Фельцман ушёл, а «Ландыши» остались
Не стало знаменитого композитора Оскара Фельцмана
Не стало знаменитого композитора Оскара Фельцмана. Он прожил долгую и, надо думать, счастливую жизнь, потому что занимался любимым делом – сочинял музыку. А чем ещё мог заниматься уроженец весёлого вольного города Одессы? Классик отечественной песни появился на свет в далёком уже 1921 году. С пяти лет маленький Ося отправлялся на уроки игры на скрипке, что считалось модным и популярным занятием. Но Яши Хейфеца из него не вышло. Зато уже через год родился юный композитор Оскар Фельцман, который в возрасте 6 лет стал автором фортепианной пьесы «Осень».
А дальше был нелёгкий путь учёбы во всех мыслимых и немыслимых учебных музыкальных заведениях. Потом война, эвакуация, где он в 20 лет становится ответственным секретарём Сибирского союза композиторов. Но карьера чиновника от музыки его не прельщала. Он жаждал сочинять музыку – весёлую, задорную, запоминающуюся. И в 1948 году в Москве состоялась премьера его первой оперетты «Воздушный замок».
Однако настоящим призванием Оскара Борисовича стали песни. Их исполняли мэтры советской эстрады – от Леонида Утёсова и Марка Бернеса до Георга Отса и Муслима Магомаева. В большинстве своём у них были простые, незатейливые мелодии, которые было легко запомнить и напевать в одиночку и в тёплой компании. Они отражали то время, когда казалось, что воздух стал как-то чище, а жизнь свободней, недаром её ассоциировали с весенней оттепелью.
Но здесь случилась история с «Ландышами», спетыми впервые Геленой Великановой. Официальные критики набросились на неё как на образец «мещанского вкуса» и «идеологически вредную». Запрет продлился 23 года. И что же в ней вредного? Вспомните:
«Я не верю, что года
Гасят чувства иногда, –
У меня другое мнение.
Верю, будешь каждый год,
Пусть хоть много лет пройдёт,
Ты дарить мне в дни весенние…»
Время прошло, а «Ландыши» остались. И сегодня когда кто-то жаждет воссоздать атмосферу тех лет, то за кадром обязательно звучат те самые «Ландыши».
А ведь были ещё и «Огромное небо», и «Манжерок», и «Венок Дуная», и «Остров детства», «За полчаса до весны»… Без них так же невозможно представить себе историю отечественной эстрады, как и без тех звёзд, которые пели эти песни, – от Эдиты Пьехи и «Песняров» до Михаила Боярского и Ирины Аллегровой.
Песни Фельцмана навсегда останутся с нами, потому что они написаны от души и в них есть тот свет и та истина человеческих эмоций, которой и должна быть наполнена настоящая песня. Оскар Фельцман был её мастером. И таким он останется в нашей памяти. Вместе с музыкой.