Высокое искусство? На улицу!

Очередной скандал в святом семействе? Хорошо, если бы только скандал… Впрочем, обо всём по порядку. В редакцию «НВ» обратилась художница Ольга Стожарова. Суть обращения следующая

 

Очередной скандал в святом семействе? Хорошо, если бы только скандал… Впрочем, обо всём по порядку. В редакцию «НВ» обратилась художница Ольга Стожарова. Суть обращения следующая.

Летом прошлого года умерла её мама – живописец Галина Вайнман-Стожарова, дочь известных скульпторов Михаила (Моисея) Вайнмана и Марии Харламовой, обучавшихся у самого Александра Матвеева, кстати, вместе с почётным гражданином Петербурга Михаилом Аникушиным.

Ольга ещё не пришла в себя после невосполнимой утраты, как в Союзе художников потребовали освободить одну из двух арендуемых ею и её теперь уже покойной матерью мастерских. Наверное, Ольга, женщина с отнюдь не бойцовским характером, выполнила бы решение, если бы ей не пришла в голову одна идея: создать в мастерской матери (небольшой мастерской, площадью метров 25 квадратных, в мансандре на 7-й линии Васильевского острова) мемориальную мастерскую династии художников Вайнмана – Харламовой – Вайнман-Стожаровой. По замыслу Ольги музей должен быть «живым»: известные художники там проводили бы мастер-классы, занимались со студентами и детьми лепкой, рисованием, живописью и так далее. В общем, осуществись замысел – в Петербурге стало бы одним культурным объектом больше. Причём все расходы, связанные с созданием, содержанием и работой мемориальной мастерской, Стожарова намеревалась взять на себя. От Союза художников (или от города?) требовалось только продлить аренду мастерской – для начала на реально обозримый срок. Чтобы посмотреть, что из этой затеи выйдет.

Стожарову в её начинании поддержали (письменно!) президент Российской академии художеств, директор Московского музея современного искусства Зураб Церетели, ректор Академии художеств Семён Михайловский, директора музеев – истории Санкт-Петербурга Александр Колякин, городской скульптуры – Владимир Тимофеев, нонкорформисткого искусства – Евгений Орлов, а также заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский и заведующая отделом скульптуры Русского музея Елена Василевская, правозащитник, президент арт-центра «Пушкинская, 10» Юлий Рыбаков. Оригиналы подписанного ими обращения переданы Ольгой Стожаровой вице-губернатору Петербурга Василию Кичеджи.

Однако благое намерение в Союзе художников поддержано не было, думается, по следующим причинам. Во-первых, количество членов союза значительно превышает количество мастерских. Во-вторых, прецедент опасен: завтра каждый художник, посчитавший себя достойным мемориальной мастерской, а таковых, как вы понимаете, большинство, оставит соответствующее завещание.

Как бы то ни было, но 24 ноября минувшего года на правлении союза было принято окончательное решение: Стожаровой освободить мастерскую до 1 декабря. Поднимая руки, никто из уважаемых членов правления не задумался (это в лучшем случае): а куда, собственно, она вывезет работы, в художественной ценности которых никто не сомневается? Во вторую мастерскую, в ту, что на Песочной набережной? Так ведь богатейшее наследие Вайнмана – Харламовой – Вайнман-Стожаровой не оставит жизненного пространства активно работающей художнице Ольге Стожаровой. Справедливости ради следует сказать: вскоре Ольге по телефону сообщили об отсрочке выселения, но точная дата в голове у неё не отложилась.

17 января была предпринята первая попытка насильственного выселения Ольги Стожаровой из мастерской на 7-й линии. Испуганной и запуганной женщине пришлось искать защиты у полиции. Начальник отделения объяснил «захватчикам»: никто не имеет права выламывать дверь, а выселение может быть произведено только по решению суда. В полицию обратился и депутат Законодательного собрания Алексей Ковалёв с письмом-просьбой о принятии охранных мер мастерской Галины Вайнман-Стожаровой.

– Я была одна, их больше десяти, мне стало страшно, – рассказывала Ольга на пресс-конференции «Культурное наследие – на свалку?», проводимой «НВ» в Балтийском медиа-центре. – Мамины работы я не могла оставить без присмотра, они могли оказаться на помойке. Благодаря начальнику полиции мне дали ещё одну, трёхдневную, отсрочку. Я подписала какое-то обязательство, какое точно, не помню – была в таком нервном состоянии…

В понедельник 21 января в 11 часов утра «представители» Союза художников пришли вновь, выломали дверь…

Прибывший в мастерскую по звонку Ольги художник Дмитрий Шагин в телефонном разговоре с автором этих строк говорил, что, по его мнению, это не что иное, как рейдерский захват, что и ему угрожали.

Выступившие на пресс-конференции искусствоведы Ирина Карасик и Наталья Козырева (Государственный Русский музей), 

Изабелла Белят (Государственный Эрмитаж), другие говорили о значении династии Вайнмана – Харламовой – Вайнман-Стожаровой для российской культуры – никто из них не усомнился в необходимости создания мемориальной мастерской. Поддержал эту идею и художник Владимир Комельфо, оговорив при этом, что «изначально юридически задача решалась неправильно».

Александр Боровский на пресс-конференцию прийти не смог – прислал обращение:

«Я возмущён положением дел вокруг мастерской Вайнмана – Харламовой – Вайнман-Стожаровой… Неужели деятели из комиссии не понимают, что выбрасывают на улицу, на уничтожение произведения высокого искусства!.. Эти конфликты приведут к тому, что художественное сообщество осознает: чем больше масштаб скандалов, тем мельче масштаб союзовских деятелей, их инициирующих, и попросит предъявить результаты их творческой, а не административной деятельности…»

На пресс-конференции приводились другие примеры, мягко говоря, нелояльного обхождения с творческим наследием больших художников, в том числе и выдающего скульптора Михаила Аникушина, – при создании его мемориальной мастерской, которая то ли была открыта недавно как некий засекреченный объект (а ведь это могло стать событием для города!), то ли так и находится в зачаточном состоянии уже восьмой год…

В результате обсуждения частных случаев «беспамятства» участники пресс-конференции пришли к выводу: городу (а может, и стране) необходимы хранилища для творческого наследия художников и скульпторов – некий аналог государственных архивов. Ибо очень многое по тем или иным причинам после кончины мастера оказывается, извините, на помойке… В хранилище можно было бы устраивать временные выставки. Закупочные комиссии производили бы там отбор работ для музеев и аукционов. И может быть, хоть в этом вопросе не столь актуальной была бы поговорка: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем».

 

когда верстался номер

В интернете была образована группа в поддержку создания мемориальной мастерской династии художников Вайнмана – Харламовой – Вайнман-Стожаровой.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.