Улетай – подешевело!
В ближайшее время из Пулково можно будет улететь рейсом бюджетной авиакомпании, а наш аэропорт станет одним из самых популярных хабов Северной Европы
В ближайшее время из Пулково можно будет улететь рейсом бюджетной авиакомпании, а наш аэропорт станет одним из самых популярных хабов Северной Европы
Уже в этом году регулярные рейсы из нашего города открывают бюджетные авиакомпании, так называемые лоукостеры. Как сообщил корреспонденту «НВ» генеральный директор ООО «Воздушные ворота северной столицы» («ВВСС» – компания-оператор аэропорта Пулково) Сергей Эмдин, некоторые западные бюджетные перевозчики решили не ждать введения в строй нового терминала (его сдача запланирована на конец нынешнего года) и вскоре начнут летать в Петербург.
– Пока мы достигли принципиального соглашения с британской авиакомпанией EasyJet, – отметил Сергей Эмдин. – Можно говорить о том, что этот перевозчик откроет свои рейсы через несколько недель. Большой интерес проявляет и ещё один известный в мире лоукостер, ирландский Ryanair. Вообще, желание открыть свои направления из Петербурга есть у многих бюджетных перевозчиков. Многое тут будет зависеть от Минтранса. Лоукостеры ждут официального решения транспортных властей страны, которое документально позволило бы им не предоставлять в обязательном порядке питание на борту или экономить за счёт каких-то других опций, которые используют бюджетные компании.
По словам генерального директора «ВВСС», приход в Петербург лоукостеров – дело уже фактически решённое, а после открытия нового современного терминала «Пулково» у таких перевозчиков станет гораздо больше возможностей предложить пассажирам свои услуги. Пока же можно говорить о нескольких конкретных направлениях. Как правило, начиная работу на новом месте, бюджетники ориентируются на регионы своего базирования. Поэтому Ryanair, скорее всего, начнёт регулярные полёты из Петербурга в Дублин, а EasyJet – в Манчестер и Лутон, а также Женеву.
– Это очень хорошо и для нас как оператора петербургского аэропорта, и для пассажиров, – уверен Сергей Эмдин. – Дело в том, что на сегодня с Англией у нас налажена прямая связь только через Лондон, а со Швейцарией – через Цюрих.
– Приход лоукостеров – это очень хорошо, но нужно понимать, что бюджетные авиакомпании получают свою прибыль в большей степени не от сокращения каких-то стандартных опций, а за счёт масштаба перевозок, – считает один из лучших экспертов в области авиационной инфраструктуры в стране, главный редактор портала «Авиапорт» Олег Пантелеев. – Иными словами, дай Минтранс лоукостерам зелёную улицу, Петербург в качестве одного из своих основных направлений выбрали бы многие перевозчики. Но на такой шаг наши транспортные чиновники пойдут только в том случае, если иностранные государства предложат взамен какие-то льготы для наших компаний. Пока же не совсем ясно, чего бы российские перевозчики могли попросить, потому что им нечего, по сути, предоставить на западных направлениях. Так что ситуация довольно неоднозначная.
Но именно эта неоднозначность и обещает наиболее гармоничное в плане сосуществования традиционных перевозчиков и лоукостеров развитие аэропорта. Российские авиакомпании нацелены в большей степени на внутренний рынок, где есть куда расти. Бюджетные перевозчики вряд ли смогут составить реальную конкуренцию тем же ГТК «Россия», «Аэрофлоту» или «Трансаэро» на российских линиях, а на международных рейсах отечественные столпы авиации всё равно возьмут своё за счёт так называемых деловых перевозок. В нашей стране очень велик процент пассажиров, летающих не за свои, а за государственные деньги или средства предприятия, а они-то уж явно не намерены отказываться от комфорта ради удешевления стоимости билета.
У руководства «ВВСС» прослеживается чёткое желание превратить Пулково не просто в крупный международный аэропорт, а в настоящий хаб, то есть аэрокомплекс, который связывает через себя несколько континентов в качестве пересадочного узла. И в этом смысле у Петербурга есть ряд очень серьёзных конкурентных преимуществ перед Москвой.
– Петербург – сам по себе крупный генератор трафика, потому что это очень большой город, – продолжает Олег Пантелеев. – Сейчас большую часть пассажиропотока Пулково составляет как раз прямой трафик. Но есть очень большая вероятность, что авиакомпании сочтут Петербург удобным транзитным пунктом. Например, при рейсах из азиатского региона в Северную Америку, когда часть пассажиров продолжит путь на дальнемагистральных лайнерах куда-нибудь в Торонто, а другая часть пересядет на небольшие самолёты и отправится в Западную Европу или Скандинавию.
Но до этого ещё далеко – хабом петербургский аэропорт сможет стать не раньше начала 2015 года, когда полностью закончат реконструкцию терминала «Пулково-1» (его закроют на капитальный ремонт сразу после открытия нового комплекса) и станет ясна судьба «Пулково-2» (решение по этому терминалу примет город, но в «ВВСС» пока не видят перспектив его использования). Пока же Пулково ждёт очень непростое лето. По прогнозам пассажиропоток увеличится, хотя и не так серьёзно, как в этом году. Но наш аэропорт и так уже работает на пределе своих возможностей. В 2012-м через него прошли рекордные 11 миллионов 142 тысячи пассажиров. Для нового терминала, рассчитанного на 17–18 миллионов гостей в год, это пустяк, но нынешняя инфраструктура ещё большего увеличения может и не выдержать.
– Мы предусмотрели это, – заверил Сергей Эмдин. – В «Пулково-1», чтобы ускорить процесс, установим 10 новых стоек регистрации (всего их станет 42), наймём дополнительный персонал. В общем, приложим максимум усилий, чтобы пассажиры не чувствовали себя некомфортно.
тем временем…
Петербуржцам предложат слетать напрямую в Грецию и ИсландиюНовые направления из Петербурга предложат и крупные авиакомпании. Так, например, в 2013-м появятся рейсы в Родос, Ираклион, Донецк и Харьков. Особенно стоит отметить маршрут «Петербург – Рейкьявик», первый рейс по которому состоится 1 июня. Помимо возможности напрямую слетать в Исландию (а интерес к этой стране, по данным туроператоров, среди петербуржцев стал резко увеличиваться) это ещё и самая удобная стыковка для транзитных пассажиров, вылетающих в Северную Америку. В перспективе также и прямые рейсы до Канады и США, но об этом говорить пока преждевременно. Неохваченными в полном объёме остаются наш Дальний Восток, Япония, Китай и Южная Корея.
По мнению экспертов, большую часть таких дальнемагистральных рейсов самолёты из Петербурга смогут начать выполнять только после ввода в эксплуатацию современного терминала. Сейчас, как рассказал Сергей Эмдин, в нём ведётся монтаж оборудования (рабочие устанавливают лифты, эскалаторы, монтируют новейшую багажную систему, электропроводку, канализацию и водопровод), а также продолжается чистовая отделка внешней части здания. В апреле-мае строители сдадут новый блок пожарной станции, после чего устаревший морально и физически нынешний комплекс зданий, который занимает противопожарная служба аэропорта, снесут.
большая стройка
Новый терминал станет удобнее и технологичнееВ обновлённом Пулково пассажиров ждут несколько очень полезных новинок. Помимо уже упомянутой новой багажной системы, которая позволит значительно сократить время выдачи сумок и чемоданов, это инновационные кабинки пропуска международных пассажиров через пограничный контроль. Через них смогут пройти обладатели биометрических паспортов. Специальные сканеры снимут данные со вшитого в документ чипа и просканируют сетчатку глаза и отпечатки пальцев пассажира. Плюс нововведения в том, что оно позволит значительно ускорить процесс прохода через терминалы и исключит человеческий фактор.