«Борьба с коррупцией часто подменяется войной компроматов»

По уровню бытового мздоимства Калининградская область обогнала республики Северного Кавказа

 

По уровню бытового мздоимства Калининградская область обогнала республики Северного Кавказа

Можно ли с коррупцией бороться снизу? Оказывается, да. В Калининградской области уже несколько лет на общественных началах работает экспертное сообщество, задача которого не просто противодействие казнокрадству, а в первую очередь повышение активности населения в противостоянии этому злу. Начинание уже достигло серьёзных успехов. Сейчас в столице российского анклава даже понадобилось открыть общественную приёмную центра. О новом проекте и деятельности уже состоявшегося экспертного сообщества рассказал его руководитель Илья ШУМАНОВ.

 

– Конечно же, Илья, в первую очередь хочется спросить о целях и задачах открывшейся приёмной. С какими вопросами туда идут люди? Есть уверенность в том, что такая акция поспособствует борьбе с коррупцией?

– Наша организация – центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Россия» – создавалась именно как сообщество экспертов. Кстати, подобные учреждения работают во всех цивилизованных странах мира. Изначально в состав партнёрства вошли уже состоявшиеся специалисты – экологи, юристы, экономисты. И уже на протяжении трёх лет мы на общественных началах занимаемся экспертной оценкой того или иного законопроекта, изучаем ситуации, связанные с конфликтами интересов, выдаём свои рекомендации, проводим антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов. Изначально мы не ставили задачу ловить кого-то за руку. Это прерогатива соответствующих компетентных органов. Наша задача – предотвращать коррупционные явления и, где есть возможность, проводить профилактические мероприятия: образовательные программы, работа с государственными служащими и анализ госзакупок органами государственной власти. Приёмная как продолжение деятельности сообщества преследует цель повышения грамотности населения и получения консультаций по тем или иным коррупционным случаям. Человек иногда не знает, что делать, если с него вымогают взятку, или, наоборот, считает вполне законным положить кому-нибудь в карман денежную благодарность, даже не сознавая юридических последствий. Как правило, обратившиеся к нам получают квалифицированные консультации. Однако можете не сомневаться: если нашим специалистам поступит сигнал, мы не только проинструктируем и дадим делу ход, но и обязательно проконтролируем развитие такой ситуации.

– О коррупции сегодня говорить модно, но насколько актуальна эта проблема для отдельно взятого региона?

– Действительно, на моей памяти в России это уже третий или четвёртый объявленный с самых высоких трибун крестовый поход против коррупции. К сожалению, обилие громких слов порой вредит реальным делам. Иногда борьба с коррупцией подменяется подковёрной межклановой схваткой и войной компроматов. Что касается Калининграда, сами были поражены, когда по итогам социологического опроса Фонда общественного мнения населения, проведённого в более чем 60 регионах страны, Калининградская область по уровню бытовой коррупции заняла третье место, опередив даже республики Cеверного Кавказа.

– Может, в иных регионах респондентам или опрашивающим правильно заплатили?

– Юмор понятен, но куда уйти от цифр? Судя по опросам, абсолютное большинство калининградцев за последнее время давали взятки. Это связано с устройством детей в дошкольные учреждения, выпускников – в вузы, с различного рода медицинскими услугами и, разумеется, с инцидентами на дорогах. По разным видам мздоимства в коррупционных процессах были задействованы от 75 до 88 процентов опрошенных.

– А какие, по мнению опрошенных, органы и учреждения являются самыми коррумпированными?

– Несмотря на то что большинство в обиходе грешит на гаишников, врачей и заведующих детсадами, сами опрошенные называют наиболее коррумпированными тех, с кем им приходится чаще сталкиваться, – управляющие многоквартирными домами компании и местные органы власти. Безусловно, есть проявления коррупции и на вышестоящих уровнях.

– Статистика совпадает с гласом народа?

– Статистика в вопросах мзды вообще вещь коварная. Например, по итогам прошлого года самой коррумпированной организацией в регионе можно назвать местный ГУП, занимающийся мелиорацией. Там за последнее время уже второй исполняющий обязанности руководителя на коррупции погорел. Так что народный глас слушать нужно, но и цифры не забывать.

– Но руководитель-мздоимец – это же не бытовой уровень?

– Совершенно верно, существуют три уровня коррупции. Бытовая, с которой мы сталкиваемся повседневно. Деловая или административная – в основном определяющая теневые отношения бизнеса и власти. И верхушечная, борьбе с которой уделяется наибольшее значение во всём цивилизованном мире. К сожалению, в России уровень верхушечной коррупции – большая тайна, и до нас иногда доносятся только отдельные её отголоски. Последние скандалы, связанные с экс-министром обороны Сердюковым или экс-министром сельского хозяйства Скрынник, лишнее тому подтверждение.

– На региональном уровне верхушечная коррупция как-то проявляется?

– Конечно, шила в мешке не утаишь. Достаточно вспомнить прокурорскую проверку, обнаружившую конфликт интересов у вице-премьера Евгения Морозова в решении вопросов, входящих в его компетенцию, в пользу своих компаний. Трудо­устройство губернатором своих родственников. Ещё ряд громких скандалов…

– Как, кстати, к деятельности вашей организации относятся власти?

– В принципе, без восторга, хотя порой вынужденно прислушиваются к нашим экспертным оценкам. Есть и очевидный конструктив со стороны территориальных органов Министерства юстиции и региональной прокуратуры. С другой стороны, к сообществу трудно придраться. Мы же не занимаемся политикой, а открыто воевать с экспертами антикоррупционного сообщества никто не хочет. Другое дело, что в коридорах власти уже рассматривался вопрос создать некое подобие нашей организации. Такого послушного и «правильного» органа, который не будет замечать безобразий, которых у нас не так уж и мало.

 

прямая речь Владимир Дулов, председатель контрольно-ревизионной комиссии Калининградского городского отделения КПРФ:

– Темпы коррупции в области можно смело назвать галопирующими. Вы сами посмотрите: стоимость строительства детских садов за ближайшие два года вырастет более чем на треть. Если учесть, что в горсовете, принимающем программы развития Калининграда, заседают представители всех крупнейших компаний областного центра, это вовсе не удивительно. Такое стало возможным вследствие тесного взаимодействия исполнительных органов с судебной государственной властью по прикрытию обогащения чиновников. При явной бесконтрольности представительных органов и закрытых глазах надзорных органов – прокуратуры и следственного комитета.

 

Игорь Рудников, депутат Калининградской областной думы:

– О коррупции в регионе следует судить не по количеству пойманных на взятках чиновников, а по принятому на ближайшее трёхлетие областному бюджету, который просто предназначен для «распила». Там минимум внимания уделяется социальным программам и вопреки Конституции максимальное количество средств направлено на реализацию коммерческих проектов. Никто из депутатов и проверяющих не может добиться от областного руководства, что за ОАО «Корпорация развития Калининградской области» создано при правительстве. Тем не менее туда выделяются немалые средства. 40 миллионов рублей в прошлом, 100 – в этом. Ни депутаты, ни проверяющие, ни прокуратура не могут проникнуть в тайны этого открытого общества. Частные финансовые интересы сегодня в области преобладают над общественными.

Андрей Колесник, депутат Государственной думы России, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия»:

– Коррупция – самое отвратительное явление наших дней. Оценивать её уровень не берусь, так как это компетенция иных органов. Однако сегодня в российском обществе она представлена во всевозможных проявлениях «откатов» и «распилов». Бороться с ней необходимо, но в пылу борьбы не стоит мазать грязью всех и вся. Потому как такие эпатажные кампании приносят больше вреда, чем пользы. Сам, как депутат, готов подключиться и расследовать любой коррупционный сигнал.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.