давай, попробуй. Он схватил и как начал её одной рукой тягать! Не знаю, что он там употреблял, но без стероидов явно не обходилось. Потом уже, когда он ушёл из «Витязя», подался в бокс. Видел его первый бой – выиграл у какого-то темнокожего, а потом его два раза «ушатали». Кстати, к нам на тренировки часто заходили знаменитые боксёры Александр Поветкин и Денис Лебедев (чемпионы мира среди профессионалов. – Прим. ред.). Правда, на лёд с нами они не выходили, но занимались вместе в тренажёрном зале. Нормальные ребята. Раньше же и хоккейной командой «Витязь», и боксёрским клубом «Русские витязи» руководил один человек, это теперь там что-то поменялось.
– Успели уже проверить на тренировках нового вратаря СКА Ивана Касутина, который перешёл из «Витязя»?
– Да, побросал ему – он в порядке, почти всё ловит. Интересно, что у него своеобразная техника, не как у других вратарей, которые были и есть в СКА. Юсси Парккила (тренер вратарей СКА. – Прим. ред.) прививает нашим голкиперам свой стиль, а у Касутина всё по-другому, и как мы привыкли забивать на тренировках, теперь не получается. Уверен, у них с Ежовым будет хорошая конкуренция, которая пойдёт команде на пользу.
– Раньше вы часто выходили на лёд против Касутина – забивали ему?
– Против него всегда было тяжело играть, точно не скажу, но вроде бы ни разу не забивал.
– Вообще бывает, что у нападающих складываются особые отношения с отдельными вратарями? Есть такие, кому часто забиваешь, а есть, кому никак не получается?
– Конечно. Майкл Гарнетт мне очень нравится – сейчас он в «Тракторе» играет, раньше был в ХК МВД. Бросаешь ему в девятку – гол. Осенью встречались с ними в Челябинске – как раз так ему и забил. Виталию Колеснику из «Локомотива» тоже хорошо забивается, Георгию Гелашвили из магнитогорского «Металлурга». Но есть и неудобные – Александр Ерёменко из «Динамо», например. С ним как-то тяжело.
– За НХЛ внимательно следите?
– Да, смотрю результаты, обзоры матчей, нарезки моментов. Особое внимание, конечно, тем командам, в которых россияне играют, если время есть, то и по другим матчам тоже пройдусь. В детстве у меня «Нью-Йорк Рейнджерс» была любимой командой. Эмблема понравилась – в детстве это важно, а в 1994 году они выиграли Кубок Стэнли, Сергей Зубов за них играл.
– Удивились, что Владимир Тарасенко так резво стартовал в Америке?
– Нет, потому что прекрасно знали, что он в порядке, вы это сами видели по играм в СКА. С интересом ждали его дебюта, и Володя не подкачал. Вот так они и стартуют, все наши звёздные игроки. Овечкин так же начинал, Ковальчук.
– Глядя на успехи Тарасенко, с которым недавно играли вместе, не возникает мысли «может и я там не затерялся бы»?
– Тарасенко – другой случай, он молодой и очень талантливый. А вот посмотришь на Лео Комарова, который раньше в «Динамо» был, а теперь в «Торонто», и думаешь, что вроде бы я и сам ничем не хуже и тоже так смог бы. Потом вспоминаешь, что тебе уже практически 30 лет, и понимаешь, что это нереально.
– Про Илью Ковальчука все говорят, что его будет не хватать не только на льду, но и в раздевалке – поясните.
– Лидер – он и есть лидер: и до матча, и во время, и в перерыве, и после. У Ильи огромный авторитет, все его уважают, смотрят, как он тренируется, готовится, разминается, велосипед крутит – выкладывается полностью, не жалея себя. Какие-то приёмчики, бросочки тоже у него подсмотрели.
– Из энхаэловцев, против которых играли во время локаута, кто особенно поразил?
– Овечкин с Бэкстремом – видно, что парни на высочайшем уровне играют. Кто-то, наоборот, оказался хуже, чем мы думали. Здено Хара, например, показался каким-то слабым, может, просто в плохой форме был. Сначала Тарасенко его мощно встретил, потом Макаров его «расколол» силовым приёмом у борта. Мы удивлялись, как он в НХЛ-то играет, считается там звездой?
– На чемпионате мира в этом году сборная России будет полностью состоять из игроков КХЛ. Нет мысли, что если очень постараться, то есть шанс получить вызов?
– Это надо как Мозякин (нападающий магнитогорского «Металлурга», лучший на сегодня бомбардир КХЛ) играть, быть лидером своей команды, чтобы тебя в таком возрасте позвали в сборную. Я, конечно, стараюсь, но понимаю, что шансов мало.
– Что-то рано вы себя в ветераны записали.
– А что делать, уже почти 30. Зачем тренерам сборной смотреть на таких, как я? Лучше работать с ребятами, кому 20–25 лет.
– Михаил Анисин, когда конфликтовал с руководством «Динамо», бросил фразу «не буду играть, как собака, в четвёртом звене». Вам нередко приходилось выходить в четвёртой тройке – лаять не начинали?
– СКА – такая команда, что если надо, то готов и в третьем, и в четвёртом звене поиграть, главное – выполнять установку тренера и приносить пользу. Можно и как собака побегать-полаять, чтобы создать неудобства сопернику и одержать победу.
– Игорь Макаров рассказал, что за музыку в СКА отвечает Фёдор Фёдоров. Что ставит?
– Как там его… Ферри Кортсен, знаете такого? Какой-то ди-джей, клубная музыка. Федя у нас «американец»,и музыку ставит соответствующую. Вроде всех устраивает, хотя, если кому-то надоедает, всегда можно выключить.