Пока живут на свете чудаки
Россия по-прежнему богата народными умельцами, способными своими руками создать любое чудо света
Россия по-прежнему богата народными умельцами, способными своими руками создать любое чудо света
Народными умельцами Россия славилась всегда – стоит вспомнить рассказ Николая Лескова о тульском оружейнике Левше, прообраз которого до сих пор пытаются найти наши современники. И хотя Левша – плод авторской фантазии, люди, чья фантазия, любознательность и трудолюбие обретают вполне реальную физическую оболочку, не такая уж редкость. И двигает ими не тщеславие, не жажда наживы и не стремление увековечить своё имя, а просто желание немного украсить жизнь и внести в неё чуть больше красок.
«Сами себе каменщики, плотники, столяры и художники»
Предприниматель Андрей Козлов в 2006 году своими руками и за свой счёт возвёл в окрестностях Североморска точную копию фрегата «Пётр и Павел», выстроенного в Амстердаме русскими плотниками в конце XVII века. Над кораблём североморец, подобно Петру, трудился более пяти лет сам. Правда, североморская версия никуда не поплывёт. Его удел – вечная стоянка на реке Ваенге в окрестностях Загородного парка, который предприниматель также благоустроил самостоятельно после 20-летнего запустения.
Мечту о корабле, признался Андрей, он лелеял с детства. Идею построить фрегат поддержали и друзья.
– Строили парусник своими силами, бригада состояла из десяти человек, – рассказал Андрей. – Сами себе каменщики, плотники, столяры и художники.
За основу энтузиасты взяли чертежи, найденные в книгах и интернете, а также образец маленькой фабричной модели фрегата, которую Андрей Козлов собственноручно склеил в далёком детстве. Предприниматель считает, что именно корабль и спас проект в Загородном парке, – различные комиссии приезжали закрывать стройку несчётное число раз, инспекторы видели строящийся фрегат и уезжали.
Основой для фрегата стали брёвна с десятка старых североморских двухэтажных «деревяшек», которые предприниматель купил у владельцев. Дерево, несмотря на солидный возраст, оказалось отменно крепким, без червоточинки. Строили, как в старину, без единого гвоздя, на деревянных чопах. Правда, отделку на фрегате североморцы сделали побогаче – его украшает резьба и множество скульптур из ценных пород деревьев. У каждой фигуры свой смысл. Например, два огромных осьминога, по морскому поверью, охраняют корму – самое незащищённое место корабля.
Североморские чиновники деятельности предпринимателя рады – Загородный парк благодаря фрегату спустя десятилетия обрёл вторую жизнь. Местные жители от корабля тоже в восторге – у североморских новобрачных уже появилась традиция приезжать после регистрации в Загородный парк фотографироваться на фоне мачт «Петра и Павла».
«Управлять ладьёй могут даже новички»
Ярославец Игорь Беспалов с детства тяготел к морю и кораблестроению. Ещё мальчишкой он отправился учиться во флотилию юных моряков – так начался его роман с кораблями. А однажды опытный морской волк взял его и ещё нескольких ребят к себе на судно помощниками и обучил всему, что знал. С тех пор его судьба определилась – сегодня он один из лучших мастеров по ремонту яхт в родном городе. Поэтому, когда Игорь узнал, что в его помощи нуждается уникальное сооружение – копия древнерусского боевого судна, сразу взялся за дело. Ладью построили в Ростове местные умельцы, но по каким-то причинам решили разобрать. Над восстановлением чудо-корабля Игорь трудился долгие месяцы. Все материалы покупал на собственные средства. Ладья сделана из сосны, так же строили и в древности – из той древесины, что росла поблизости. Правда, наши предки управляли ладьёй с помощью вёсел, а современная ходит на моторе.
Имя ладьи – «Тур» – выбрано не случайно. Это старинное название огромных диких быков, которые когда-то обитали на территории Центральной России. Голова быка на носу судна сделана по черепу тура в натуральную величину. Настоящий череп животного хранится в музее Ростова. Судно построено по образу и подобию боевых древних кораблей – ушкуев. Поэтому по бокам размещены деревянные щиты.
– Раньше эти щиты сохраняли в бою жизнь воинам, которые сидели за вёслами, – говорит Игорь Беспалов. – С одной стороны щиты были белого цвета – это значит, команда судна настроена мирно. А если судно шло в бой, щиты переворачивали. С другой стороны они были красные.
Игорь обучает мальчишек корабельному делу.
– Управлять ладьёй легко, – уверяет Игорь. – Даже новичкам это под силу.
«Люблю дерево, а оно – меня»
Жителям посёлка Климово в Брянской области не надо ехать в Париж, чтобы полюбоваться знаменитыми интерьерами Лувра. Об этом позаботился их односельчанин Владимир Акулов, воссоздавший королевские покои в собственном доме. На то, чтобы превратить обычную деревенскую постройку в царский дворец, у него ушло 35 лет. На потолках – живописные плафоны, написанные масляными красками, на полу – инкрустированный паркет, в комнатах – резная позолоченная мебель. Мастер уверяет, что подражать стилю ампир научился самостоятельно. Вдохновение черпал в столичных исторических музеях, особенно впечатлил Владимира Эрмитаж. Посмотрел, поговорил с реставраторами, потом вернулся домой и принялся мастерить. Первым «экспонатом» стала кровать, за ней последовал шифоньер, столы и стулья. Материалом для царской мебели он выбрал липу – она легко режется, не трескается и стоит в несколько раз дешевле, чем благородные породы.
– Всё сделано своими руками, – подчёркивает умелец. – Люблю дерево, а оно – меня.
Каждый предмет – результат долгой и кропотливой работы, на создание уходит несколько месяцев. Особая гордость Владимира – копия трона Екатерины Великой, правда, размером поменьше. Всё-таки метраж деревенских хором поскромнее царских.
Дом Владимира Акулова уже стал местной достопримечательностью. По его словам, во «дворце» за три десятилетия побывали… 6 миллионов человек! Посмотреть диковинку съезжаются не только из окрестных сёл. Слава народного умельца уже пересекла государственные границы, привлекая иностранные туристические группы.
«Страсть к узкоколейкам испытываю с детства»
Житель посёлка Ульяновка, что в 40 километрах от Петербурга, Павел Чилин построил садовую узкоколейную железную дорогу. Конечно, совсем не такую, как большая железная дорога широкой колеи и даже не как традиционная узкоколейная железная дорога, а совсем маленькую – вокруг собственного участка.
– Вроде уже и не игрушка, – рассказывает автор, – но и в ограниченную площадь вписывается, и людей с грузами по участку можно возить.
По образованию Чилин – инженер-электромеханик. В тихую Ульяновку он переехал из Петербурга 14 лет назад. Здесь, признаётся умелец, он нашёл «простор для фантазии и отдых для души». Собственный участок позволил Павлу воплотить в жизнь свою детскую мечту – построить садовую узкоколейку.
– Страсть к узкоколейным железным дорогам испытываю с детства, – признался Павел Чилин, – в своё время исколесил узкоколейные железные дороги Грузии.
Товарищи поддерживают Павла как могут – делают мотор для паровоза, запчасти для вагонеток, отдают запчасти. В планах Чилина – возвести небольшой железнодорожный мостик.
Однако имя мастера известно по всей России не благодаря железной дороге. Павел Чилин уже более 20 лет делает органы. На его счету более полусотни созданных органов разных видов и размеров, большинство из них – за границей. Но это уже совсем другая история…
«Сундук и сокровища я уже купил»
Посёлок с нежным названием Черёмушки грозит в скором времени превратиться в пиратскую столицу Хакасии. Вот уже третий год на берегу Енисея Александр Марченко строит копию «Чёрной жемчужины», корабля разбойника Джека Воробья из блокбастера «Пираты Карибского моря». Эскизы судна нашёл в интернете, детали делает у себя в мастерской, а затем привозит и устанавливает на месте. Средства на лихую затею понадобились нешуточные – на стройматериалы уже ушло около трёх миллионов рублей. Есть надежда, что средства отобьются: Александр собирается открыть здесь базу отдыха. На нижней палубе разместятся каюты для гостей и просторная баня, на верхней – кают-компания и банкетный зал. Естественно, все интерьеры будут проникнуты духом эпохи флибустьеров: старинная мебель, компасы, карты и даже сундук с драгоценностями.
– Сундук и сокровища я уже купил, – признаётся Александр.
А на верхней палубе строители планируют поставить бочку, до краёв наполненную любимым пиратским напитком – ромом. Не обойдётся и без боевых орудий – по бортам в бойницы встанут шесть пушек.
«Жемчужина» уже почти готова, идёт внутренняя отделка. Трудятся над ней всего трое: сам Александр, плотник и резчик. Но уже этим летом судно покинет верфь: Александр отбуксирует его на шесть километров вниз по реке, в более живописный уголок.